О чем пишет популярный британский писатель
Иэн Макьюэн — один из самых значимых британских авторов, который прошел путь от бунтаря до рассудительного мэтра современной прозы. Его можно ненавидеть всей душой, обвиняя в грязи и жестокости (эта претензия в основном к его ранним работам). А можно восхищаться безупречным стилем, сложными темами и вниманием к человеческим слабостям. Но остаться равнодушным к нему крайне сложно.
«Иэна Макьюэна я люблю за внимание к деталям и сюжеты-пазлы, а еще, конечно, психологическую проработку персонажей: как он может невиновного незаметно превратить в виновного. Иэн Макьюэн вообще один из первых современных авторов, которого я открыла для себя много лет назад. Наша „дружба“ началась с романа „Искупление“», — говорит журналистка и книжный блогер Елена Соколова.
Книги британца с одинаковым интересом читают и ценители интеллектуальной литературы, и молодежная аудитория, которая находится в поиске неординарных сюжетов. На счету Макьюэна множество премий, в том числе Букер за «Амстердам». Восемь из пятнадцати его романов были экранизированы. Рассказываем о творческом методе писателя и его любимых приемах и темах.
На заре своей карьеры Макьюэн получил от критиков прозвище «Иэн Макабр», то есть «мрачный» по-французски. Все из-за первых двух его романов — «Цементный сад» и «Утешение странников». Если вы после экранизации «Искупления» Джо Райта решите познакомиться с ранними работами писателя, вас однозначно будет ждать сюрприз.
«Цементный сад» — это история четверых детей (трое подростков и их маленький шестилетний братишка), которые теряют сначала отца, а потом мать. Когда мама умирает, они понимают, что их ждет приют, а потому решают скрыть ее смерть, залив труп цементным раствором. К счастью, его незадолго до своей кончины заказал отец. От того, во что выливаются попытки детей играть во взрослых, идут мурашки, а сам роман вызывает в памяти «Повелителя мух». Жути добавляет внимание автора ко всем пяти чувствам: от звуков и прикосновений до запахов, что исходят от спрятанного тела.
Это один из его фирменных приемов, который обеспечивает читателю полное погружение. Если Макьюэн описывает расчленение тела, то вы услышите хруст костей, если герой романа «Суббота» играет партию в сквош, то вы почувствуете каждую каплю пота. И ощутите животный ужас, когда в дом респектабельного семейства ворвутся преступники. Что интересно, для создания необходимого эффекта британцу достаточно нескольких фраз.
Неспособность услышать себя и, как следствие, ближнего своего — еще один из повторяющихся мотивов творчества Макьюэна. Часто его герои вместо того, чтобы поговорить или задать волнующие вопросы, додумывают друг за друга.
Особенно в этом преуспела героиня «Искупления» — юная писательница Брайони. Она наблюдает за развитием отношений старшей сестры Сесилии и сыном их бывшего садовника Робби и трактует растущее между ними напряжение по-своему. В результате, когда неизвестный насилует их кузину Лолу, Брайони указывает на Робби, исходя из своих представлений о нем.
В ловушке своих представлений о другом человеке и его мыслях оказываются и молодожены из короткого романа «На берегу». Их первая брачная ночь из неловкой превращается в кошмарную, потому что ни один из пары не способен сказать вслух о своих чувствах, страхах и желаниях.
Макьюэна по праву называют мастером психологической прозы. Он часто ставит своих героев перед сложным выбором и затрагивает острые темы.
Главные герои романа «Амстердам» Клайв и Вернон доверяют друг другу настолько, что заключают соглашение. Если вдруг кто-то из них тяжело заболеет, другой возьмет на себя организацию эвтаназии. Но вскоре после этого их дружба подвергается серьезной проверке на прочность.
Невозможное решение также предстоит принять английской судье Фионе Мэй из романа «Закон о детях». Она рассматривает дело 17-летнего Адама Генри, больного лейкемией. Ему требуется переливание крови, вот только юноша и его родители принадлежат к церкви, которая считает, что процедура противоречит библейским принципам. И, как это бывает у Макьюэна, момент выбора — это не кульминация, а лишь одна из поворотных точек сюжета. Так что Фионе предстоит в полной мере оценить последствия принятого решения. Образ женщины, раздираемой внутренними противоречиями и личным кризисом, блестяще воплотила на экране Эмма Томпсон.
Своими первыми романами Иэн Макьюэн заявил о себе как о бунтаре. И уже много лет чувствует себя прекрасно в роли экспериментатора.
Он не боится обмануть читателей, которые ожидают от него жути, и выпустить очень британский и очень классический роман «Искупление». Он практически пропитан духом книг Джейн Остен и Ивлина Во. Но и тут писатель обманывает ожидания, превращая семейную сагу и драму в разговор о природе творчества. «Сластена» — еще одна книга-обманка, которая начинается как шпионский роман, потом дарит надежду на романтическую историю, но в итоге снова играет с читателем.
Сатира на современное общество «Таракан» — оммаж «Превращению» Кафки. Только если Грегор Замза обнаруживает себя в теле насекомого, то у Макьюэна таракан просыпается в теле британского премьер-министра и распоряжается своей властью по полной.
Пожалуй, самый близкий современной молодой аудитории роман «Машины как я» переносит читателей в альтернативный Лондон 1980-х, где произошел прорыв в области искусственного интеллекта, а Британия проиграла Фолклендскую войну. Исследуя любовный треугольник между лузером Чарли, девушкой Мирандой и андроидом Адамом, которому они придумали личность, Макьюэн рассуждает о том, что делает человека человеком.
На книги Иэна Макьюэна действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.