Восхищение романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин» определило выбор Ивана Гончарова и поступление на словесный факультет Московского университета. По окончании он служил секретарем симбирского губернатора, где хорошо узнал механизм бюрократической системы. Затем стал переводчиком иностранной переписки в министерстве финансов, совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», служил цензором, был редактором «Северной пчелы» и снова цензором, причем консервативного толка. Именно в родном городе Симбирске он увидел приметы того «сна», который стал характерной чертой жителей придуманной писателем Обломовки, а также обломовщины, ставшей понятием нарицательным.
"Обломов" (1859) является второй частью знаменитой трилогии Ивана Гончарова, которая начинается с "Обыкновенной истории" (1847) и завершается "Обрывом" (1869).
Если постараться выделить только один лейтмотив литературы последних лет, то это будут истории про поиск любви к себе. Делай что хочешь, будь кем сможешь, но только получай удовольствие от того, чтобы быть собой. Однако вопросы о любви к себе как универсальном рецепте счастья не есть изобретение нынешних авторов популярного нон-фикшена.
Илья Ильич Обломов – это идеальный русский литературный герой. Споры по его поводу не утихают с момента выхода книги в 1859 году, хотя самого Илью Ильича такое внимание к собственной персоне, несомненно, удивило бы. Вот человек, который живет в своем совершенном мире. Он знает, кто он и чего он хочет, он не воспринимает мир как борьбу и возводит сибаритство в абсолют. С точки зрения современной психологии, он должен быть безостановочно счастлив. Однако не каждая правда о себе означает достойно прожитую жизнь. Обломова обманывают, от него уходит женщина, он теряет свое положение и возможности для сибаритского существования. В конце концов, он тихо умирает во сне после раннего инсульта.
В 19-м веке термин «обломовщина» быстро стал нарицательным и обозначал безволие, неспособность к действию, ведущее к угасанию и смерти. Но ведь перед нами человек, который точно нашел самое себя, как к тому истово призывают нас со всех сторон. Быть собой. Не меняться. Обломов не изменил себе ни в чем. И был он, помимо прочего, невероятно чистым и честным человеком, по-европейски образованным, умным, с высокими понятиями о чести и достоинстве. Несмотря на упреки в безволии и лени, Иван Гончаров сделал Обломова самым глубоким и наполненным героем своего романа. Он симпатизировал ему, несмотря на очевидные недостатки. Тогда жизненный путь такого героя был предрешен. Совершенно неважно, каковы твои моральные качества, если ты безволен и бессилен, то в конце тебя ждет упадок и забвение. Упадок да, но вот забвение вряд ли. Выйди роман сейчас, каков был бы финал у этой истории? Есть ли шанс у нынешнего Обломова, раскопавшего такую правду о себе, прожить счастливую жизнь в наши толерантные времена?
Забудьте о бледных аристократах в плащах с западноевропейских холмов. Русский вампир — явление иное, куда более загадочное… Он — упырь, вурдалак, мертвец-убийца, бродящий не по готическим замкам, а по тускло освещенным улицам губернских городов, по темным лесам и сумрачным усадьбам, где пахнет страхом и грехом. В сборник русской вампирической прозы вошли рассказы Валериана Олина, Владимира Даля, Григория Данилевского, Тэффи, Евдокии Нагродской, Алексея Толстого и других писателей.
«Унылая пора! Очей очарованье!» — эти строки Александра Пушкина стали воплощением осени, которая вдохновляла многих русских писателей. Багряно-желтыми опушками леса и кострами рябин. Кленовыми аллеями, ароматами опавшей листвы и антоновских яблок. Гудением самовара, доносящимся из деревенской избы. Букетами астр и георгин. Грибниками и охотниками на лесных тропах. Дождем и туманом, улицами, утопающими во мгле. Тоской о былой любви… В сборник вошли рассказы А. Куприна, И. Бунина, Н. Лухмановой, Б. Зайцева, К. Паустовского и других мастеров русской прозы.
Сегодня Есенин — поэт популярный и горячо любимый народом, его стихи знают наизусть и поют под гитару. Но прославился он не только как крестьянский поэт-хулиган, певец кабацкой Руси, «московский озорной гуляка», который «читал стихи проституткам и с бандитами жарил спирт». Есенин прежде всего — тонкий лирик и новатор. Блок назвал его тексты «свежими, чистыми, голосистыми», Пастернак отмечал, что «земля русская не производила ничего более коренного, естественно уместного». А вот Маяковский, наоборот, терпеть не мог этого «декоративного мужика» с его «ожившим лампадным маслом». Оцените и вы поэтичность его лирики, ее эмоциональную яркость и противоречивость.
Самый загадочный роман XX века о любви, свободе и сделке с тьмой во имя творчества. В этом произведении Михаил Булгаков соединил сатиру и философию, реальность советской Москвы и вечные библейские образы. Здесь безумие соседствует с гением, а правда — с магией. Это подарочное издание создано с особым вниманием к атмосфере эпохи: глубокий синий оттенок шёлкового переплёта, золотое тиснение, изящный золотой обрез и иллюстрации на мелованной бумаге в духе русского авангарда оживляют дух 1920—1930-х годов. Перед вами не просто книга, а эстетическое проживание бессмертного произведения.
Музыка — дар или проклятие? Искусство или одержимость? Русские писатели исследуют душу творца с поразительной точностью. Тайна смерти Моцарта. Городок внутри музыкальной табакерки. История гениального скрипача, который страдает алкогольной зависимостью. Юмористическая зарисовка о дружбе контрабасиста и флейтиста. Жизнь слепого мальчика, обретающего свой мир через музыку. Это и многое другое ждет вас в сборнике "Душа музыканта", в который вошли рассказы о музыке от русских классиков: Загоскина, Пушкина, Одоевского, Тургенева, Толстого, Короленко, Чехова, Куприна, Брюсова, Паустовского, Цветаевой.

Рекомендации книжного клуба

Коллекционные книги русских и зарубежных авторов

Рассказываем о лауреате премии «Большая книга» — 2025
