17 марта, 2021

Модная обложка: 15 трендов книжного дизайна

Рассказывает креативный директор издательства «Эксмо» Юлия Тарасова

В последние годы читатели предпочитают покупать книги в онлайн-магазинах, и это влияет на оформление изданий. В создании обложек мы используем минимализм, крупные шрифты и натуральные спокойные цвета.

В нашей статье на примере обложек книг издательства «Эксмо» мы расскажем о 15 мировых трендах графического дизайна 2021 года.

Каждый год компания Pantone выбирает цвет года. В 2021-м выбор пал на 17-5104 Ultimate Gray (серый) и PANTONE 13-0647 Illuminating (желтый). Эти цвета поддерживают друг друга и передают настроение 2021 года: серый — надежный и практичный, а желтый — солнечный и оптимистичный.

«Войны Миллигана», Дэниел Киз «Второй меч», Петер Хандке «Ни хрена я не должен! Манифест против угрызений совести», Томми Яуд «Еда для гениев. Как увеличить свой IQ во время завтрака, повысить производительность мозга во время обеда и активизировать память за ужином», Макс Лугавер, Пол Гревал «Снежный барс», Диана Арбенина «Да вы шутите! Как сделать текст сильнее с помощью юмора», Екатерина Чубукина

Крупные шрифты

В 2021 году шрифт становится главным героем книжной обложки: название и автор, набранные крупным кеглем, привлекают внимание покупателей. На обложке «Убить большого соню» разрезанный и деформированный шрифт останавливает взгляд.

Для серии книг «Терри Пратчетт» был создан уникальный объемный шрифт с векторными объектами, переносящий читателя в мир юмористического фэнтези. При создании оригинального шрифта дизайнеру важно помнить о читаемости текстов: автор и название книги должны читаться в уменьшенной версии обложки для интернет-магазина. 2021 — год экспериментов, пробуйте новые приемы деформации, леттеринга и написания шрифтов.

«Убить Большого Соню. Как заставить замолчать свою „внутреннюю сволочь“ и направить жизнь по лучшему из сценариев», Джен Синсеро «Любовь», Анджела Картер «К оружию! К оружию!», Терри Пратчетт «Бегуны», Ольга Токарчук «Центр тяжести», Алексей Поляринов

Минимализм

Одним из популярных трендов оформления печатной продукции этого года является минимализм. Мы видим тенденцию упрощения логотипов, мобильных приложений и сайтов. В качестве примера минималистического стиля можно привести серию «Книги, которые нужно прочитать до 35 лет»: лаконичная идея хорошо запоминается читателем и привлекает внимание.

«НИ ЗЯ. Откажись от пагубных слабостей, обрети силу духа и стань хозяином своей судьбы», Джен Синсеро; «ЛЮБИ СЕБЯ. Словно от этого зависит твоя жизнь», Камал Равикант

Пастельные природные цвета

Во время пандемии многие уехали жить за город, поэтому в дизайне 2021 года преобладают природные цвета и мотивы. Актуальными становятся цвета пастельной гаммы, приглушенные, с уменьшением яркости и контраста. Такие обложки создают уют и ощущение безопасности у читателей. Хочется зажечь камин, завернуться в теплый плед и читать интересную книгу.

«Я наблюдаю за тобой», Лайза Джуэлл «Английский пациент», Майкл Ондатже «Кот для славы», Наталия Полянская «Женщина, которая светится изнутри. Как найти свой источник женской силы и сексуальности», Реджина Томасауэр «Искусство заботы о душе. 100 инсайтов дзен-буддийского монаха о жизни без стресса», Шунмио Масуно «Эффект эмпатии. 7 ключей к сверхъестественной проницательности», Хелен Рисс

Тренды оформления 90-х годов

Нарушения правил, эксперименты с различными фактурами, текстурами, разрушение формы, закрашивание, зачеркивание иллюстраций и фотографий, использование стиля гранж в оформлении печатной продукции.

«Письма смерти», Чжоу Хаохуэй «Рецепт идеальной жены», Карма Браун «Какая чушь. Как 12 книг по психологии сначала разрушили мою жизнь, а потом собрали ее заново», Мэриэнн Пауэр «Итак, вас публично опозорили. Как незнакомцы из социальных сетей превращаются в палачей», Джон Ронсон «Без обид. Как извиняться, чтобы прощали, даже если все безнадежно», Молли Хоус

Блеск, золото, серебро

Помимо теплых природных оттенков, популярность набирают и металлические цвета. В оформлении наших книг мы используем металлические пантоны, голографическую и металлизированную пленки, а также тиснение с использованием фольги различных цветов. Хорошо смотрится использование золота на белом и светлом фоне переплета, как на обложке «Спаси меня» и «Вкусное Рождество».

«Спаси меня. Книга 1», Мона Кастен «Хочу — Mогу — Надо. Узнай себя и действуй!», Марина Мелия Блокнот. Гримуар зеленой ведьмы «Вкусное Рождество. Самые лучшие рецепты. Волшебные сказки зимы», Лиза Нишлаг, Ларс Вентруп

Геометрические формы

Также набирает популярность использование геометрических форм. Они помогают создать четкую визуальную структуру расположения элементов на обложке. В оформлении книги «Мама, мама» используются плоские формы треугольника и прямоугольника, которые вместе с названием изображают дом. В «Элджернон, Чарли и я» оформление создается с помощью композиции схем текстового набора. А в дизайне книги «Тебе нужно пространство» линии тетради визуально ломают плоскость обложки, создавая иллюзию глубины и пространства.

«Мама, мама», Корен Зайлцкас «Элджернон, Чарли и я», Дэниел Киз «Тебе нужно пространство. Освободи рабочий стол, голову и жизнь для того, что по-настоящему важно», Дерек Дрейпер «Тестировщик бизнес-идей. Не запускай стартап пока не прочитаешь эту книгу», Пэт Флинн

Иллюстрации с тонкими контурами

Минимализм и простота дизайна задают тренды и в иллюстрировании книг. Чем проще, тем лучше! Персонажи, нарисованные одной линией, отлично запоминаются, такие иллюстрации можно вписать в любой стиль оформления. На обложке книги «Рассказы пьяного просода» линией нарисованы силуэты мужчины и женщины, и зритель мысленно дорисовывает их лица. Включение читателя в визуальную игру делает дизайн запоминающимся.

«От Лукова с любовью», Мариана Запата «Рассказы пьяного просода», Надя Делаланд «От спама до любви. Как email-рассылки, мессенджеры и соцсети могут стать ключом к сердцу клиента», Глеб Кащеев «Я ЗЛЮСЬ! И имею право. Как маме принять свои чувства и найти в них опору», Лидия Пархитько

Новое прочтение известных произведений искусства

Известные произведения живописи в этом году становятся частью дизайна книжной обложки. 2021-й дает им новое прочтение за счет выбора нестандартного ракурса, включения в изображение шрифта и графических объектов. В качестве примера можно привести обложку книги «Просто об искусстве»: известная картина «Качели» Жана Оноре Фрагонара кадрируется с помощью рамы, из которой выходят рука и ноги девушки, а розовый фон добавляет актуальности дизайну.

«Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе», Сергей Зотов «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях», Мария Санти «Красота и ужас. Правдивая история итальянского Возрождения», Кэтрин Флетчер

Фотообъект в пространстве

Фотография объекта, парящего в пространстве книги, становится сегодня актуальным трендом оформления. Создается эффект футуризма. В обложках книг «Универсалы» и «День ангела» выбраны контрастные цвета по отношению к объекту: серый, желтый, розовый, зеленый.

«День Ангела. Рассказы о святых», Юлия Варенцова «Универсалы. Как талантливые дилетанты становятся победителями по жизни», Дэвид Эпштейн «Кето-голодание. Научное исследование о том, как улучшить самочувствие, очистить организм от токсинов и снизить вес с помощью интервального голодания и полезных жиров», Джозеф Меркола

Стекло

Стеклянные, прозрачные объекты, размещенные на обложках, также приобретают актуальность в 2021 году. Дизайн книг «Правильный жир», «Витамины и БАДы» за счет размещения прозрачных объектов приобретают отличную от бумажной текстуру и фактуру.

«Правильный жир: для чего он нужен организму и почему надо перестать его ненавидеть», Сильвиа Тара «Витамины и БАДы: фармацевт об их пользе и вреде», Кристин Гиттер

Смайлики

Иконки и смайлики становятся актуальным трендом оформления книжных обложек. Ежедневно мы используем различные эмодзи в переписке, и этот тренд становится неотъемлемой частью графического дизайна. В качестве примера могу привести книги: «Лягушки», «Миссис Калибан» и «Особенный мозг». В их оформлении смайлики привлекают внимание и вызывают эмоции.

«Лягушки», Мо Янь «Миссис Калибан», Рейчел Инглз «Особенный мозг. Загадочные болезни, благодаря которым ученые узнали, как работает наш мозг», Мани Сэньявон, Бенжамен Барэ

Инверсия цвета

После пережитого уныния в 2020 году человечество входит в 2021-й с оптимистическим ожиданием чуда. Поэтому в оформлении книг этого года дизайнеры будут чаще выбирать необычные сочетания цветов. Например, комбинировать монохромный цвет с яркими акцентами, как на обложках «Фанаток» и «Очень плохого профессора».

«Фанатки», Яна Миа «Очень плохой профессор», Лена Сокол

Сложные градиенты

Еще один из трендов этого года — использование в оформлении книг сложных градиентов с размытием и большим количеством цветов. В обложках «Неонового убийцы», книг Бернара Вербера и «Кратких ответов на большие вопросы» Хокинга использование неоновых цветов и градиентов дает обширное поле для творческих поисков графических дизайнеров.

«Древо возможностей», Бернар Вербер «Неоновый убийца», Дж. С. Лок «Краткие ответы на большие вопросы», Стивен Хокинг

Оптические иллюзии

Деформируя пространство книжной обложки, мы останавливаем взгляд покупателя. Идея дизайна серии блокнотов «Не забывай!» построена на оптической игре пространства, и архимедова спираль или другие сложные геометрические формы работают на привлечение внимания.

Не забывай! Книга для записи паролей

3D-дизайн

Создание 3D-реальности в ограниченном пространстве расширяет возможности оформления книжной обложки. В серии «Бомборий» используется объемный 3D-дизайн, который передает ощущение трехмерной глубины в плоском пространстве.

«Мастер-класс», Кристина Далчер «Свободная комната», Дреда Сэй Митчелл «Большой роман о математике», Лонэ Микаэль «Дневник Зомби из „Майнкрафта“. Книга 3. Каникулы в джунглях», Зак Зомби