Питер Динклейдж, Шон Бин, Лина Хиди и другие в экранизациях книг
«Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина стала невероятно популярна после появления сериала «Игра престолов». Актеры, успевшие поучаствовать в съемках эпической саги, получили мировую известность, независимо от того, как строилась их карьера до этого. А ведь в копилке многих из них и без того большое количество незабываемых ролей, в том числе в экранизациях известных произведений.
Самые интересные из подобных работ — в нашей подборке.
В карьере Шона Бина не так много фильмов, в которых его герой доживает до финала. Но есть и счастливые исключения. Перед тем как сыграть Боромира, актер примерил на себя роль Вронского в американской версии «Анны Карениной» (1997) режиссера Бернарда Роуза. Офицер превратился в блондина и выглядит немного старше, что, конечно же, может вызвать недовольство у поклонников оригинального текста, но к психологической составляющей образа (и это намного важнее) никаких претензий нет. Компанию будущему Неду Старку в картине составила обворожительная Софи Марсо (Анна Каренина), а также Джеймс Фокс (Каренин), Миа Киршнер (Китти Щербацкая) и Альфред Молина (Лёвин).
Напомним, что роман Толстого переведен более чем на 40 языков и экранизирован более 30 раз. Уникальность работы Роуза и компании ICON в том, что это первая «Каренина» западного производства, которую полностью снимали в России, на базе Ленфильма и студии «ТРИТЭ». В кадре появляются Петергоф, дворцы Меншикова и Юсупова, Зимний дворец. И мы действительно видим Петербург XIX века со всеми его порядками, нравами и красотами. А музыка Чайковского, Рахманинова и Прокофьева, призванная создать по-настоящему «русскую» атмосферу, хоть и была создана несколько позже описываемых событий, но тем не менее, созвучна месту.
Наверное, трудно себе представить Кейтилин Старк и Эдмура Талли в каком-нибудь классическом произведении русской литературы? И тем не менее в 2010 году Мишель Фэйрли и Тобайас Мензис приняли участие в съемках чеховской «Дуэли». Роли легкомысленных Лаевского и Надежды Федоровны в фильме Довера Косашвили исполнили Эндрю Скотт (Мориарти из «Шерлока» ВВС) и Фиона Глэскотт («Бруклин»). Мензис перевоплотился в прямолинейного зоолога фон Корена, мечтающего о физическом уничтожении аморальных типов, подобных герою Скотта. А из Фэйрли получилась самая настоящая русская чиновница Мария Константиновна — женщина во всех отношениях правильная и добродетельная, не забывающая однако активно учить жизни всех остальных.
При всем соответствии атмосферы фильма ощущениям от повести русского классика, не обошлось, конечно же, и без «клюквы», хотя и не настолько «раскидистой», как можно было бы ожидать. К примеру, режиссер, большую часть детства проведший в Грузинской ССР, перебравшись на Запад, видимо, совсем позабыл, что такое русская баня. Сцена, в которой Лаевского парит розгами его собственная кухарка, вызывает только смешки и недоумение.
Роль Тириона Ланнистера принесла Питеру Динклейджу мировую славу и позволила наконец полностью раскрыться как актеру. До этого ему доставались в основном персонажи второго-третьего плана, и развернуться было особенно негде. В фильме Эндрю Адамсона «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» (2008) он сыграл гнома Трампкина, и сам факт того, что это оказался персонаж положительный, — уже большая удача.
Вторая (по порядку экранизации) часть цикла Клайва Стейплза Льюиса о детях, попавших в сказочную страну, изначально более короткая и, как и все книги серии, довольно сухая. Создатели киноверсии «Нарнии», добавили ее героям эмоций, а повествованию объема и увлекательности. Большую часть дорогого Льюису религиозного контекста убрали, и получилось хорошее семейное кино со средневековыми костюмами и оружием, зрелищными битвами и красивыми пейзажами. Музыка Гарри Грегсона-Уильямса и грим Говарда Бергера помогают погрузиться в сказку даже взрослым. И наблюдать за повзрослевшими Певенси действительно приятно (актеры Джорджи Хенли, Скандар Кейнс, Уильям Моузли и Анна Поплуэл). Жаль только, что они почти полностью затмевают собой и Трампкина со всеми компьютерными нарнийцами, и колдунью (Тильда Суинтон), и даже Каспиана (Бен Барнс).
Фильм «Водная страна» Стивена Джилленхола (одного из создателей сериала «Твин Пикс») стал первым опытом съемок как для совсем еще юной Лины, так и для 14-летней дочери режиссера, Мэгги. Хиди сыграла в экранизации знаменитого романа Грэма Свифта молодую жену главного героя — битого жизнью учителя истории Тома Крика. И хотя Мэри Крик не Серсея Ланнистер, без откровенных сцен не обошлось и здесь.
Но, как известно всем читателям «Земли воды», с годами героиня должна сменить внешнюю привлекательность на незавидный опыт безумия. Поэтому в роли повзрослевшей Мэрит мы видим более опытную Шинейд Кьюсак, а малоизвестный британский актер Грант Варнок (молодой Том) уступает место неподражаемому супругу последней — Джереми Айренсу.
Помимо Тайвина Ланнистера и отца Виктора Франкенштейна, Чарльзу Дэнсу еще в далеком 1990-м удалось создать яркий запоминающийся образ самого музыкального социопата в истории кинематографа — Призрака Оперы. В отличие от других многочисленных экранизаций готического романа Гастона Леру, в фильме Тони Ричардсона изуродованное лицо Эрика не показывается ни разу. Играть Дэнсу пришлось буквально одними глазами, поскольку маска закрывала все его лицо. По сценарию Артура Копита, характер и предыстория персонажа изменены, и оттого он становится менее пугающим и более таинственным.
Несмотря на значительные расхождения с книгой, фильм завораживает. Настоящая Гранд Опера вместо декораций смотрится очень эффектно, арии из «Нормы», «Травиаты» и «Фауста» звучат так проникновенно, что у зрителя иной раз наворачиваются слезы, да и актеры подобраны к месту.