Подбор подарка
22 августа, 2023

Ромфант и новая этика: уживаются ли книги с традиционными героями в современном мире?

Рассказываем о самом «розовом» направлении современного фэнтези

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
Ромфант и новая этика: уживаются ли книги с традиционными героями в современном мире?

Романтическое фэнтези — традиционно женский жанр, написанный женщинами для женщин. Некоторых читателей отпугивает уже само название, а кто-то, наоборот, покупает только книги с характерными для этого направления обложками.

Почему ромфант так популярен? Так ли он архитипичен? И есть ли у него будущее в наш век сильных женщин? Разбираемся в нашем материале вместе с авторами и редакторами.

Что такое романтическое фэнтези?

По сути, это поджанр фэнтезийной литературы, где на первый план выходят не поиски артефактов или сражения с волшебными тварями (хотя все это тут тоже есть), а взаимоотношения людей, социальные проблемы, а иногда и политические интриги. Некоторые критики проводят черту между романтическим фэнтези, где большую роль играет фантастический элемент, и фэнтезийным любовным романом, где магия не так важна, как отношения главных героев. Существует и более дробное деление, но, как считают сами авторы, все границы очень подвижны.

«Сегодня мы наблюдаем тенденцию к смешению жанров. Если в начале нулевых книги Громыко, Олди и Дьяченко назывались просто „фэнтези“, то потом направление расслоилось по гендерному принципу — на поджанры, а поджанры — на микрожанры. Фэнтези сначало стало „мужским“ и „женским“, а потом „героическим“, „темным“, „романтическим“, „приключенческим“ и так далее. Затем уже романтическое фэнтези разделилось на „академии“, „отборы“, „юмористическое“, „бытовое“ и прочее», — рассказывает писательница Ирина Котова.

Но, по словам автора, ромфанту стало узко в условиях чистого поджанра, и он снова вбирает в себя элементы из других направлений и вырастает над уровнем одножанрового фэнтези.

«В последнее время термин „ромфант“ — очень расплывчатый, даже несмотря на то, что многие произведения „носят“ этот жанр как основной. К примеру, моя книга „Королевство остывших морей“ относится к ромфанту, но „традиционность жанра“ уходит в тот момент, когда в книге появляется второе, не менее важное направление — героическое фэнтези. И вот, перед нами уже не такой уж и традиционный ромфант. Здесь и крепкая линия любви, и не менее захватывающие приключения наперевес с магической катастрофой, которой тоже уделена большая часть повествования», — подтверждает слова коллеги писательница Вероника Фокс

И все-таки некоторая общая основа у ромфанта есть: этот жанр принято рассматривать как «пра-пра-правнука» рыцарских романов, а значит, чаще всего его герои — это благородные принцы и принцессы (на худой конец — просто родовитые дворяне и дворянки). Они прекрасны телом, и душой и нередко отвечают основным гендерным стереотипам.

А так ли плохи стереотипы?

Как минимум они небезопасны. Согласно исследованиям Аналитического центра НАФИ, гендерные роли негативно влияют на экономику. Есть исследования, которые доказывают связь социальных предрассудков и увеличение случаев насилия, а также повышенного уровня стресса как среди мужчин, так и среди женщин.

С другой стороны, литературные сюжеты часто строятся на привычных нам тропах и помогают сбежать из сложного и запутанного мира в простое и понятное пространство, где зло всегда будет наказано, а добро победит. И тут романтическое фэнтези, в котором большинство героев либо «белые», либо «черные», может стать своеобразной психотерапевтической практикой:

«По моим наблюдениям, наши замечательные читательницы выбирают книги под определенное настроение. Порой хочется просто расслабиться и прочитать о сильном, благородном герое, который с помощью меча и магии спасет и защитит нежную героиню», — рассказывает Лана Ежова, автор романа «В шаге от зверя».

Но, по словам Ланы, настроение может быть и прямо противоположным, и тогда на помощь приходят позитивные истории о барышнях, «которые наладят быт, построят вредную родню, помогут герою одолеть злодеев, а то и самостоятельно врежут негодяю». Такие книги, считает писательница, не только развлекают, но и помогают поверить в свои силы. С ней согласна и Ирина Котова:

«Важно понимать, что мы имеем в виду под традиционным ромфантом. Если наследие серии „Шарм“, где героиня действительно часто „бедная овечка“ или дева в беде, которая ждет своего принца-спасителя, то и сейчас такой ромфант есть, и ничего в этом плохого нет. Это востребованный троп, очень утешающий современных женщин. Ведь они постоянно бегут вперед, находятся на пике свершений или выживают, пробивая себе дорогу и поднимая детей».

Авторы и редакторы уверены, что наш стремительно меняющийся мир тем и хорош, что все разные, и каждый подход имеет право на жизнь, в том числе и умеренно-традиционный:

«Скажу по секрету: далеко не каждая женщина хочет быть „сильной“, но почти каждой — приходится. Поэтому жанр ромфанта так популярен. Его основная аудитория — женщины, которые тащат на себе быт, детей, семью, работу, свой досуг и хобби, и они хотят отправиться в сказку. Наш основной троп — история о Золушке, о девушке, которая долго трудилась и была за это вознаграждена. Книги самых популярных авторов романтического фэнтези — Ирины Котовой, Милены Завойчинской, Елены Звездной, Натальи Жильцовой — расходятся огромными тиражами в бумаге, а популярность жанра в электронном формате — безумная. Ромфант сочетает в себе все самое лучшее для комфорта и отдыха — классический любовный роман с хорошим концом и фэнтезийный мир, совсем не похожий на наш», — рассказывает редактор направления Мария Руднева.

Кстати, о непохожести миров. Авторы романтического фэнтези уверены, что, несмотря на стандартизированность жанра, их книги все-таки не так далеко уходят от реальности и дают читателям посмотреть на те же повседневные проблемы под другим углом:

«Романтическое фэнтези сегодня выживает за счет реалистического повествования. Когда читательницы видят, что герои книги задаются теми же вопросами, что и они, это сближает. В России чаще отдают предпочтение именно такому ромфанту. Тиражи книг растут, потому что женщины видят: книжные героини тоже сталкиваются с трудностями и проблемами на пути к чистой и светлой любви, но успешно их преодолевают! И это дает силы в обычной жизни. А когда эти проблемы лаконично вписаны в магический мир, сюжет захватывает до последней страницы», — уверена Вероника Фокс.

Способен ли ромфант сломать собственные шаблоны?

Конечно! Как мы говорили ранее, жанр уже не может существовать и развиваться в узких рамках. В романтико-фэнтезийных книгах все чаще появляются элементы других направлений, а современные реалии все сильнее влияют на их авторов.

«Сейчас век „сильных женщин“, поэтому и в ромфанте книги начинают отвечать современному запросу. Например, моя книга „Академия «Белое пламя»“ в первую очередь про девушку, которой надо найти себя, стать сильной, и лишь потом найти себя в отношениях. Мне очень нравится тот самый тип „сильных женщин“, смотреть на их становление. Однако с этим и вправду надо быть аккуратным, не должно быть перекоса в одну сторону. Потому что любовь — это синергия двух людей», — признается писательница Тэффи Нотт.

Но шаблоны авторы современного ромфанта ломают не только в области гендерных стереотипов. Деление на «черное» и «белое» тоже постепенно становится не таким уж четким.

«Наверное, мне удается ломать лишь собственные шаблоны. Большинство моих читателей любит кромешный цикл, однотомники о благородных, могущественных воинах из ордена Кромешной Тьмы и их невестах. Но иногда тянет дать шанс на исправление злодею или позволить героине в каких-то ситуациях оказаться сильнее героя. Во благо ли такой слом? Мне сложно судить. Здорово, когда все не так, как кажется на первый взгляд, и спасение принцессы из башни оборачивается проблемами, которые рыцарь может решить лишь вместе с драконом», — рассказывает Лана Ежова.

В материале о классическом фэнтези мы показали, как фантастические истории могут стать прививкой от ксенофобии. Ромфант тоже не исключение. По словам Марии Рудневой, странные, а может быть, и пугающие на первый взгляд герои тут могут оказаться весьма симпатичными личностями.

«В ромфанте некромант может быть славным протагонистом, просто работа у него такая — на кладбище с черепушками! Тема некромантов вообще очень популярна. А вот обидно за фейри — обычно это просто люди с острыми ушами, а ведь про фейри очень интересно писать про настоящих, с другой моралью и подходом к жизни».

***

Получается, что романтическое фэнтези — жанр не такой уж однозначный, и найти здесь что-то интересное для себя сможет любой читатель. Так что, если вы еще не познакомились с книгами наших авторов, предлагаем вам поскорее это сделать и дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76165  книг
RDR
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76165  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Как выбрать свое романтическое фэнтези?

Как выбрать свое романтическое фэнтези?

Путеводитель по сериям ромфанта для читателей, которые любят жанр, но только открывают его

Фантастическая любовь: какое романтическое фэнтези почитать

Фантастическая любовь: какое романтическое фэнтези почитать

Новинки и хиты жанра от легких юмористических историй до эпических полотен

25 лучших романов и циклов российского фэнтези

25 лучших романов и циклов российского фэнтези

Истории о драконах, отважных воинах, зачарованных красавицах и опасной нечисти

Почему писатели любят ретеллинги?

Почему писатели любят ретеллинги?

Разбираем популярный тренд вместе с Екатериной Звонцовой, Алекс Анжело, Ульяной Черкасовой, Джезебел Морган и Лией Арден

Не только Мартин: зачем читать классику фэнтези

Не только Мартин: зачем читать классику фэнтези

Рассказываем, чем интересны книги и циклы, появившиеся до «Игры престолов»

Жиза, стиль и колдовство: о чем пишет Мэй

Жиза, стиль и колдовство: о чем пишет Мэй

Рассказываем о городском фэнтези, которое заставит вас поверить в древних богов и ритуалы вуду

Что почитать: современные готические романы

Что почитать: современные готические романы

Ретеллинг «Синей бороды», труп на болотах Нового Орлеана и викторианские гробовщики

Дмитрий Емец и шалость, которая удалась

Дмитрий Емец и шалость, которая удалась

Рассказываем о феномене писателя, подарившего читателям «Таню Гроттер», «Мефодия Буслаева» и другие популярные детские циклы