Великолепную четверку артистов театра «Квартет И» сложно представить по отдельности: вместе на работе, вместе за ее пределами, как пять пальцев на руке, без каждого из которых кисть практически не может функционировать. Хотя, постойте! Почему же пять?
Квартет Я. Как создавался самый смешной театр страны Твердый переплет 144 ₽ 849 ₽ -83% В корзинуОб этом и многом другом в своей книге рассказывает один из постоянных артистов «Квартета» Александр Демидов. «Квартет Я» — это автобиографическая повесть о создании самого смешного театра страны, полная взлетов, падений, огорчений и, конечно, удачи.
Мы взяли у Александра интервью, чтобы узнать из первых рук, как превратиться из актера в писателя, и честно рассказать историю успеха с самого начала.
В какой момент человеку нужно начинать писать мемуары? Как она определяется, эта минута, когда «все, вот теперь пора»?
Я бы не стал называть «Квартет Я» мемуарами. Вообще мне не хочется, чтобы мою книгу воспринимали как некий старческий посыл молодому поколению. У меня не было идеи ностальгировать, хотя в этом и есть какой-то смысл — рассказать историю, как четыре провинциала приехали в Москву, добились успеха, мол, такое может случиться с каждым начинающим актером. Я давно вынашивал идею написать книгу, за почти тридцать лет у меня скопилось большое количество неопубликованного материала, а вот до серьезной работы как-то не доходило. Но год назад моя жена буквально заставила меня этим заняться. Кстати, она же придумала название «Квартет Я». Не знаю, как сам процесс написания идет у других, в моем случае, (кстати касается и стихов, и прозы) — это, что называется, будто кто-то водит рукой...
Кажется, зритель давно перестал представлять вас, Квартет И, отдельно друг от друга. Вы всегда вместе. А тут — собственная книга. Не боитесь объясняться с поклонниками за решение отделиться?
А я отделялся постоянно. Я писал стихи, все время гастролировал со своей музыкальной группой. Можно сказать, ходил налево. Но такое самостоятельное плавание никогда не означало, что я ухожу из коллектива, потому что все, что мы делаем вчетвером, а вернее впятером с нашим режиссером Сергеем Петрейковым, всегда получается лучше, чем то, чем мы занимаемся по отдельности. Поэтому снимаюсь ли я в других фильмах, пишу ли — я знаю, что это не принесет мне того успеха, которого мы добились вместе. Мы как пять пальцев на руке — пойди пойми, какой из них главный. Да все они главные!
В «Квартет Я» вы рассказываете очень личные вещи, описываете детали из прошлого, о которых сейчас, глядя на вас сегодняшних, трудно догадаться. Не сложно быть настолько откровенным перед читателем?
По большому счету я не рассказал ничего такого, что способно шокировать наших поклонников: ни про женщин, ни про деньги, которые могли бы нас разругать. Наша история оголена не настолько сильно, чтобы бояться реакции публики. Можно, конечно, восклицать «Ах, как же так, он рассказал об этом?» А о чем, собственно, «об этом»? О том, как мы с Камилем жарили картошку в общежитии? Или о том, как мы все вместе поехали в трудовой лагерь? Безусловно, драматические моменты нашей жизни тоже описаны в книге, но в очень небольшом количестве. Книга изначально задумывалась как позитивная, с примерами того, как у нас получалось что-то, а не рушилось, и как нас спасла от всего нехорошего молодость, вера в то, что у нас все получится, талант и ощущение команды.
Осталось ли что-то, чем вам еще хотелось бы поделиться со своими поклонниками, но что так и не вошло в книгу?
Я описал мизерную часть истории создания театра «Квартет И» и его пути к успеху. В книгу вошло процентов десять того, что мне хотелось рассказать про нас, про то, как каждый пришел к актерской профессии, как мы оказались на одном курсе, как решили придумать театр и десять или двенадцать лет тащили его на себе. Сейчас, можно сказать, я едва приоткрыл завесу истории «Квартета И». Причем сделал это субъективно — в книге дана моя точка зрения, хотя вся информация достоверна. А материала еще есть томов на десять. Как мы ругались, как мы провалились в прокате с экранизацией «Быстрее, чем кролики», много, о чем хотелось бы написать.
Что было самым трудным в работе над книгой? Получилась ли она такой, какой вы ее задумали?
Главная трудность, если это можно так назвать, заключалась для меня в том, что после редактуры отчасти был утрачен мой язык, стиль. Что касается задумки — когда я писал, я брал за основу книгу «Почти серьезно» Юрия Никулина. Это такой простой рассказ о повседневной жизни цирка, о людях, о репетициях. Я хотел создать что-то подобное, и надеюсь, что у меня получилось.