Существует великое множество различных «Списков книг, обязательных к прочтению» от известных писателей, режиссеров, бизнесменов и даже политиков. Выглядят они обычно, как «100 книг, которые должен прочесть каждый» или «Рекомендованный список книг для образованного человека» — как будто человек, не читавший несколько включенных в список объемных томов, уже не имеет права претендовать на звание образованного, и уж тем более — «интеллектуала».
Приходилось составлять подобные списки и мне, и всякий раз меня смущала необходимость создания чего-то раз и навсегда заданного, неизменного, оторванного от реальной жизни читателя, как будто перипетии, переживания и радости индивидуальной судьбы никак не связаны с тем, к каким историям человек обращается в те или иные моменты своей жизни. Одна и та же книга может снабдить добрым советом, утешить или даже стать спасительной, но, окажись она в руках «по необходимости», — просто потому, что ее нужно прочитать, — как чтение станет в лучшем случае развлечением, а в худшем — напрасной тратой времени.
Поселок на реке Оредеж Твердый переплет 620 ₽ 795 ₽ -22% В корзину
Девочка из поселка Вырица Ленинградской области, ставшая прототипом главной героини романа «Поселок на реке Оредеж» Кати Комаровой, однажды сказала мне: «А я книг совсем не читаю. Мне кажется, в жизни есть больше, чем в книгах. А чтобы научиться быть хорошим человеком, книги и вовсе не нужны». Мои персонажи и правда не из тех, кто много читает — они предпочитают учиться у самой жизни, набивая себе шишки и ссадины, ударяясь о жестокую действительность. Но если представить себе, какие книги могли бы сформировать их мировоззрение в будущем или вовсе перевернуть все их представления о жизни, то в первую очередь я бы предположила «великое пятикнижие» Федора Достоевского, в которое входят романы «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Бесы».
Во всей русской, да и во всей мировой литературе, пожалуй, нет автора, который сумел бы создать столь же глубокий, полифонический и непостижимый портрет человеческой души. Трагические книги Достоевского обладают огромной целительной силой, это проповедь доброты и сострадания, в которой нуждается любой человек. Молодой сельский священник отец Сергий, заботящийся в повести о брошенных на произвол судьбы детях и наставляющий сестер Комаровых, во многом походит на Алешу Карамазова, стремящегося поддержать каждого приходящего к нему разговором и принять участие в его судьбе.
Я бы также порекомендовала повесть Антона Чехова «Степь», где как будто ничего не происходит, но даны настолько яркие и трогающие до самой глубины души описания природы, изображены настолько обычные — и интересные именно этой своей обычностью — люди, что «Степь» хочется перечитывать снова и снова, погружаясь в ее неторопливый мир, далекий от суеты больших городов.
Думаю, понравилась бы Кате Комаровой и «Как закалялась сталь» Николая Островского — книга, которую я еще в школьные годы прочитала, не отрываясь, за одну ночь, разбирая строки в колебавшемся свете свечи, а за окном тихо шумели сосны — в точности, как шумели они потом и на окраине Поселка на реке Оредеж. Литературно-нравственными ориентирами я могу назвать роман-эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон», «Хождение по мукам» Алексея Толстого, «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, «Живые и мертвые» Константина Симонова.
Если обратиться к современной литературе, то я бы рекомендовала прочесть книги молодой писательницы Марии Авериной — роман «Контур человека: мир под столом» и сборник повестей «Очень хотелось солнца». Две эти книги рассказывают о непростом времени «девяностых», когда существовавшее почти семьдесят лет грандиозное государство рухнуло, и наша страна погрузилась в хаос, отголоски которого слышны в нашей жизни по сей день. Однако книги Марии Авериной, в отличие от большинства текстов, обращающихся к этому историческому периоду, не грешат ни «чернухой», ни излишней ностальгией, — напротив, они проникнуты подлинной любовью и сопереживанием персонажей друг к другу, помогающими людям выживать и двигаться вперед в самых отчаянных и невыносимых условиях. В «Контуре человека...» наивный и ко всему любопытный взгляд ребенка сочетается с внимательным и серьезным взглядом взрослого, а в повестях и рассказах с читателем говорит уже автор-философ, строгий и немного печальный.
Конечно, можно назвать немало книг зарубежных писателей — как классиков, так и наших современников, среди которых немало тех, что в значительной мере повлияли на меня как на человека и автора, но сегодня как никогда важным кажется мне обращение к русской литературе, сложной и многообразной, где в каждый период своей жизни читатель найдет душевный совет и мудрую поддержку.
Невозможно составить из книг русской литературы никакого законченного «списка», поскольку обязательно упустишь какое-нибудь имя — не столько незначительное, сколько несправедливо забытое, а если взять на себя труд совершить путешествие по многочисленным городам и поселкам нашей страны, то всюду можно обнаружить «своих» писателей, среди которых есть и подлинные мастера слова, но сегодня их память хранят только в маленьких литературных музеях Урала и Сибири. Но я уверена в том, что, если книга должна быть прочитана, она обязательно найдет своего читателя — или же читатель отыщет ее среди множества других книг.