«Масленица», Борис Кустодиев, 1916
О чем вы думаете, когда слышите слова «фольклор», «народная культура», «обряды»? Вероятно, перед глазами тут же появляются нереальных размеров кокошники, яркие сарафаны и такие же вызывающе красные губы их обладательниц — так называемый советский «фейклор». Тут недалеко и до мысли, что все это — безвкусица и нафталин, ненужный в современном мире.
-22% ЯТЬ. Психотерапия русской традицией, или как жить лучше в опоре на наш культурный код 1103 ₽ 1415 ₽ -22% В корзину Контент 18+
Елизавета Тюгаева — психолог, автор методики «терапия фольклором» — считает иначе. Для нее это инструмент, благодаря которому можно помочь своему ментальному и физическому здоровью. Как это сделать, Елизавета рассказала в книге «ЯТЬ. Психотерапия русской традицией».
Фольклор и тело
Хоровод. Фрагмент литографии Товарищества И. Д. Сытина
«„Я не чувствую свое тело“, „я не чувствую своих ног“ — это одни из самых частых рефлексий в кабинете психолога в целом и во время моих занятий по терапии фольклором в частности».
Елизавета Тюгаева
Современный человек много времени проводит за компьютером и привык работать головой, так что связь с остальным телом действительно может потеряться. Попробуйте, например, сделать, разнонаправленные движения левой ногой и правой рукой одновременно. Для кого-то уже эти простые действия станут нетривиальной задачей. С возрастом же добавляются проблемы в суставах, костях, мышцах.
В своей книге Елизавета Тюгаева делится опытом общения с деревенскими бабушками на фольклорном фестивале. Эти женщины могли бесконечно водить хороводы и не уставали даже тогда, когда молодежь падала без сил. Причину такой стойкости психолог видит в физиологической пользе народного танца:
«Очень выровненный прямой корпус, выстроенная телесная ось, как будто каждая из них всю жизнь йогой занимается, опора на ноги, мелкая пружинка от земли, вес распределен на всю стопу и особенно на пятки, корпус не завален вперед и нет „интернетной шеи“, выдвинутой вперед. Все движения, прихлопывания, притаптывания, пересеки, — все в землю и от земли, траектория движения тела выстроена по вектору вверх-вниз, между небом и землей».
Сегодня за возвращение такой «стройности» в нашу жизнь и бьются телесные терапевты. Хотя преподаватели народных танцев могли бы составить им конкуренцию.
Фольклор и быт
За пряжей. В деревне Изведово. Сергей Прокудин-Горский, 1909
Как часто вы ловите себя на мысли, что опять накупили лишнего? Маркетплейсы и магазины навязывают нам идеи, которые негативно влияют и на наш кошелек, и на порядок в доме и на ментальное здоровье: самобичевание за бесцельно потраченные деньги ни к чему хорошему не приводит! Работать с ониоманией можно разными методами, в том числе и благодаря обращению к корням. В русских деревнях ценность каждой вещи была особенной. Во-первых, все они были сделаны вручную либо владельцем, либо кем-то из членов его семьи, а во-вторых, нельзя было произвести больше, чем нужно.
«Медленное, осознанное потребление — то, что точно было на Руси. Когда так много сил вкладываешь в каждый сантиметр ткани, о выбрасывании остатков и речи не идет. Вещи использовали до тех пор, пока они не исчезали в прямом смысле этого слова. Сначала носили сами, потом заворачивали детей, потом раскраивали на бытовые нужды или тканые половички. Каждая вещь проживала по несколько жизней, пока не уходила в землю или в огонь».
Как это применить сейчас? Попробуйте вкладывать в каждую покупку хотя бы временной ресурс: подумайте, точно ли вам это нужно, потратьте время на то, чтобы понять, как покупка встроится в ваш быт или гардероб.
Еще одна фольклорная идея, которую сегодня можно использовать в повседневности, связана с костюмом. Многослойность одежды в деревнях считалась признаком безопасного, «очеловеченного» пространства. А открытость — напротив, признаком природного, небезопасного, дикого.
«Если есть запрос на первородность, дикость — нагота и распущенность вам в помощь. Если, напротив, хочется добавить „культуры“ в свой образ и взойти на пару ступенек по социальной лестнице — пересмотрите свой гардероб. Чем больше слоев, украшений, аксессуаров и прочих дополнительных предметов, тем сложней и „культурнее“ будет восприниматься образ».
Елизавета Тюгаева
Фольклор, еда и стабильность
Крестьянские девушки. Новгородская губерния. Сергей Прокудин-Горский, 1909
Россия — страна морозов, даже в южных регионах зимой ничего не растет и не зацветает, а значит, заготовки — сушение, квашение, соление — это необходимая мера выживания.
«Что я вижу как психолог в такой развитой культуре консервации? Перспективу будущего! Если я делаю заготовки на зиму, то в моих планах — как минимум дожить до момента торжественного поедания».
Елизавета Тюгаева
Да, сегодня многое продается в магазинах, а с развитием парниковой культуры те же огурцы и помидоры можно не солить, а есть свежими круглый год. Но, во-первых, в правильно заготовленных продуктах есть своя и весьма немалая польза для здоровья, а во-вторых, воспринимать их можно как своеобразную терапию.
«Уверена, что консервация как хотя бы разовый культурный акт — это очень важная практика обретения определенности в кризисные моменты хаоса. Возьмите и законсервируйте что-нибудь лично: банку моченых яблок, или маринованных грибов, или соленых огурцов, — и поставьте в холодильник как оплот стабильности и надежды на будущее. Пусть стоит, а вы будете знать, что что бы ни случилось — „и это пройдет“, а банка останется».
Елизавета Тюгаева
Фольклор и трудные жизненные этапы
«Свадебный поезд», Александр Бачкури, 1912
Мы подошли к самой важной части нашего разговора о фольклоре. Елизавета Тюгаева считает, что развитие психотерапии напрямую связано с утратой народных обрядовых практик, которые помогали нашим предкам переживать сложные переходные этапы, будь то радостные события (например, свадьба или рождение ребенка) или трагичные, такие как смерть.
В «заунывных», на взгляд современного человека, песнях люди проживали свои страх и боль, а в обрядах «переходов » помогали друг другу перенести смену социального статуса или в последний раз позаботиться о близком, ушедшем в мир иной.
«Переход — это всегда движение из точки А в точку Б, которое сопровождается внутренней и внешней трансформацией. Уход в прошлое культуры инициаций приводит к тому, что современному человеку стало сложно „умирать“ в одном качестве и перерождаться в новом, т.е. проходить естественные возрастные и жизненные кризисы. Другими словами, взрослеть становится все сложнее и сложнее, все больше тех, кто чувствует себя „вечно молодым, вечно пьяным“. Именно поэтому я вижу огромный психологический потенциал в старинных техниках свершения переходов. Это проверенная пилюля от инфантилизации общества».
Елизавета Тюгаева
Как использовать все это в современном мире? Например, внедрить фольклорные практики в важные этапы собственной жизни. На практике это не так уж и безумно, как кажется. Многие древние обряды до сих пор сохранились в традициях похорон. А вот свадьбы почему-то изменились коренным образом.
«Зачастую на современной свадьбе все складывается с точностью до наоборот: невеста и жених делают праздник для гостей, развлекают их. И вместо того чтобы накопить и собрать энергию, внимание с приглашенных и вложить в свое будущее, они все раздают. Свадьба закончилась, довольные гости идут по домам, а сил на жизнь у молодых не осталось. В обрядовой свадьбе гости не объект действия, а субъект, т.е. активно действующие лица, а жених и невеста, напротив, пассивный объект, все действо вращается вокруг них».
Елизавета Тюгаева
***
Больше об обрядах и фольклорных традициях, а также их пользе для современного человека вы можете узнать из книги Елизаветы Тюгаевой «ЯТЬ. Психотерапия русской традицией».