Интервью с автором книги «Любимчик Эпохи»
«Любимчик Эпохи» — роман-притча о дружбе и вражде, ревности и соперничестве, но главное, о всепобеждающей силе любви, которая одерживает верх даже над смертью.
Это второй крупный роман писательницы Кати Качур, яркое явление в современной российской прозе. История братьев Илюши и Родиона, которая легла в основу сюжета, наверняка отзовется в каждом, кто в детстве присматривал за младшими детьми в семье. Всю жизнь красавчик и умница Родик вынужден был соперничать с болезненным и хилым мечтателем Ильей, бороться за внимание родителей, а позже — женщин. И лишь после смерти Родиона все начало становиться на свои места.
Мы поговорили с Катей Качур о том, какие смыслы она закладывала в свою книгу.
«Любимчика Эпохи» уже называют будущим бестселлером. Чувствуете груз ответственности? Не страшно будет браться за новое произведение?
Это очень волнующий момент, когда твоя книга находит отклик в душах читателей и единичные продажи и отзывы вдруг перерастают в многотысячные. Конечно, я задаю себе вопрос: «А смогу ли я поддерживать такую планку в своих следующих романах?» Но, наверное, если об этом постоянно думать и дрожать, то ничего больше не напишешь. Поэтому нужно просто делать то, что должно, то, без чего не можешь жить. А прогнозировать на старте, будет ли успех у твоего нового произведения, бессмысленно, особенно если его герои уже сверлят тебе мозг и говорят: «Мы здесь, мы живые, пиши о нас, пиши!» Ничего не остается, как писать!
Как вообще у писателя возникает идея романа? Он где-то подсматривает, подслушивает сюжет? Или ваша история полностью выдумка?
Идея конкретно этого сюжета — «Любимчика Эпохи» — пришла не одномоментно. Можно сказать, она бродила во мне несколько десятков лет.
С юношества у меня была возможность наблюдать за двумя братьями. Это реальные люди, живущие в реальном мире. Они были диаметрально противоположными, начиная от внешности и заканчивая жизненной философией. Их взаимоотношения, основанные на соперничестве, ненависти, ревности и бесконечной любви, почему-то крайне меня волновали. И я всегда хотела выплеснуть это на бумагу, написать психологическую драму, очень жесткую. Но мне не хватало стержня, на который можно было нанизать сюжет, чтобы он превратился в крутой триллер.
И тут помог случай. Точнее, одно воспоминание. В детстве вместе с семьей я жила в Самаре в обычном многоэтажном доме. И там, на первом этаже, в очень неприятной, грязной квартире проживала сумасшедшая бабка. Страшная, крайне неорганичная в своих движениях, вечно что-то кричащая противным каркающим голосом. Кличка у этой бабки была Эпоха. Она вызывала у меня мистический ужас, я боялась ее до обморока, до мурашек по спине. У старухи не было родственников, и я не знаю, как сложилась ее судьба. Не думаю, что как-то сладко. Наверняка трагично.
Мы переехали в другой район, а я вообще перебралась жить в Москву. И где-то года два назад во сне пришла ко мне самарская бабка Эпоха, села рядышком... и опять, как в детстве, очень сильно меня напугала. Я проснулась в холодном поту и поняла: вот именно тебя мне и не хватало. Так родился роман.
А о чем ваша книга, если кратко? О братской любви? Об отношениях с родителями? О смерти?
Если совсем кратко, то мой роман — о вселенской любви. Если расшифровать, то о той, что пробивается сквозь боль и горе. Той, что обязательно придет и залижет раны. Той, которую мы порой топчем сапогами, но она все равно нас не покидает. Правда, распознать и раскусить эту любовь люди могут далеко не всегда.
Два брата, Родион и Илюша, которые с детства соперничают, ненавидят и буквально убивают друг друга, вдруг, взрослея, понимают, что связаны между собой больше, чем кровью. Больше, чем какими-то обязательствами, долгами. И это — настоящая человеческая любовь.
Почему так важно, чтобы Родион был призраком? Разве не могли Илюша и Родик разобраться тут, на земле? Обязательно требовалось кому-нибудь из них умереть?
Дело в том, что умерший в начале книги Родион Гринвич — совсем не призрак в общем понимании. Он живой, решающий сложные проблемы, любящий, любимый. Просто он — НАД чертой. А мы все — ПОД ней.
И над этой чертой в моем романе много удивительных персонажей. Они не приходят в прозрачных одеждах к людям, не пугают их, не пытаются повлиять на жизнь. Они сами являются жизнью. Но другой. И чем дальше погружаешься в сюжет, тем меньше удивляешься этой инакости, перестаешь видеть черту и вообще перестаешь делить героев на ТЕХ и ЭТИХ. Просто одни живут условно в Питере, а другие — в Москве.
Для чего мне это было нужно? Вовсе не для того, чтобы кого-то эпатировать. Это было сделано для расширения пространства романа. Для того, чтобы дать возможность свершиться справедливости. Она ведь не всегда успевает догнать людей в этой жизни. А на глазах у Родиона, на ЕГО НОВОЙ территории случается развязка многих историй, которым он долго не мог дать объяснение.
Но, несмотря на то что в книге все же есть мистические допущения, события реального мира описаны с абсолютной точностью.
Как вам кажется, в чем был секрет такой популярности Ильи? Почему его всегда любили больше?
Одна моя читательница написала в отзыве: «Почему Илюшу считают всеобщим любимчиком? Для меня любимчик — Родион». И я очень этому рада. Потому что каждый по-своему хорош.
Илюша — подранок, брошенный своей стаей и приласканный чужой. Он чокнутый, психованный, странный. Порой равнодушный, порой слишком нежный, чувственный. Вся его жизнь — преодоление. Знаете, есть такие люди, на которых падают все кирпичи. Люди, которые цепляют все болезни и спотыкаются обо все камни на пути. Илья с младенчества привыкает к тому, что сейчас будет больно, сейчас он получит по морде, сейчас его ударят со спины. С одной стороны, привыкает. С другой, учится противостоять и даже пренебрегать болью.
А его старший брат Родик — совсем другой. Он — счастливчик, красавчик, умница и талантище. На его пути жизнь расстелила красную ковровую дорожку. И притом он очень надежный и преданный человек.
В каждого из них Господь определенно положил по паре кусочков сахара. А в Илюшу — еще и ложечку меда. Наверное, частично в этом его секрет. Но если говорить обо мне, то я одинаково сильно люблю обоих.
Кто такая Эпоха? Какой смысл заложен в этом образе? Она ведь не просто сумасшедшая старуха, она вершит судьбы...
Для меня Эпоха — это женщина, по душе и телу которой прокатилась железными колесами история нашей страны. И очень сильно ее покалечила. Судьба Эпохи — главная интрига романа, главная загадка. Я бы даже сказала, детективная составляющая этой истории.
Дело в том, что одни люди проходят свой жизненный путь легко, минуя войны, репрессии, трагедии, техногенные катастрофы и их последствия. А вот Эпоху просто перемололо в своих жерновах время. Ей не удалось пройти мимо самых ужасных его проявлений. Но, возможно, благодаря этому где-то там наверху ей дали поблажку после смерти. Чтобы узнать, в чем она заключается, нужно прочитать роман.
Когда вы пишете, вы управляете текстом и сюжетом или они вами?
В начале любого произведения, конечно, я управляю сюжетом. Более того, я не могу начать писать, если до конца не осознаю, какова миссия романа и в чем его сверхидея. Я точно знаю, через какие испытания пройдут герои и каков будет финал.
Но когда произведение в разгаре, герои могут сами начать хулиганить и уводить меня в какие-то интересные закоулки. И я иду за ними, исполняю их прихоти, вплетаю незапланированные линии в роман. Это всегда крайне увлекательно.
О чем будет ваш следующий роман?
На биологическом факультете Самарского государственного университета я оказалась на кафедре зоологии и начала тропить лисиц в поволжских лесах. Тропить — это ходить по следу на лыжах зимой. По тому, как лисы оставляли метки на снегу, они подразделялись на спокойных и эмоциональных. Среди последних были еще и агрессивные. Я не помню, в чем была суть моего диплома, но помню, что там было мало научных фактов и много моей фантазии.
Я оказалась эмоциональной лисой. Мне поставили пятерку, и все прекрасно. Но, как человек анализирующий, я думала, а зачем я вообще этим занималась. Кому я принесла пользу? Себе — нет. Науке — нет. И вот, представляете, проходит почти тридцать лет, и вдруг я вспоминаю своих лис, вспоминаю, что самые добрые из них обладали уникальным геном, который встречается у человека тоже, и что этот ген был ужасен — он противоречил инстинкту самосохранения!
И у меня родилась идея романа под названием «Ген Рафаила», где Рафаил — с одной стороны, архангел из Ветхого Завета, а с другой — погоняло беглого зэка. Вот такой замес! Уверяю, будет пронзительно!
Кто ваши любимые современные писатели?
Люблю, обожаю Дину Рубину. Не просто читаю, а выпиваю залпом ее книги сразу же после их выхода. Очень счастлива, что Дине Ильиничне понравился мой роман и она оставила потрясающий отзыв, который помещен на обложку.
Открытием стала Лана Барсукова — светлый, тонкий и очень умный автор. К сожалению или к счастью, когда пишешь сама, настолько погружаешься в мир СВОИХ героев, что очень сложно воспринимать другие миры. И почитать современников можешь только тогда, когда «вынырнешь». Пока я на большой глубине — работаю над новым произведением.
На книгу Кати Качур «Любимчик Эпохи» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.