Татьяна Шахматова советует книги о том, какие слова лучше не произносить никогда
Современный мир — это мир информации. Мы регулярно что-то публикуем в социальных сетях, каждый день нас в чём-то убеждают СМИ и реклама, а наши собственные слова могут быть интерпретированы порой самым неожиданным образом. Такие понятия как клевета, буллинг, речевая агрессия, информационная атака давно вошли в повседневный лексикон. Цена слова стала сопоставима с ценой свободы, карьеры и даже жизни — это подтверждают громкие судебные дела.
Слишком эмоциональное выступление на собрании домового правления может повлечь за собой обращение в суд за клевету. Почему-то у одного коуча продажи в интернете идут, а у другого вместо этого — обвинение в некорректном поведении и отписки. Всё это круг вопросов, которые решает лингвистика.
Если ваша работа связана со словом, если вы выступаете для широкой аудитории, то очевидно, что владеть риторическими приемами убеждения и удержания внимания аудитории сегодня явно недостаточно.
Татьяна Шахматова, эксперт, кандидат филологических наук, автор серии детективов «Филологическое расследование», в которых главной уликой является слово, рекомендует 15 научно-популярных книг по юридической лингвистике, которые помогут понять, как именно слова выдают то, что мы хотим скрыть от других. Как говорить убедительно, при этом не нарушая границ собеседников и законов Российской Федерации, а также эффективно взаимодействовать с агрессором в ситуации конфликта.
Основатель Института судебной лингвистики в Великобритании Джон Олссон рассказывает о самых громких и запутанных делах, в раскрытии которых он принимал участие. Эта книга об устройстве языка, о тонкостях лингвистического анализа и о том, как часто человек проговаривается, даже если максимально следит за своими словами.
Книга, которая может быть названа практическим пособием по юридической лингвистике для всех желающих, содержит полезные советы о том, как избежать вербальных правонарушений, включает ссылки на статьи законов, разбор известных громких дел и некоторых решений из экспертной практики.
Фактически классика юридической лингвистики, как «Капитал» Карла Маркса для экономической теории или «Теория поля» Льва Ландау для физики. Баранов подробно говорит о методах, позволяющих анализировать содержание текста: что в нем говорится прямо и что подразумевается, показывает, как с помощью методов лингвистического анализа тайное сделать явным, имплицитное — эксплицитным.
Эта книга посвящена практическим приемам манипулирования в СМИ, здесь тесно переплетены лингвистика, логика и психология. Огромный объем анализируемого материала, эрудиция автора и увлекательность изложения увлекут даже непрофессионала.
Книга в деталях раскрывает технические подробности процесса речевого манипулирования. Подробно описаны стилистические и риторические приемы, особенности подачи информации, которые использует манипулятор, вне зависимости от того, является ли он вашим собеседником или СМИ.
История филолога Гасана Гусейнова, который якобы своими филологическими изысканиями имел целью оскорбить русскоговорящее население России, наглядно показывает болевую точку развития языка. Эта книга о том, как современная история преломляется в современной речи, наглядно демонстрирует проблемные и опасные зоны, неоднозначно воспринимаемые даже самими носителями русского языка.
«Пишешь про слова, а читатели яростно возражают про жизнь» — афористично сформулировала автор мысль о том, что наша жизнь буквально растворена в языке и выразиться нейтрально просто невозможно. Книга известного эксперта-лингвиста даст представление об огромной нелингвистической нагрузке, которую несет слово, как оно укоренено в современности, как быстро меняется наш язык и мы вместе с ним.
Книга-хрестоматия, в которой собраны и прокомментированы тексты тридцати одной лингвистической экспертизы, выполненной в ходе судебных процессов по обвинению в унижении чести, достоинства и деловой репутации, оскорблении, клевете. Если вы работаете в СМИ или ведете публичные выступления/блог, записываете прямые эфиры, это издание может служить справочным пособием по освобождению текста от оскорбительных выражений и оборотов, ненормативной, инвективной и обсценной лексики.
Негативные речевые сценарии в этой книге не просто обозначаются, но привязаны к конкретным статьям законов с чётким прописыванием алгоритмов поведения в ситуации насилия над ребенком его сверстниками. Часто знание формул для отпора речевой агрессии (оскорбления, издевки, подколки, клевета) могут остановить прессинг ребенка на самых ранних этапах.
Игорь Рызов — переговорщик с огромным стажем, и главное, что он доносит до читателей в своей книге, что переговоры — это процесс. Здесь нет победителя и побежденного, и, только четко представляя себе стадию процесса, можно достигать своих целей. Общение в режиме «жестких переговоров», с чем каждый из нас сталкивается практически ежедневно, может быть взаимовыгодным, если вы знаете, как вести себя с оппонентом. Практические знания пригодятся и в повседневной жизни, и во время публичных выступлений.
Книга, посвященная тактике и стратегии общения с руководителями высшего звена, будет полезна как в бизнес-переговорах, так и в общении с трудными собеседниками, вне зависимости от их статуса. Неслучайно книга названа «Лучшей деловой книгой-2019», потому что содержит практические инструменты перевода любых сложных переговоров в конструктивное русло. Противостоять монстрам не обязательно с помощью их оружия, ведь это может негативно сказаться на вашей репутации. Игорь Рызов учит, как поступать в непростой ситуации общения.
Отлично подходит в пару к книге о Копниной «Речевое манипулирование» — здесь даются приемы, позволяющие противостоять манипуляции и выходить из конфликтной ситуации в реальной жизни. Книга будет полезна тем, кто по работе вынужден часто сталкиваться с негативом.
Книга, помогающая понять суть конфликта и возможности для эффективного управления собственным поведение для его решения. Автор приводит множество кейсов с реальными конфликтами и вопросами для осмысления. Даже несмотря на то, что ситуации выстроены в американских реалиях, они очень показательны и будут полезны как в бытовом общении, так и в профессиональной сфере.
«Человек, знающий родной язык за вычетом некоторых слов, подобен врачу, способному лечить больного за вычетом некоторых органов», — это фразой Василий Буй предварил свой специфический словарь, содержащий только инвективную лексику. 368 страниц абсолютной речевой несанкционки, которую лучше просто забыть во время публичных выступлений.
Словарь содержит более 16 тысяч слов и 4 тысяч фразеологизмов, использование которых в публичной речи — не лучшая идея. Зато словарь поможет лучше понять некоторые литературные произведения, ведь содержит цитаты из современных и не только художественных произведений, а также периодики.