Рассказываем о том, что бы сочли неприличным жители туманного Альбиона несколько веков назад
Хорошие манеры окружающих делают нашу жизнь комфортнее и спокойнее. Но идеального общества не бывает, и всегда найдутся смутьяны и ведьмы, которые перевернут все вверх дном. Именно они, как считает знаменитый английский историк Рут Гудман, ломают стереотипы и устаревшие правила. Таким людям Рут и посвятила свою книгу. Проведя много лет в судебных архивах, она нашла немало пикантных подробностей, касающихся социального поведения жителей XVI — начала XVII веков!
«Опростоволосилась» — устаревшее, но еще вполне живое слово. В былые времена остаться на людях без головного убора боялись все замужние женщины Европы. Именно поэтому в женской драке особым шиком считалось сорвать с соперницы головной убор.
Гравюры и судебные документы старой доброй Англии полны свидетельств о таких поединках, и платки на головах были чем-то вроде знамен: заполучила — выиграла бой. Проигравшая сторона автоматически попадала под определение «шлюха», и чтобы снять с себя позор, женщине приходилось сильно постараться.
Кстати! Сорвать головной убор — означало еще и причинить невыносимую боль: все эти чепцы, шапероны, худы и даже платки состояли из нескольких элементов и крепились друг к другу и к волосам специальными булавками.
Мужчины платков не носили, зато шляпы снимали только на ночь, и поэтому головной убор и обращение с ним тоже были частью этикета. Ужасно унизительной для оппонента считалась демонстрация внутренней стороны шляпы (засаленная, с кусочками перхоти подкладка — то еще зрелище!) Этот жест при поклоне можно было сделать как бы нечаянно, показав свое пренебрежение собеседнику, но не прослыв грубияном.
Глупость никогда не была в почете, особенно у мужчин. Во времена четкого полового неравенства женщина еще могла считаться глупой, а вот для мужчины это был страшный грех. Глупцами называли рогоносцев (связывая это с их мужским бессилием), подкаблучников и людей, неспособных разумно и правильно выстроить быт своей семьи. Именно поэтому слово «дурак», столь обыденное сегодня, в тюдоровской Англии стояло в одном смысловом ряду со всеми этими понятиями. За неосторожное оскорбление обидчик мог попасть под суд или, хуже того, в могилу.
О времена, о нравы! В XVI веке так боялись за свою честь, что судьбы других по сравнению с ней ничего не стоили. Убийство, даже человека низшего сословия, тогда уже считалось убийством, но это не спасло от огромного количества насильственных смертей, которых было в 10 раз больше, чем в современной Великобритании. Самым кровавым десятилетием, похоже, стали 1590-е годы: тут воображение поражают не только цифры, но и орудия, а также причины убийства.
На шпагу, например, мог нарваться простой деревенский паренек, высмеивавший «бравую» солдатскую походку. А вот у священников, над чьим семенящим («смиренным») шагом, жестами и общим ореолом святости тоже частенько смеялись, было более гуманное средство приструнить наглецов. Епитимья или отлучение от причастия считались очень серьезным наказанием.
Правила столового этикета включали в себя множество разных предписаний, начиная от вполне оправданных (нельзя разговаривать с набитым ртом, вытирать рукавом остатки еды и рыгать) и заканчивая совершенно сумасшедшими (при сервировке стола слугам предписывалось несколько раз поклониться месту, где будет сидеть хозяин). Однако существовали две группы людей, которым все ошибки спускались с рук. Первая — знатные и очень пожилые люди. Этикет не требовал от них строго выполнения правил, если они оказывались в кругу тех, кто был ниже по положению. Присутствующим приходилось терпеть даже самое скверное поведение, так как это показывало благосклонность хозяина к своему менее удачливому окружению.
Вторая группа — квакеры, которые считали все правила внешней шелухой, не позволяющей заниматься по-настоящему важными делами. Они убеждали всех, что максимально просты в своем служении Богу и людям, и под маской этой простоты не обременяли себя хорошими манерами. Как ни странно, многим это действительно сходило с рук.
Еще раз, ни в коем случае не произносите вслух строчки из «Отелло» и «Короля Лира». На то есть пара причин. Во-первых, если вы их знаете, значит много времени проводите в театре, в праздности и веселье, вместо того, чтобы тратить его на молитву и душеспасительное чтение. Поверьте, за такой проступок общество, живущее только мелкими бытовыми заботами, будет ненавидеть вас сильнее, чем за отборную брань.
А во-вторых, языком Шекспира разговаривают мясники, а не джентльмены. Этот «стратфордский выскочка» использовал множество «недавно выдуманных слов и интересовался любой похабной дрянью». По крайней мере, так считали современники. И если вы знаете наизусть «Гамлета» и «Сон в летнюю ночь», то ниже падать в глазах современников знаменитого драматурга вам уже некуда.
Итак, мы надеемся, что вы усвоили эти нехитрые правила провокации. За остальными предлагаем обратиться к книге Рут Гудман, где вас ждут отборные ругательства и самые экстравагантные модные советы.
С 1 по 6 июня 2019 года в центре Москвы будет проходить Книжный фестиваль «Красная площадь», где вы сможете приобрести книги, представленные в этой статье. Программу мероприятий издательства «Эксмо» вы можете посмотреть здесь.