Встречи с авторами Подбор подарка
10 июля, 2024

Киберпанк: хайтек, неон и нищета

Рассказываем об истории жанра и новой серии «Эксмо»

Киберпанк: хайтек, неон и нищета

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049», 2017

В издательстве «Эксмо» открылась новая серия «Киберпанк. Нуар». Первая книга — роман Артема Скороходова «Тишина» об одном полицейском, двух роботах и собаке — уже на полках магазинов. А совсем скоро коллекцию пополнит история Тэссы О’Свейт «Добро пожаловать в Детройт!» — детектив о сыщике, который пытается найти и наказать убийцу своей жены.

Специально к старту серии Тэсса и редакторы отдела фантастики «Эксмо» рассказали о рождении киберпанка, его развитии и появлении в России.

***

Киберпанк давно занял свое место в массовой культуре. Яркие картины антиутопического будущего, глобальные корпорации, которые обладают большей властью, чем правительства, высокие технологии, диктующие правила жизни, — все это неизменно привлекает читателей и помогает работать со стразами. «High tech, Low life» («Высокие технологии, низкий уровень жизни») — эта фраза из рецензии Брюса Стерлинга на один из рассказов Уильяма Гибсона стала девизом жанра. Впоследствии она даже обрела собственное название — критерий Дозуа, который и вывел характерные черты жанра.

Рождение

Впервые слово «cyberpunk» было использовано в рассказе Брюса Бетке (1983), который, что иронично, к современному представлению о киберпанке отношения не имеет. Главные герои Бетке — четыре подростка-хакера, взламывающие все, что хотят, и не подчиняющиеся никаким правилам. Доходит до того, что эта «великолепная четверка» грабит банк, дело принимает нешуточный оборот, и единственные, кто может остановить юных нарушителей, это их собственные родители.

Мечтают ли андроиды об электроовцах? -22% Мечтают ли андроиды об электроовцах? Филип К. Дик 577 ₽ 740 ₽ -22% В корзину

Автор просто хотел показать современного ему подростка — хакера с ирокезом — и совершенно не думал о том, что использованное им слово когда-то станет термином для целого жанра, который появился задолго до его рассказа. Ведь по-настоящему популярным киберпанк стал в 1982-м, после выхода антиутопического триллера Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», снятого по мотивам научно-фантастического романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968). Для многих этот фильм до сих пор остается визуальным эталоном жанра. В центре сюжета — видавший виды детектив Рик Декард из специального отдела полиции, занимающийся отловом беглых репликантов — человекоподобных биороботов, созданных для выполнения трудной и опасной работы.

Кстати, киберпанк дал новую жизнь нуарному детективу 40-х годов, от которого к 70-м все успели устать. Ведь характерные для детектива сюжетные твисты здесь были перенесены в более актуальный сеттинг.

Развитие

Основные черты киберпанка определились в 1984 году, когда свет увидел роман Уильяма Гибсона «Нейромант». Это история о хакере-фрилансере по имени Кейс, решившем обворовать своего нанимателя. Его замысел раскрыли, а самого героя выбросили на дно социума, где он, лишенный возможности полноценно использовать виртуальную сеть, медленно умирал из-за отказывающих органов в кругу наркоманов и преступников. Понимая, что терять ему нечего, Кейс решился на опасный шаг — выкрасть данные одной крупной компании, чтобы закрыть долги и поправить свое физическое состояние. Но, когда задача казалась практически выполненной, обокрали уже самого Кейса.

Книга почти сразу стала культурным феноменом, завоевав все громкие литературные премии в жанре научной фантастики как в США, так и за рубежом. «Нейромант» впоследствии вошел в трилогию «Киберпространство» (англ. «Sprawl Trilogy») и до сих пор считается краеугольным камнем киберпанка.

Арт к игре Cyberpunk 2077

Так, критики хвалили роман Гибсона за точные описания работы программистов, и с тех пор редкое произведение в этом жанре обходится без компьютерных гениев. Интересно, что сам Гибсон был далек от современной электроники — и полностью набрал текст книги на печатной машинке, а с технической стороной ему помог коллега по перу и последователь Брюс Стерлинг.

Столпами киберпанка также считаются Руди Рюкер и Майкл Суэнвик. Черты жанра также видны в футуристических романах Нила Стивенсона.

Киберпанк в России

До России киберпанк добрался только в 90-е благодаря неутомимому активисту клубов любителей фантастики, журналисту и переводчику Андрею Черткову. Впервые он принес термин «киберпанк» в СССР еще в 1988 году, переведя эссе Майкла Суэнвика «Постмодернизм в фантастике: Руководство пользователя».

В 1997-м Чертков собрал серию киберпанк-титанов «Виртуальный мир» и пробил ее издание. Только тогда русскоязычным читателям стали доступны «Вакуумные цветы» и «Путь прилива» Суэнвика, «Схизматрица» Стерлинга и, конечно, «Нейромант» Гибсона.

Скриншот из игры Observer

Одними из первых русских романов в этом жанре стали книги «Сеть» Александра Щёголева и Александра Тюрина и «Каменный век» Александра Тюрина. Они были изданы еще в 1992 году, но в последующих своих произведениях авторы ушли от киберпанка. На спор с Чертковым был написан роман Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» (1997). Лукьяненко хотел доказать, что можно написать киберпанк с «человеческим лицом». Получилось ли у автора, судить читателям, но сами книги серии признаются киберпанком, несмотря на отсутствие маргинального героя и общий позитивный настрой. Что забавно, «Лабиринт отражений» случайно попал в сеть, и именно его популярность в том, допотопном интернете обеспечила ему огромные тиражи.

Не менее популярен цикл Вадима Панова «Анклавы», где властвуют Цифра, нанотехнологии и генная инженерия, позволяющие добиваться невероятных результатов, а могущественные корпорации соперничают с одряхлевшими государствами. К жанру киберпанк также можно отнести роман Марины и Сергея Дяченко «Цифровой, или Brevis est» о мастере компьютерных игр Арсене Снегове, который может программировать реальность.

S.N.U.F.F. -50% S.N.U.F.F. Виктор Пелевин 681 ₽ 1361 ₽ -50% В корзину Контент 18+

Еще одним редким примером популярного киберпанк-романа можно назвать книгу Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» (2011). Но, как и всегда, Пелевин привнес в жанр нечто свое. Например, политическую повестку, несвойственную направлению, но отвечающую потребностям российского читателя того времени.

Уже в момент появления российского киберпанка критики говорили, что у него есть характерные отличия: в декорациях неоновых городов продолжают развиваться темы классической научной фантастики, а жанр трансформировался, став одним из инструментов толкования реальной жизни.

Эстетика и особенности

Уильям Гибсон как-то сказал: «Современная Япония — это просто киберпанк». Так что, если хотите представить себе мир будущего, просто откройте фотографии Страны восходящего солнца с вертикалями ее небоскребов, обвешанными неоновой рекламой.

Но если эстетика жанра была задана еще Ридли Скоттом, то Гибсон фактически ввел в оборот понятие киберпространства, которое стало ключевым элементом мира киберпанка. Изначально киберпространство в литературе задумывалось как абстракция, за которой скрывается Ноосфера — нечто мыслящее, всеобъемлющее, созданное человеческим сознанием. Ожившая материя, которая обучается, наблюдая за копошащимися в ней людьми. Киберпространство является другим слоем реальности, отражающим действительность, но не поделенным на страны и штаты.

Наивному «пользователю» кажется, что дозволено в нем абсолютно все, и в большинстве своем такие герои не задумываются о последствиях. Важно, что киберпанк появился не на пустом месте и, как любой продукт культуры, вырос на благодатной почве общественных настроений. Помимо общих опасений перед киберпространством и интернетом, были еще и социальные проблемы, повлиявшие на формирование жанра.

В конце 70-х — начале 80-х общество США находилось в переходном состоянии после Вьетнамской войны и сексуальной революции. Ценность человеческой жизни, аддикции, социальное неравенство, безграничная власть корпораций и бессилие политиков рассматривались в первых романах через призму судьбы протагониста-маргинала, которым, согласно сюжету, движет приземленная борьба за выживание, а не благородство порывов.

Артбук «Кибердеревня» -22% Артбук «Кибердеревня» Никита Ворожищев 2974 ₽ 3814 ₽ -22% В корзину

Современный киберпанк отражает наши страхи перед искусственным интеллектом и экологическими угрозами будущего, именно поэтому остается крайне актуальным. Кроме того, сам жанр не стоит на месте, а меняется и развивается в различных направлениях. Так, сегодня появился даже комедийный киберпанк — сериал «Кибердеревня» (2023), рассказывающий о марсианском фермере, который защищает свое хозяйство от алчной корпорации. По мотивам этого проекта «Эксмо» создало артбук о полюбившихся героях и локациях.

Но главная наша новость — это, конечно, новая серия мрачных историй о неоновых городах и всесильных корпорациях «Киберпанк. Нуар», где будут опубликованы книги молодых авторов, работающих в этом жанре.

На все вышедшие издания, упомянутые нашем в материале, мы дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80475 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80475 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Современная китайская литература: что выбрать для первого знакомства

Современная китайская литература: что выбрать для первого знакомства

Фантастика в духе Азимова, триллеры о профайлере и эпичный роман нобелевского лауреата

Мир победившего киберпанка: 7 книг о недалеком будущем, от которых мороз по коже

Мир победившего киберпанка: 7 книг о недалеком будущем, от которых мороз по коже

Рассказываем, что почитать в ожидании релиза Cyberpunk 2077

Какие тайны скрывает дебютный роман Алексея Поляринова «Центр тяжести»

Какие тайны скрывает дебютный роман Алексея Поляринова «Центр тяжести»

Рекомендация автора: что еще почитать, если понравилась книга

Главные темы советской фантастики

Главные темы советской фантастики

Рассказываем, как писатели прошлого века представляли будущее

Самые ожидаемые книги 2025 года от «Эксмо»

Самые ожидаемые книги 2025 года от «Эксмо»

Яркие новинки от детективов и романтики до китайских новелл

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Книги, которые заставят вас иначе взглянуть на литературу

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Больше уюта и тайн для ваших будней

Новинки зарубежной фантастики и фэнтези, которые нельзя пропустить

Новинки зарубежной фантастики и фэнтези, которые нельзя пропустить

Рассказываем о главных книгах осени