Кризис 2020 года — явление уникальное, ставшее для многих компаний, вне зависимости от размера их оборота, настоящей катастрофой. Некоторые, впрочем, сумели быстро перестроиться и заработать на нестандартной ситуации. В чем же секрет их успеха? Виктор Орловский, один из авторов книги «От носорога к единорогу», рассказал нам, почему цифровизация компании — единственный способ выжить, и какое будущее ждет тех, кто не готов адаптироваться к новым обстоятельствам.
-12% От носорога к единорогу. Как провести компанию через трансформацию в цифровую эпоху и избежать смертельных ловушек Твердый переплет 1842 ₽ 2089 ₽ -12% Добавить в корзину
«Черный лебедь» пандемии и карантинные ограничения ускорили процесс цифровой трансформации. Можно ли сказать, что коронавирус оказал невольную — и, может быть, пока незаметную — услугу бизнесу?
Да, это действительно так. Многие скептики говорили, что цифровой бизнес — это понарошку и несерьезно, а его экономика рухнет при первых же затруднениях. Но нынешняя ситуация продемонстрировала совершенно иную картину: цифровизованные компании растут быстрее традиционных. В их числе Microsoft Teams, Slack и Zoom.
Эти предприятия доказали, что именно они легче приспосабливаются к форс-мажорным обстоятельствам. Самый простой пример: удаленная работа — вполне нормальное явление для цифровой компании, а для классической организации — нет. Последние вообще по многим причинам не могут быстро адаптироваться к новой реальности.
Какие шаги нужно предпринять, чтобы компания стала цифровой изнутри?
Главная идея заключается в том, что цифровое предприятие должно работать на основе программного обеспечения — независимо от того, о какой области идет речь. Поэтому необходим целый комплекс мер. В первую очередь нужно задуматься о перестройке организации труда и корпоративной культуры в компании. Кроме того, неизбежно потребуются новые люди в команде, они помогут организовать иные методы производства продуктов и услуг.
Как строятся команды, которые взаимодействуют в цифре?
Методов много, основное же при создании команды нового типа — это ее функциональность. К примеру, возьмем Netflix и Apple — у каждой из этих компаний свои законы. В Apple структурное, вертикальное и закрытое управление. В Netflix царит холакратия и нет иерархии. Как показывает опыт двух этих гигантов, и то и другое возможно, главное — грамотно подобрать сотрудников. Потому что те люди, которые работают в Netflix, не смогут существовать в Apple и наоборот.
Цифровая трансформация в том числе подразумевает и непрестанный поиск талантов. А они очень дорогостоящий и капризный «товар». Вы не сможете удержать талант, если он не чувствует себя в своей тарелке. Ваша задача собрать и удержать как можно больше одаренных людей.
Читайте также: Бизнес по-русски
Корпоративная культура начинается с руководителя. В условиях удаленной работы многие топы переживают, что из дома люди не работают. Как это мешает процессу и что может помочь руководителям перестроиться?
Если ваши сотрудники не могут работать без конкретной задачи, то, вероятно, у вас сложности с подбором персонала или с мотивацией. Если на вашем производстве возможно ничего не делать и получать зарплату, то проблема в вас. Ваша команда должна быть автономна, тогда вопрос о месте нахождения менеджера среднего звена даже не возникнет.
Некоторые супер-цифровизированные «единороги» сильно пострадали из-за коронавируса, например Airbnb. Выходит, цифровизация не защищает от «черных лебедей»?
Защищает, но не всех и не всегда. Airbnb пострадал не один — рухнула вся туристическая сфера, включая авиакомпании. Но обратите внимание, сейчас главный конкурент последних не другие представители отрасли, а предприятия, предоставляющие услуги видеосвязи. Люди поняли, что успешно вести переговоры можно не просто не покидая страну — не выходя из дома. Поэтому существует мнение, что рынки офисной недвижимости и авиакомпаний восстановятся не скоро или же вовсе не восстановятся никогда.
Давайте поговорим о цифровизации сферы услуг. Уместно ли говорить о трансформации, скажем, парикмахерских?
Если у вас один салон красоты, то его бесполезно цифровизировать. Потому что делать это нужно, если вы хотите захватить значимый объем рынка. У вас сеть? Прекрасно! Стройте агрегатор парикмахерских или онлайн-сервис с выездом мастера на дом. Взгляните на Uber. Это компания с капитализаций 40-60 миллиардов долларов. Вы не назовете ни одно такси в мире, которое стоило бы так дорого. А все потому, что Uber придумал цифровизацию в этой области. Они же не пересобрали автомобиль, они просто придумали, как его вызывать. То есть, простыми словами, если вы хотите стать лидером в какой-то сфере, вам нужно разрабатывать стратегию, которая позволит масштабировать рынок, не увеличивая при этом расходы.
Стоит ли ожидать всплеска в развитии новых технологий?
Да, стоит. Большие компании будут развиваться еще быстрее, чем они делали это последние двадцать лет. Они начнут в темпе покупать сервисы и услуги стартапов и трансформироваться в ускоренном режиме из-за нарушенного статус-кво. Значит, получат новые возможности и стартапы. Дело в том, что циклы продаж будут ускоряться и упрощаться, от этого выиграют как начинающие предприятия, так и корпорации-гиганты. Главное — адаптироваться к новым скоростям.