Рассказываем, как режиссеры и сценаристы помогают объяснять детям сложные темы
В начале 2021 года на экраны вышел анимационный фильм «Душа» режиссера Пита Доктера («Корпорация монстров», «Вверх», «Головоломка»), и критики сразу решили, что эта картина может сработать лучше, чем психотерапевт. Мультфильмы студии Pixar действительно славятся не только удивительной компьютерной графикой, в которой они, конечно, впереди планеты всей, но и своим катарсическим эффектом. Мы решили разобраться, какие посылы заключены в их анимационных лентах.
В каждом мультфильме сценаристы Pixar создают до мелочей проработанный мир. Как и в любой сказке, этот мир — яркий и прекрасный, но однажды в нем появляется проблема. Психолог и мама четверых детей Виктория Джамгарян считает, что большим преимуществом режиссеров и сценаристов студии является то, что они не боятся пугать своих зрителей:
«„Корпорация монстров“ начинается с ужасающей сцены, где мальчик спит в кровати, а на него рычит монстр. Потом, конечно, выясняется, что это тренировочная комната, но маленькие дети действительно боятся, потому что им легко ассоциировать себя с ребенком, которому снится кошмар. При этом режиссеры мультфильма очень внимательно относятся к тому, что страшно, и разбирают страх досконально. Более того, постепенно появляется „другое страшное“, с которым герои тоже обязательно справятся».
Работая с факторами, провоцирующими страх, даже в мультфильмах для малышей («История игрушек», «Приключения Флика», «Корпорация монстров») сценаристы показывают, что проблема не появляется из ниоткуда. Она становится частью жизни героев, как, например, иго саранчи в мультфильме о муравье Флике или сожаление из-за упущенных возможностей («Вверх», «Вперед», «Душа»). Взрослых это подталкивает к диагностике своего душевного дискомфорта: так ли страшно и неприятно то, чего вы боитесь, не кроется ли за этим что-то другое и не стоит ли начать с более глубоких проблем?
Что касается детей, то до них сценаристы успешно доносят простую идею: «Попробуй присмотреться к монстру, может быть, вблизи он окажется вполне симпатичным чудиком».
В мультфильме «Головоломка» есть эпизод, где Брезгливость доводит Гнев до «белого каления» и его огнем плавит стекло, чтобы спасти главных героинь — Радость и Печаль. С одной стороны, момент полностью комичен, с другой — очень показателен. Весь фильм посвящен взаимоотношениям двух персонажей. Этот нарратив приводит зрителей к выводу, что грустить тоже иногда полезно, а вечно позитивный настрой порою мешает мыслить рационально. Теперь же со своей задачей успешно справились недавние «неудачники», пытавшиеся заменить Радость у пульта.
Создатели «Головоломки» довели идею эмоционального интеллекта до апофеоза, наделив чувствами сами эмоции. Радость, Грусть, Гнев, Страх и Брезгливость появляются в голове Ралли по мере ее взросления и становятся не маркерами дурного характера, а частью развивающейся личности. Эта же идея, пусть и менее концентрированная, присутствует и в других пиксаровских картинах. Пит Доктер — один из самых титулованных режиссеров студии — показывает, что многие качества бывают скрыты и даже мы сами порой не подозреваем о них.
Еще одна важная мысль, которую проводит Pixar, — это идея о том, что каждый имеет право на проявление своих чувств. Яркий тому пример — фильм «ВАЛЛ-И», самая лиричная и трогательная картина студии о роботе—мечтателе, охраняющем свое растение и влюбившемся в электронную красавицу ЕВу.
Положительные герои ошибаются в фильмах Pixar почти постоянно. Все началось с ковбоя Вуди («История игрушек») хотел столкнуть Базза в щель, чтобы вернуть себе любовь Энди и уважение игрушечного сообщества. С тех пор персонажи совершают поступки, о которых сами же жалеют. Муравей Флик («Приключения Флика») нечаянно уничтожает всю еду колонии, крысенок Реми («Рататуй») попадается на воровстве, Барли Лайтфут («Вперед») ребенком не смог зайти в палату к умирающему отцу и попрощаться, Мистер Исключительный («Суперсемейка») врет жене и детям и попадает в ловушку. В каждом фильме студии есть подобный пример, но авторы делают это не для оправдания воровства или вранья, а для того, чтобы показать: каждый достоин второго шанса. Даже люди, загадившие планету, заслужили вернуться на Землю и начать новую жизнь, восстанавливая природу.
И это, пожалуй, один из главных и самых сильных невербальных лозунгов Pixar. У героев их мультфильмов всегда есть кто-то, кто придет на помощь в трудной ситуации. Как правило, это родные: «Остров семьи» в сознании Ралли («Головоломка») рушится последним, Мигеля Риверу («Тайны Коко») поддерживают не только живые, но и мертвые родственники, в «Суперсемейке» даже название говорит о том, кто будет спасать главного героя.
Однако сценаристы Pixar не боятся говорить и том, что семья не всегда бывает полной. Да и вообще бывает не всегда. И в подобных ситуациях на помощь приходят совершенно неожиданные персонажи, например старый ворчун, так и не сумевший прийти в себя после смерти жены («Вверх»), глупый человеческий детеныш («Хороший динозавр»), крысенок-кулинар («Рататуй») и много кто еще. Конечно, в реальной жизни Реми не научит повара-неудачника готовить лучшие блюда французской кухни, но посыл для взрослых и детей очевиден: подмогу можно найти всегда, стоит только оглянуться вокруг.
Ну и последнее, самое очевидное — идея о том, что мечты сбываются. На первый взгляд, это обычная сказочная философия. Но традиционно в волшебных историях принцесса мечтает выйти замуж, принц — победить дракона и стать королем, а герои рангом пониже — обрести богатство и почет. Словом, все стандартно.
А вот режиссеры и сценаристы Pixar идут дальше: хочешь в преклонном возрасте исполнить детскую мечту — пожалуйста, вернуть близкого человека с того света — нет ничего невозможного, ведь любимые живы, пока мы про них помним, стать лучшим французским поваром, даже если ты вырос в трущобах, — милости просим в мишленовский ресторан! Мечты у героев студии разные. Мерида («Храбрая сердцем») хочет сохранить свободу и не желает выходить замуж. Мигель Ривера и Джо Гарднер грезили сценой и не обращали внимания на запреты и наставления родственников. Но не все персонажи мечтают прыгнуть «выше головы». Так, Молния МакКуин («Тачки») отказывается от победы в престижной гонке и сотрудничестве с прибыльной компанией ради того, чтобы поселиться в забытом богом городке и попробовать вернуть ему былую славу.
Pixar показывает, что нет не только ничего невозможного, но и ничего постыдного в том, что твои желания отличаются от традиционных и одобряемых обществом целей.