«Доспехи», «маскировка», «боевой окрас» — у макияжа много военных метафор, и это не случайно. С помощью косметики женщина и защищается, и атакует. Может казаться сильной и более взрослой, а может «сбросить» возраст и быть похожей на беззащитного ребенка. Сегодня на туалетных столиках модниц десятки баночек и тюбиков на все случаи жизни. Но есть вещи, которые можно найти у любой женщины. Рассказываем их историю.
Классическая красная помада
Губная помада известна со времен Древнего Египта, и благодаря пигментам она была именно красной. Чаще всего для окрашивания египтянки использовали ядовитый сульфид железа, смешанный с жиром или пчелиным воском. Поцелуй напомаженной модницы становился смертельным.
Читайте также: 5 самых ярких поцелуев в классической литературе
Со временем состав косметики менялся, а вот популярность красных оттенков только изредка угасала. Так, в Средневековье невозможно было встретить женщин с макияжем, потому что красавицы сразу оказывались ведьмами в глазах общества и инквизиции.
Зато Возрождение изменило взгляды на моду, и уже королева Елизавета I красила губы в красный, чтобы подчеркнуть аристократическую бледность лица. Несмотря на это, долгое время броский макияж был «оружием» дам легкого поведения. Реабилитировали красную помаду французские фрейлины в XVII-XVIII веках. Но по-настоящему модной она стала только в XX столетии. В это время яркими губами «вооружились» суфражистки и героини «золотого века» Голливуда.
Читайте также: Не романтика, а клиника
В фильмах актрисы использовали помаду, даже если это противоречило исторической правде. Так, Вивьен Ли постоянно красила губы, несмотря на то что действие «Унесенных ветром» происходит во время Гражданской войны в США. Тогда девушка из хорошей семьи не имела права носить подобный макияж. Тем не менее образы, созданные художниками фильма, считаются очень близкими к реальности, а губы Вивьен Ли — незначительное очаровательное отступление во имя красоты.
О том, как легендарные актрисы использовали красную помаду, читайте в книге «Секретное оружие».
Роковой взгляд
Кайал, или подводка для глаз, — еще одна древнеегипетская «причуда». Такой макияж, выполняющий самые разные цели (от настоящей боевой раскраски до модного украшения), был известен в Северной Африке, Южной Азии и на Среднем Востоке. Однако в последующие эпохи подчеркивать линию роста ресниц почти перестали.
Традиция «воскресла» тоже благодаря Египту. Согласно современной легенде, модницы начала прошлого века стали подводить глаза, увидев фотографии гробницы Тутанхамона. Так ли это, сказать сложно, но в эпоху немого кино трагичность во взгляде была очень важна, и подводка помогала добиться этого эффекта. Крупные косметические компании, такие как Max Factor и Maybelline, подхватили новый тренд — и за год заработали больше миллиарда долларов.
Читайте также: Эмансипе от кутюр: как мода раскрепощала женщин
В 40-е, когда акцент в макияже сместился на губы, подводка была практически забыта. Вновь в моду она вернулась десятилетием позже вместе с платьями Кристиана Диора и модными «стрелками» на глазах. Культ цветной подводки создали Твигги и другие модели и актрисы «свингующего десятилетия». С тех пор кайал с переменным успехом держит свои позиции, и современные модницы могут выбирать тип «стрелок» в зависимости от времени суток, цели макияжа и собственного настроения.
А как добиться нужного эффекта, вам расскажет книга Бобби Браун «Сила твоей красоты».
Невидимая деталь
Для женской моды мадемуазель Габриэль (Коко) Шанель сделала очень много. Именно она начала использовать трикотаж для верхней одежды (до нее из этой ткани шили только нижнее белье для солдат), доказала, что бижутерию можно сочетать с настоящими драгоценностями, и, конечно, ввела в моду маленькое черное платье! В вопросах внешнего вида Шанель была экспертом, и она знала, что в образе важна каждая деталь, даже та, которую невозможно увидеть.
Читайте также: Как Франция стала парфюмерным центром мира
Идея создать собственный аромат пришла к ней не сразу. Подруга Коко — пианистка и хозяйка литературного салона Мися Серт — посоветовала ей придумать парфюм для рождественских подарков важным клиентам. Шанель обратилась к парфюмеру Эрнесту Бо, и тот показал ей несколько своих разработок. Модельер выбрала пятый образец — и не прогадала. Аромат был свежим и необычным, а особый дизайн и необычное название «№ 5» сделали флакон духов желанным предметом на туалетном столике любой состоятельной дамы. Шанель быстро поняла всю важность нового парфюма и приказала распылять его на всех модных показах и в каждом бутике с ее коллекцией. Более того, манекенщицы, работавшие с Шанель, должны были носить аромат и в нерабочее время. Так парфюм «Шанель № 5» стал ассоциироваться только с одеждой великолепной Коко, а со временем превратился в символ женственности и дерзкой красоты.
Истории других знаменитых ароматов вы можете узнать из книги «Тот самый парфюм».