11 марта, 2020

5 литературных персонажей, которых нам нравится ненавидеть

Николай Ставрогин, виконт де Вальмон, Фредерик Клегг — буквально средоточие дурных черт характера. Они предают, оскорбляют, лишают покоя и сна и рушат до основания жизни тех, кто их любит. Подобные герои не вызывают ни жалости, ни сострадания, но так ли все просто, как кажется на первый взгляд? Мы решили собрать в одном материале литературных персонажей, которых ненавидят читатели, и понять, что же такого они сделали, что заставили отвернуться от себя весь мир?

Виконт де Вальмон

Джон Малкович в роли виконта де Вальмона. «Опасные связи», 1988.

Виконт де Вальмон, герой культового романа французского писателя Шодерло де Лакло «Опасные связи», не лишен типичного обаяния негодяя, которое так нравится женщинам и так быстро разрушает их жизни. Незнакомый с чувством сострадания, он руководствуется исключительно охотничьим инстинктом: догнать, покорить, а затем бросить свою жертву и устремиться на поиски новой добычи.

И все-таки истинное чувство ему не чуждо. Правда, и настоящую свою возлюбленную, супругу судьи госпожу де Турвель, он предпочитает бросить самым жестоким образом. Однако на сей раз им движет вовсе не привычная жажда покорить и растоптать очередную подругу — виконт до смерти боится чувства влюбленности. Вот здесь-то у читателя и появляется крошечный шанс посочувствовать развратному Вальмону, а использовать его или нет — только ваш выбор.

Николай Ставрогин

Максим Матвеев в роли Николая Ставрогина. «Бесы», 2014.

Согласитесь, что в русской классической литературе часто встречаются неоднозначные персонажи, которых нельзя с легкостью отнести ни к категории положительных, ни отрицательных. Одним из ярчайших примеров такой балансировки является главный герой романа Федора Достоевского «Бесы» — Николай Ставрогин. Вопреки приятной, притягательной внешности, молодой человек обладает полным набором черт искусного манипулятора, даже в какой-то степени психопата. Он эгоцентричен, расчетлив, ему практически неведомы жалость и сострадание, а кроме того, он без больших усилий доводит до самоубийства влюбленную в него женщину. Казалось бы, этого достаточно, чтобы испытывать к Ставрогину стойкую неприязнь, однако не все так просто.

Несмотря на все вышеперечисленное, Николай Всеволодович поистине трагический персонаж. Собственная моральная увечность заставляет молодого человека испытывать душевные муки, а некоторые поступки, включая желание жениться на Хромоножке, и вовсе представляются верхом альтруизма и великодушия.

Иудушка Головлев

Денис Суханов в роли Иудушки. «Господа Головлевы», 2010.

«Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», — именно так пишет о своем герое Салтыков-Щедрин в романе «Господа Головлевы», и, согласитесь, это исчерпывающая характеристика.

Уменьшительная форма от имени библейского героя Иуды представляет читателю Порфирия мерзким и подлым человеком, предателем, наушником, способным «продать» кого угодно ради одного только поощрения и личной выгоды. Более того, за ним не числится ни единого честного, правильного поступка. Одного за другим он, будто играючи, сводит в могилу ближайших родственников, а под конец жизни погружается в беспробудное пьянство. Даже запоздалое раскаяние, настигшее Порфирия Владимировича незадолго до собственной кончины, представляется нелепым, несущественным на фоне совершенных им злодеяний, ведь единственное, о чем он действительно сожалеет, — так это о своем одиночестве.

Возлюбленная

Тэнди Ньютон (слева) в роли Возлюбленной. «Возлюбленная», 1998.

Несмотря на то, что изначально Возлюбленную, убитую когда-то собственной матерью во имя свободы, а после явившуюся в мир живых в виде то ли призрака, то ли нового земного воплощения, можно ошибочно принять за жертву, это не совсем так. Хрупкая, почти мифической красоты девушка вторгается в устоявшуюся жизнь своей семьи и начинает планомерно превращать ее в настоящий кошмар.

Однако родственникам, а особенно измученной чувством вины Сети, ее жестокость не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Более того, домашние готовы простить монстру в облике молодой женщины любую выходку. Со временем Возлюбленной удается полностью подчинить себе волю сестры, а затем и матери, лишить их еды, сна, здоровья, выжить из дому сожителя Сети и превратить родных в бесплотных призраков.

Так заслуживает ли жалости Возлюбленная, лишенная жизни отчаявшейся рабыней? А может быть, свое сочувствие следует направить на Сети, которая вынуждена до конца жизни расплачиваться за совершенное преступление? Правильный ответ на этот вопрос у каждого свой.

Фредерик Клегг

Теренс Стэмп в роли Фредерика Клегга. «Коллекционер», 1965.

Оправдать преступление невозможно, особенно когда речь идет о насильном удержании другого человека где бы то ни было. А Фредерик Клегг из романа Джона Фаулза «Коллекционер» совершил именно это. Будучи безнадежно влюбленным в девушку, которая не обращала на него ни малейшего внимания, он принял казавшееся ему единственно верным решение — похитить Миранду Грей и держать ее взаперти. Согласитесь, довольно странный способ добиться расположения молодой женщины. Кроме того, обычно замкнутый, нелюдимый и стеснительный Клегг не меняется, даже находясь в близком контакте со своей жертвой: его смелости хватает только на бесцельные монологи, от которых Миранда начинает практически сходить с ума.

Но не стоит отрицать и того, что Фредерик отнюдь не глуп, он хорошо образован и даже в некоторой степени галантен. Более того, ему, одинокому, отвергнутому женским обществом мужчине, можно даже посочувствовать, однако окончательное решение, проявлять ли к молодому человеку сострадание или ненавидеть его, Фаулз оставляет за читателем.

Читайте также