Николай Ставрогин, виконт де Вальмон, Фредерик Клегг — буквально средоточие дурных черт характера. Они предают, оскорбляют, лишают покоя и сна и рушат до основания жизни тех, кто их любит. Подобные герои не вызывают ни жалости, ни сострадания, но так ли все просто, как кажется на первый взгляд? Мы решили собрать в одном материале литературных персонажей, которых ненавидят читатели, и понять, что же такого они сделали, что заставили отвернуться от себя весь мир?
Виконт де Вальмон, герой культового романа французского писателя Шодерло де Лакло «Опасные связи», не лишен типичного обаяния негодяя, которое так нравится женщинам и так быстро разрушает их жизни. Незнакомый с чувством сострадания, он руководствуется исключительно охотничьим инстинктом: догнать, покорить, а затем бросить свою жертву и устремиться на поиски новой добычи.
И все-таки истинное чувство ему не чуждо. Правда, и настоящую свою возлюбленную, супругу судьи госпожу де Турвель, он предпочитает бросить самым жестоким образом. Однако на сей раз им движет вовсе не привычная жажда покорить и растоптать очередную подругу — виконт до смерти боится чувства влюбленности. Вот здесь-то у читателя и появляется крошечный шанс посочувствовать развратному Вальмону, а использовать его или нет — только ваш выбор.
Согласитесь, что в русской классической литературе часто встречаются неоднозначные персонажи, которых нельзя с легкостью отнести ни к категории положительных, ни отрицательных. Одним из ярчайших примеров такой балансировки является главный герой романа Федора Достоевского «Бесы» — Николай Ставрогин. Вопреки приятной, притягательной внешности, молодой человек обладает полным набором черт искусного манипулятора, даже в какой-то степени психопата. Он эгоцентричен, расчетлив, ему практически неведомы жалость и сострадание, а кроме того, он без больших усилий доводит до самоубийства влюбленную в него женщину. Казалось бы, этого достаточно, чтобы испытывать к Ставрогину стойкую неприязнь, однако не все так просто.
Несмотря на все вышеперечисленное, Николай Всеволодович поистине трагический персонаж. Собственная моральная увечность заставляет молодого человека испытывать душевные муки, а некоторые поступки, включая желание жениться на Хромоножке, и вовсе представляются верхом альтруизма и великодушия.
«Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», — именно так пишет о своем герое Салтыков-Щедрин в романе «Господа Головлевы», и, согласитесь, это исчерпывающая характеристика.
Уменьшительная форма от имени библейского героя Иуды представляет читателю Порфирия мерзким и подлым человеком, предателем, наушником, способным «продать» кого угодно ради одного только поощрения и личной выгоды. Более того, за ним не числится ни единого честного, правильного поступка. Одного за другим он, будто играючи, сводит в могилу ближайших родственников, а под конец жизни погружается в беспробудное пьянство. Даже запоздалое раскаяние, настигшее Порфирия Владимировича незадолго до собственной кончины, представляется нелепым, несущественным на фоне совершенных им злодеяний, ведь единственное, о чем он действительно сожалеет, — так это о своем одиночестве.
Несмотря на то, что изначально Возлюбленную, убитую когда-то собственной матерью во имя свободы, а после явившуюся в мир живых в виде то ли призрака, то ли нового земного воплощения, можно ошибочно принять за жертву, это не совсем так. Хрупкая, почти мифической красоты девушка вторгается в устоявшуюся жизнь своей семьи и начинает планомерно превращать ее в настоящий кошмар.
Однако родственникам, а особенно измученной чувством вины Сети, ее жестокость не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Более того, домашние готовы простить монстру в облике молодой женщины любую выходку. Со временем Возлюбленной удается полностью подчинить себе волю сестры, а затем и матери, лишить их еды, сна, здоровья, выжить из дому сожителя Сети и превратить родных в бесплотных призраков.
Так заслуживает ли жалости Возлюбленная, лишенная жизни отчаявшейся рабыней? А может быть, свое сочувствие следует направить на Сети, которая вынуждена до конца жизни расплачиваться за совершенное преступление? Правильный ответ на этот вопрос у каждого свой.
Оправдать преступление невозможно, особенно когда речь идет о насильном удержании другого человека где бы то ни было. А Фредерик Клегг из романа Джона Фаулза «Коллекционер» совершил именно это. Будучи безнадежно влюбленным в девушку, которая не обращала на него ни малейшего внимания, он принял казавшееся ему единственно верным решение — похитить Миранду Грей и держать ее взаперти. Согласитесь, довольно странный способ добиться расположения молодой женщины. Кроме того, обычно замкнутый, нелюдимый и стеснительный Клегг не меняется, даже находясь в близком контакте со своей жертвой: его смелости хватает только на бесцельные монологи, от которых Миранда начинает практически сходить с ума.
Но не стоит отрицать и того, что Фредерик отнюдь не глуп, он хорошо образован и даже в некоторой степени галантен. Более того, ему, одинокому, отвергнутому женским обществом мужчине, можно даже посочувствовать, однако окончательное решение, проявлять ли к молодому человеку сострадание или ненавидеть его, Фаулз оставляет за читателем.