Рассказываем о самом известном герое Достоевского
Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» и один из самых известных персонажей во всем творчестве Федора Достоевского. Он решился на убийство старухи-процентщицы, чтобы избавить мир от «кровопийцы» и заодно поправить свое финансовое положение. Но сразу после преступления раскаялся и сам перевел себя из группы «право имею» в «твари дрожащие».
Мы решили вспомнить, кем был этот человек, и как менялся его образ от черновиков к окончательной версии романа.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту»
Достоевский знакомит нас со своим героем буквально с первых строк. Никаких лишних сантиментов и надоедливых пейзажей. Мы узнаем про жаркий июльский вечер, бедную каморку и задавленного бедностью юношу, который, кстати, «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
Психолог-Достоевский, возможно, понимал, что если сделает будущего убийцу настоящим красавцем, то заранее оправдает его перед читателями, а особенно — перед читательницами. Сегодня факт, интуитивно найденный автором, подтвержден множеством научных исследований: мы действительно больше доверяем и сочувствуем людям с интересной внешностью. Так что образ Раскольникова в начале романа сразу располагает к себе. Но не только сочувственные вздохи публики спровоцировали Достоевского подарить своему герою смазливое личико. Автор использует прием двойного портретирования и после убийства описывает персонажа несколько иначе:
«Раскольников <...> был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный...»
Второй портрет показывает, как изменился герой после преступления и внешне, и внутренне.
Разрабатывать образ нигилиста с диктаторскими замашками Достоевский начал за три года до публикации «Преступления и наказания». Это было время нового увлечения идеями Наполеона Бонапарта. В 1865-м вышла книга Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где обсуждалось право сильной личности на преступления. Книга вызвала острую полемику в русском обществе, оставить без внимания которую Достоевский не смог. В том же году он предложил Михаилу Каткову, издателю журнала «Русский вестник» идею психологической повести о бедном студенте, который «решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты»
В черновиках к «Преступлению и наказанию» автор писал о будущем герое: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта...»
Однако уже на стадии идеи Достоевский был уверен в перерождении своего героя: «он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. <...> Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело»
Прототипами для образа Раскольникова послужили два преступника. Один из них — француз Пьер Франсуа Ласнер, совершил убийство ради ограбления, но, как утверждал Достоевский, называл себя «мстителем, борцом с общественной несправедливостью» и оправдывал свой поступок именно этим мотивом. Второй — приказчик Герасим Чистов, убивший топором двух старух в 1865-м году. Чистов был старообрядцем, отсюда и фамилия героя — Раскольников.
Роман был закончен в 1867 году, за это время Достоевский успел написать еще и «Игрока» — темп для двух крупных произведений невероятный. И все же центральным текстом стало именно «Преступление и наказание». Со времен Михаила Бахтина принято говорить о полифоничности романов, вышедших из-под пера мастера. Множество идей и множество мнений сталкиваются в каждой его книге, и «Преступление и наказание» здесь весьма яркий пример. У каждого из героев своя правда и даже в голове Раскольникова она не одна. Решаясь на преступление, он уже отбрасывает идею первенства и старшинства, дающую «право» сильным личностям. Читая письмо Пульхерьи Александровны о скором замужестве Дуни он рассуждает так:
«...Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников, в ходу и на первом плане стоит. Ну как же-с, счастье его может устроить, в университете содержать, компанионом сделать в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным, уважаемым, а может быть, даже славным человеком окончит жизнь! А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как для такого первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать! О милые и несправедливые сердца! Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся!»
Бахтин считал, что «Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого». Это в равной мере можно отнести и к Макару Девушкину («Бедные люди»), и к Якову Голядкину («Двойник), и к поздним персонажам, таким как Раскольников и Иван Карамазов («Братья Карамазовы»).
В «Преступлении и наказании» писатель стремился показать две стремящиеся друг к другу силы: влияние среды на личность и восприятие личностью окружающего ее пространства и общества. Последнее дает развитие личности вне зависимости от обстоятельств. В начале романа Раскольников пишет статью «О преступлении» «по поводу одной книги» (не исключено, что этой книгой была «Жизнь Юлия Цезаря»), чем оправдывает свои будущие действия. Но уже в третьей части читает с Соней вслух легенду о воскресении Лазаря, прямо проецируя его образ на себя самого. Меняется, как кажется, и отношение автора к герою. И «черновой» «наполеон» местного пошиба в романе превращается в человека, в чье перерождение верит сам автор. Достоевский даже делится с Раскольниковым некоторыми фактами своей биографии, так на каторге под подушкой осужденного героя лежит Евангелие. Эта же книга хранилась у писателя во врем его собственного заключения.
В эпилоге Раскольников чуть не погибает. Во время ссоры, один из каторжников бросился на него, обвинив в вероотступничестве. В глазах героя и с позиции самого Достоевского отступником или даже никогда не крещенным язычником был именно разъярившийся каторжанин, способный убить за внешнее неповиновение религии. Сам раскольников в этом эпизоде ведет себя как раннехристианский мученик, спокойно ожидавший смерти. Ситуацию спас вовремя караульный, позволив автору намекнуть о новой жизни Раскольникова — истории «постепенного обновления человека», «постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой», которую Достоевский так никогда и не напишет.