1 марта, 2023

Невероятный мир Бернара Вербера и как стать его частью

Рассказываем, о чем пишет самый популярный современный французский фантазер

Бернар Вербер покорил российского читателя в середине 2000-х, когда в книжные магазины впервые попали его самые нашумевшие бестселлеры: «Танатонавты» и «Империя ангелов». Его романы стали новым словом в приключенческом и фэнтезийном жанрах. Вместе с увлекательным сюжетом читатель узнавал массу случайных, удивительных и абсолютно разных фактов. В его произведениях смешивались наука, эзотерические практики, мифы и религиозные учения, исторические курьезы и конспирологические теории. Этот прием стал визитной карточкой Бернара Вербера.

Каждая новая книга автора — это попытка расширить читательские горизонты, задать важные вопросы о судьбах человечества и попробовать ответить на них самым нетривиальным способом.

«Если вы еще не знакомы с творчеством Бернара Вербера, то, выбрав абсолютно любое его произведение, вы сможете в полной мере погрузиться в поистине чарующие истории, одновременно близкие по духу и далекие, как звезды на небосклоне. Читайте, читайте и еще раз читайте!»

Надежда @13heyandie, книжный блогер

Работал над дебютным романом 12 лет

Вербер с детства много читал, особенно его привлекала приключенческая классика. Он до сих пор называет Жюля Верна любимым писателем, а вместе с ним Азимова, Дика и Уэллса. По настоянию матери Бернар занимался рисованием и игрой на пианино, но ни то ни другое не приносило ему особой радости. Он неважно учился в школе и бросил учебу на юридическом факультете университета после первой же сессии, которую провалил.

Одновременно он начал писать первые рассказы, увлекся электроникой, много изучал историю индейцев майя и обитателей острова Пасхи, заинтересовался астрономией и попробовал себя в роли актера труппы студенческого театра. Уйдя из университета, Вербер записался на курсы криминологии в Тулузе, а затем уехал в Париж, чтобы учиться в Высшей журналистской школе и посещать курсы сценарного мастерства. К этому времени он уже несколько лет работал над рукописью «Муравьев», посвящая писательству по нескольку часов в день. К 1982 году он переписал этот роман 18 раз. В 1983-м писатель даже получил премию фонда News за репортаж о виде муравьев, обитающем на Берегу Слоновой Кости.

После семи лет работы в Le Nouvel Observateur, где Вербер писал статьи на научные и околонаучные темы, у него случился конфликт с начальством и его уволили. Но нет худа без добра, и вскоре после этого писатель встретил своего будущего издателя, согласившегося опубликовать «Муравьев». Книга, над которой он работал 12 лет, наконец увидела свет.

«Когда я пишу, мне важно быть максимально оригинальным. Критики не знают, к какой категории меня отнести, литература, которой я занимаюсь, просто им незнакома»

Бернар Вербер

В романах сочетает науку и эзотерику

Несмотря на то что критики никак не отметили его дебют, Вербер продолжил писать и выпустил целую трилогию о муравьях. Вторая часть цикла — «День муравья» — получила приз читательниц Elle. В этих книгах нашли отражение основные темы и авторские приемы писателя, которые впоследствии появились и в других его произведениях. Помог в создании романов и опыт работы автора научным журналистом: в процессе написания текста Вербер проанализировал огромное количество литературы о муравейниках, иерархии внутри них и о том, как сложно на самом деле устроен мир насекомых.

Помимо этого, Вербер показал читателям, что духовное и научное имеют точки соприкосновения, что история и биология куда шире, чем может показаться из школьных и университетских программ. И, наконец, стало совершенно очевидно, что Вербер — писатель, который может легко найти поклонников и увлечь их за собой.

После трех книг о муравьях автор понял, что он способен писать и о других вещах. Так появилась дилогия о танатонавтах, которая принесла ему оглушительный успех не только во Франции, но и за рубежом.

В этих книгах впервые появляется мотив путешествий в другую реальность. Герои «Танатонавтов» и «Империи ангелов» — ученые, нашедшие способ перемещаться за пределы бытия, в посмертие. Они отправляются в экспедицию, чтобы узнать, как устроен загробный мир. На основе своих научных и околонаучных изысканий Вербер выстроил целый мир и описал рай, каким он мог бы выглядеть. Как и в книгах о муравьях, в этих романах появляется тема возможной катастрофы: представители разных конфессий бьются за то, чтобы колонизировать загробный мир и доказать, что их религиозная концепция верна, в отличие от других.

«Обожаю книги Бернара Вербера. Чем они могут понравиться? Да всем! Например, ты точно узнаешь из них что-то новое и интересное о человечестве и обитателях Земли. А может, и не только Земли... Сможешь обратить внимание на темы, которые раньше тебя не интересовали, и захочешь прочитать все книги автора. Я когда-то давно начинала с романа „Танатонавты“. Его герои пытались понять, существует ли жизнь после смерти и куда отправляется душа человека — в космос или другой мир. Эта книга получила продолжение и вошла в цикл „Империя ангелов“. Вербер для меня — это научная фантастика, написанная простым, интересным и увлекательный языком. В его произведениях есть и экшен, и удивительные миры, и, конечно, любовь. Читайте и не пожалеете!»

Анна @bookimania, книжный блогер

Разгадал, кто правит нашим миром: кошки!

Апокалиптические мотивы звучат и в его трилогии о кошках, которую непременно нужно прочесть всем любителям пушистых. «Завтрашний день кошки», «Ее величество кошка» и «Планета кошек» — это одновременно забавный и немного пугающий цикл. Главные герои здесь, конечно, кошки — Пифагор и Бастет, подумывающие о том, чтобы опрокинуть господство человеческой цивилизации.

Бастет убеждена, что человек глуп и кошкам давно пора взять власть в свои лапы, Пифагор же — единственный в своем роде кот, который может общаться с двуногими, — сдерживает свою импульсивную подругу. Он объясняет Бастет, что она должна понять, что такое юмор, любовь и искусство, чтобы подчинить себе людей и мудро править ими. Именно котам, несмотря на их нереализованные амбиции, в этой истории приходится спасать своих хозяев от апокалипсиса и противостоять крысам, которые заполонили все крупные города в результате экологической катастрофы.

«В его трилогии о захвате мира пушистыми узурпаторами есть место и для юмора, и для раздумий, ведь каким бы странным ни казался сюжет романов, но кошки уже потихоньку получают всю власть над двуногими — одни реакции на видео с ними чего стоят, когда миллионы людей готовы умиляться самым обычным кошачьим проделкам. Это ли не власть?»

Надежда @13heyandie, книжный блогер

Заглянул в прошлое с помощью гипноза

Мотив грядущей катастрофы и мудрости животных появился и в более поздней дилогии писателя о Рене Толедано, совмещающей в себе старые и новые интересы Вербера.

Вышедший в 2017 году «Ящик Пандоры» удивил читателей темой путешествий в прошлые жизни при помощи регрессивного гипноза. Писатель подробно описывал погружение героя в транс и его знакомство со своими прошлыми «я». В интервью Вербер признавался, что частично описывал собственный опыт гипноза. Более того, писатель сам проводит групповые сеансы в таком же театре-барже, как и в тексте.

«Мое знакомство с Вербером (очное) началось десять лет назад, когда он представлял в Москве первую часть своей трилогии „Третье человечество“. Для него это был первый визит в Россию, а для меня — первая встреча. Он сразу поразил открытостью и вниманием к собеседнику, что остается основой его общения с журналистами и читателями и по сей день. При всей пессимистичности его книг он позитивно смотрит в будущее, чем привлекает читателей. Он не супергерой, но симпатичен и продуктивен, в чем и заключается его привлекательность для читателей. Но самое главное — он заставляет думать и искать, сомневаться и находить ответ, верить в будущее и исправлять ошибки, если это возможно. Как он ответил мне: „В своих книга я ищу запасные выходы для человечества. И один из них — придумать новый мир. Поэтому, я считаю, что я больше оптимист“. В этом весь Вербер!»

Олег Фочкин, журналист

Основная тема «Пророчества о пчелах» — также путешествия во времени, однако на этот раз внимание писателя сосредоточено на будущем, где нас может ожидать катастрофа. В этой книге Вербер спекулировал на теме исчезновения пчел. Экологи действительно обеспокоены вымиранием этих сложно организованных созданий, опыляющих огромное количество сельскохозяйственных культур и обеспечивающих планету львиной долей продовольствия.

Где же может храниться мудрость, которая позволит человечеству избежать голода и войны? Отвечая на этот вопрос, Вербер в своем фирменном стиле тайной тропой повел читателя через века к загадкам тамплиеров. Рыцари этого средневекового ордена, по версии автора, обладали знаниями, забытыми современным человеком. И именно в этой скрытой истории можно отыскать точку, где мы вместе с главным героем обнаружим переплетение древней мудрости и современной науки, способное спасти планету и человечество.

«Я познакомилась с творчеством Вербера, когда мне только исполнилось тринадцать. Будем честны: „Танатонавты“ — моя первая подростковая любовь. Долгожданное „Пророчество о пчелах“ я ждала с трепетом и, начав читать, уже не смогла остановиться. Вербер, безусловно, знает, как увлечь читателя. Вместе с Рене Толедано, главным героем романа, мы отправимся в 2053 год, затем в Иерусалим, а потом прогуляемся по коридорам Сорбонны и даже поучаствуем в поединках, чтобы попытаться спасти человечество. Я даже завидую тем, кому еще только предстоит познакомиться с романом. Приятного путешествия!»

Кира Захарова, редактор