Рассказываем о создателе «Страданий юного вертера» и «Фауста»
Автор: Юлия Виноградова
Как только не называют Иоганна Гете! И властителем умов, и последним титаном Возрождения, и поэтом эпохи. «Творец великих вдохновений», — говорит о нем Василий Жуковский в своем стихотворении, посвященном встрече с немецким классиком.
Действительно, Гете оказал огромное влияние не только на европейское интеллектуальное сообщество конца XVIII — начала XIX века, но и на последующие поколения. Вспоминаем главное из биографии великого немца.
Гете родился во Франкфурте-на-Майне в семье юриста, имперского советника, библиофила и коллекционера. Родители дали ему блестящее образование: с детства он учил языки, естественные науки, с успехом занимался живописью, много читал (домашняя библиотека насчитывала более 2000 томов), играл на музыкальных инструментах и, конечно, постигал все, что было необходимо молодому человеку того времени: верховую езду, фехтование, танцы. Впоследствии Гете так и остался разносторонне увлеченным — человеком универсальных талантов. Кажется, не было области, в которой бы он не проявил себя.
«Меня всегда называли баловнем судьбы. Я и не собираюсь брюзжать по поводу своей участи или сетовать на жизнь. Но, по существу, вся она — усилия и тяжкий труд, и я смело могу сказать, что за семьдесят пять лет не было у меня месяца, прожитого в свое удовольствие. Вечно я ворочал камень, который так и не лег на место».
«Разговоры с Гете», Иоганн Петер Эккерман
Гете отлично рисовал, оставил после себя более 2 тысяч рисунков и акварелей и написал свою знаменитую работу «К теории цвета», которая значительно позже вдохновляла таких модернистов, как Пит Мондриан, Пауль Клее, Сай Твомбли, Энди Уорхол. Также серьезно занимался естественнонаучными вопросами и написал несколько работ по физике, сравнительной морфологии (ему и принадлежит этот термин), геологии. А кроме того, он увлекался минералогией, собрав коллекцию минералов в 18 тысяч образцов. Его именем даже была названа разновидность железной руды — гетит.
Гете коллекционировал и разводил фиалки, не только собирая новые сорта, но и рассеивая их семена по всему Веймару, от чего тот называли «городом цветов». Более четверти века он возглавлял Веймарский театр, где за это время было поставлено около 600 спектаклей. Сделал блестящую карьеру чиновника: возглавлял Военную коллегию, заведовал дорожным строительством и горными рудниками, отвечал за финансы.
И все же в первую очередь мы вспоминаем Гете как поэта, прозаика и драматурга, оставившего великое наследие.
Гете, казалось, черпал вдохновение в страстной любви. Своим возлюбленным он посвящал стихи, а душевные переживания ложились в основу романов и пьес. Еще в 1767 году, во время учебы в Лейпциге, он влюбился в дочь трактирщика Анну Катарину Шенкопф и посвятил ей сборник стихотворений «Аннета», а болезненный разрыв с возлюбленной выразил в пасторали «Капризы влюбленного».
В Эльзасе он познакомился с дочерью пастора. Ей он посвятил лучшие стихотворения страсбургского периода: «Фридерике Брион», «Свидание и разлука», «Майская песня». В 1920-х история любви Гете и Брион легла в основу оперетты Франца Легара «Фридерика».
Другой возлюбленной поэта стала Анна Элизабет Шенеман, которая полгода была его невестой, однако из-за семейных противоречий так и не стала женой. Гете посвятил ей несколько стихотворений, а в старости не раз вспоминал эти отношения. «Все мои произведения — лишь отрывки одной большой исповеди», — писал автор в своей автобиографии «Поэзия и правда».
Наконец, в Вецларе, куда Гете был направлен для прохождения юридической практики, он познакомился с Шарлоттой Буфф. Девушка не ответила на его чувства и собиралась замуж за другого. Через полтора года, всего за четыре недели, Гете написал роман в письмах «Страдания юного Вертера», в основу которого легли его личные переживания.
Книга имела оглушительный успех и прославила своего автора на всю Европу. Первые 1500 экземпляров были стремительно раскуплены, а в следующие два года было продано еще 9 тысяч книг. Когда спустя 30 лет Гете встретился с Наполеоном, одной из тем для разговора стали именно «Страдания юного Вертера», которые французский император читал много раз и даже возил с собой в Египетский поход.
Однако, в отличие от читателей, церковь и власти приняли роман не так восторженно. Они увидели в нем бунт против морали и общественного порядка, обвиняли автора в нарушении христианских заповедей. Поклонники книги идентифицировали себя со страстно влюбленным Вертером, что вызвало волну самоубийств (впоследствии это было названо «эффектом Вертера»). Роман был запрещен в Лейпциге, Саксонии, Дании и других регионах. Критик Георг Кристоф Лихтенберг писал: «Кто не направляет свои таланты на поучение и улучшение другого, тот либо плохой, либо в высшей степени ограниченный человек. Одним из них, должно быть, является автор страдающего Вертера».
Впрочем, критика не смущала Гете, и он продолжал как писать, так и влюбляться. Долго длился его роман с модисткой Кристианой Вульпиус, а официальные отношения были оформлены лишь спустя 18 лет. После смерти жены 72-летний Гете влюбился в 17-летнюю Ульрику Левецов. Обвенчаться с ним она не смогла, но после смерти Гете так и не вышла замуж, оставшись ему верна.
Гете вместе с мыслителем Иоганном Готфридом Гердером положил начало литературному направлению «Буря и натиск». Последователи движения стремились в своих работах отказываться от классицизма и рационализма, который ставила во главу угла эпоха Просвещения, в пользу свободы мысли, эмоциональности, страстных и сентиментальных чувств, творческого осмысления жизни. «Истинным счастьем для меня было мое поэтическое мышление и творчество», — позже вспоминал Гете.
В этот период он опубликовал драму «Гец фон Берлихинген», за которую его стали называть «немецким Шекспиром», роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», стихотворную эпопею «Герман и Доротея». В это же время Гете начал работать над «Фаустом», отразив многие идеи «Бури и натиска» в трагедии, ставшей центральной в его творчестве.
Со старинной немецкой легендой о докторе Фаусте Гете познакомился благодаря народному творчеству. Для него это стало настоящим открытием, и история об ученом, заложившем свою душу дьяволу, с тех пор занимала его на протяжении всей жизни. Над «Фаустом» Гете работал 60 лет, завершив его лишь за несколько месяцев до смерти. По словам Бориса Пастернака, переводившего эту трагедию, вторая ее часть представляет собой «огромную поэтико-философскую фреску, полную зашифрованных символических и мистических ассоциаций и непроясненных загадок, равной которой по сложности трудно найти в мировой литературе».
Легенда о Фаусте возникла еще в позднее Средневековье и интерпретировалась по-разному: так в «Народной книге» XVI века Фауст продает свою душу ради мирских удовольствий, в «Трагической истории доктора Фауста» Кристофера Марло он хочет обессмертить свое имя. У Гете же Фауст с безразличием относится к загробной жизни и легко заключает сделку с дьяволом ради познания. Сам Гете в беседах с Эккерманом говорил о Фаусте так:
«Это вещь сумасшедшая, она выходит за рамки привычного восприятия... Фауст такая необычная личность, что лишь немногие могут проникнуться его чувствами. Да и Мефистофеля не так-то просто раскусить, он насквозь пронизан иронией и в общем-то является живым воплощением определенного миропознания».
Сегодня «Фауста» называют одной из вершин немецкой поэзии. Драма оказала значительное влияние на мировую культуру, став источником для множества литературных, музыкальных и изобразительных произведений.
«Если бы ум и просвещенность, — говорил Гете Эккерману, — стали всеобщим достоянием, поэту жилось бы легче. Он мог бы всегда оставаться правдивым, не страшась высказывать лучшие свои мысли и чувства... К тому же и время — штука удивительная. Оно — тиран, и тиран капризный; взглянув на то, что ты говорил и делал, оно каждое столетие строит другую мину».
Время благосклонно отнеслось к Иоганну Гете, и мы по-прежнему воспринимаем его как одного из величайших немецких поэтов, чье влияние на мировую литературу и культуру бесспорно.
На все книги Иоганна Гете действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.