В издательстве «Эксмо» вышла новинка Маши Трауб — «Новые семейные обстоятельства». Это сборник небольших рассказов и зарисовок из повседневной жизни самых обычных людей
Смешные, досадные и трогательные моменты благодаря таланту писательницы превращаются в захватывающие и искренние истории, над которыми можно и посмеяться, и подумать. Мы поговорили с Машей Трауб о том, как создавался её последний роман, о жизни и планах на будущее.
Маша, поздравляем с выходом книги! Вы упоминали, что эта книга — практически личный дневник. Как проходила работа над ней?
С блокнотом, в который я записывала смешные выражения детей, делала заметки, следя за той или иной забавной ситуацией. Книга действительно состоит из маленьких, на первый взгляд, совсем незамысловатых историй, и именно поэтому она мне дорога. Описать в двух-трех предложениях комическое или трагическое невероятно сложно. Но это мой любимый жанр — сделать так, чтобы трагикомедия умещалась в один абзац или диалог.
Все действующие лица названы своими именами. Не были ли они против появления в вашей книге?
Вчера не отвечала на звонки. Потом перезванивала, извинялась, объясняя, что кормила своих любимых прототипов — подругу Катю и ее прекрасных дочерей обедом. Наоборот, дети требуют, чтобы я не меняла их имена. Они очень гордятся, что про них написана книга и просят написать продолжение. Мне же хочется, чтобы они, повзрослев, прочитали про себя — что говорили, в какие ситуации попадали. Так что я сейчас работаю таким семейным летописцем. Катя и девочки, рассказывая очередную историю, так и говорят — вдруг тебе для книги пригодится? Так же было и с моими детьми. Когда я спрашивала, как дела, они уточняли — мне это нужно для текста или я просто так интересуюсь? У нас это стало семейной шуткой.
Ваша новая книга — песнь быту и повседневной жизни. Есть ли у вас самый любимый момент дня, может быть, когда у вас запланирован какой-то личный ритуал или когда вся семья собирается за ужином?
Как у любой матери, у которой есть маленькие дети, лучший момент дня — поздний вечер, когда все уже спят и не требуют написать за них сочинение, сшить в ночи костюм назавтра, соорудить поделку на конкурс или сплести макраме, как вариант. Я работаю на кухне и могу сесть писать, когда все уже, наконец, не хотят вдруг пить, есть, поговорить, пострадать, попросить приготовить что-нибудь вкусное, что происходит каждый вечер. Мой сын уже вырос, живет отдельно, дочь — подросток, но вечерние часы, когда я сажусь работать по-прежнему самые любимые.
Как научиться видеть в обычных событиях красоту и радость жизни?
Вовремя выпить пустырник или валерьянку, для начала. Уметь шутить над собой. Для меня самоирония — спасение от многих проблем. И найти свой способ «терапии». Для меня это дети. Когда ко мне приезжает Катя с детьми, мой супруг так и говорит — «терапия приехала». Я с раннего утра стою у плиты, чтобы приготовить любимые блюда девочек, кормлю их завтраком, обедом, попутно мы учим спряжения глаголов, исключения, или играем в рифмы. Я проверяю в ночи их домашние задания по русскому языку, пытаюсь подготовить к важному диктанту или другой работе в рекордные сроки. Для меня — это счастье и та самая радость жизни. Делать что-то для детей, с детьми.
Часто ли вы устаёте от быта и как справляетесь в таком случае?
Конечно, часто, как и любая женщина. Но всегда есть доставка и пицца!
Начали ли вы работу над следующей книгой или решили дать себе временный отдых?
Я сдала рукопись, которая совсем не похожа на предыдущую, редактору. Это полноценный, не очень легкий роман о том, как супруги при разводе решили «поделить» детей. И о том, как это переживает каждый из членов семьи — муж, жена, дети. Как эта ситуация для каждого видится и отдается своей болью.