24 сентября, 2018

Кино по классике: «Мост через реку Квай» Дэвида Лина

Экранизация одноименного романа Пьера Буля

«Мост через реку Квай» — литературный дебют французского писателя Пьера Буля, прошедшего Вторую мировую войну в составе сил «Свободной Франции». Все пережитое он перенес на бумагу, и первый же его роман принес ему всемирную славу. Успех был настолько ошеломительным, что экранизированный роман стал классикой современного кинематографа.

Мост через реку Квай Пьер Буль

Экзотичная история времен Второй мировой, по мнению некоторых зрителей, отдает карикатурностью, сделанностью и неправдоподобием. Но не стоит забывать, что это 50-е годы, когда в кино существовали определенные табу на то, что можно показывать, а что — оставлять за кадром. В этой картине мы не встретим сцен насилия, даже пощечина пленному показана завуалированно. Не увидим мы здесь и эпичных батальных сцен, что скорее является достоинством фильма, придающим ему камерность.

Режиссер ленты Дэвид Лин, уже прославившийся нашумевшим до этого «Лоуренсом Аравийским», подходил к выбору сюжета с виртуозностью, оставляя все наиболее динамичные и кульминационные сцены на конец. Сама история довольно проста: во время Второй мировой войны японцы направили захваченных в Сингапуре британских солдат в отдаленный бирманский лагерь для военнопленных. Его начальнику, полковнику Сайто, отдан приказ: используя подневольный труд англичан, построить стратегически важный мост через реку Квай. В этот момент из лагеря сбегает американский матрос Щирз, который пытается добраться до расположения войск Его величества.

Все внимание в картине приковано к персонажу Николсона, блестяще сыгранному Алеком Гиннессом. Его непреклонность и британское чувство превосходства, в некоторые моменты кажущиеся в прямом смысле убийственными и нечеловечными, несомненно запоминаются и притягивают зрительское внимание. Герой он или злодей — каждый решает сам для себя. И так показаны многие герои фильма. Привычная для современного зрителя психологическая глубина в те времена не была повсеместной. И это, безусловно, режиссерский успех.

Точно схвачено и ощущение безумности этой войны. Одни кладут кучу людей на то, чтобы построить мост, другие — чтобы его взорвать. И вся эта суета попахивает абсурдностью и бредом. Но, как ни странно, это и есть та самая жизненная правда о войне. Как результат, картина Дэвида Лина получила 7 премий «Оскар», включая награду за лучший фильм.

Читайте также