Сравниваем два знаменитых произведения
Короткий, но такой известный рассказ «Убийство на улице Морг», опубликованный в апреле 1841 года, стал одним из первых западных детективов. Произведение повлияло на многие тексты, появившиеся после него. А темы и мотивы, предложенные Эдгаром Алланом По, встречаются и в историях, далеких от детективов.
Мы попытались сравнить «Убийство на улице Морг» и один из самых известных фантастических романов второй половины XX века — «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа К. Дика (больше известный как «Бегущий по лезвию»). Общие темы и мотивы нашлись и там.
Огюст Дюпен фактически стал первым литературным детективом. При этом он не должностное лицо и даже не частный сыщик. Все, что нужно ему для счастья, — это загадка, которую он должен разгадать (вспомним гениального Шерлока Холмса). Дюпен решает задачи, применяя знания по психологии, зоологии, логике и физике. Образ интеллектуала, постоянно пополняющего свой научный багаж, надолго стал ведущим в мире литературного детектива.
Рик Декард, герой романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», не является «прямым наследником» Дюпена, однако использует похожие методы для поиска «анди». Основной недостаток искусственно созданных существ — это отсутствие эмпатии. И чтобы выяснить это и отличить «своих» от «чужих», Декард использует различные психологические методы.
Рассказ, написанный в середине XIX века, и роман, повествующий о далеком для 1968 года будущем (2021-м) имеют схожую основу. И тот и другой поднимают тему изменения пространства, в котором существует человек, весьма актуальную и сегодня.
Эпоха Эдгара По — это время стремительной урбанизации и множества проблем, связанных с увеличением численности городов. Одной из таких напастей стала городская преступность, очень скоро оказавшаяся главной темой многих столичных газет Европы и США. Заголовки криминальных разделов послужили основой для многих литературных детективов.
60-е называют «эпохой разрядки» в Холодной войне, однако и в это время угроза ядерного взрыва казалась вполне реальной, а значит, человечеству пора было подумать о том, как выжить после него. В романе Филипа К. Дика люди основали колонии на других планетах, а чтобы быстрее устроить там свою жизнь, брали с собой андроидов, которые оказались в положении рабов.
Еще один актуальный мотив, который был важен и для Эдгара Аллана По, и для Филипа К. Дика, — это рабовладение. Еще в 60-е годы XX века исследователи творчества По обратили внимание на контраст черного и белого в произведениях писателя, а также на появление мулатов и различных существ с темным окрасом. Цвет шерсти орангутанга в «Убийстве на улице Морг» назван «смуглым» (tawny). Это дало филологам повод говорить о метафорической «метисизации» текста По и вовлечь его рассказ в дискурс о рабовладении. В свое время писателя обвиняли едва ли не в расизме. Темный цвет в его произведениях действительно олицетворяет грубое телесное начало, та же обезьяна, вырвавшаяся из-под контроля белого человека, приводит окружающих в ужас и сеет смерть. Однако жестоким ее сделало именно поведение хозяина.
Можно ли назвать отдельной расой андроидов в произведении Филипа К. Дика, сказать сложно. С одной стороны, они почти ничем не отличаются от человека, с другой — их клетки неделимы, эмпатия отсутствует, а созданы они благодаря достижениям науки. Андроиды используются как рабы в колониях, но они убивают своих хозяев и сбегают на землю, чтобы быть свободными. Очевидно, что на преступления их толкает положение в обществе. И если смотреть под этим углом, то главные антагонисты перестают быть такими уж злодеями.