Сергей Николаевич Есин

Сергей Есин — российский писатель. Появился на свет в 1935 году в Москве.

После школы Сергей Есин получал образование в Московском государственном университете на филологическом факультете. Окончив вуз, Сергей Николаевич пробовал свои силы в разных сферах: трудился библиотекарем и лесником, был фотографом и артистом. Позже он продолжил образование в Академии общественных наук и по ее окончанию занял пост главного редактора печатного издания «Кругозор».

Литературный дебют Сергея Есина состоялся в 1969 году — тогда увидела свет повесть «Живем только два раза». После десятилетнего перерыва были изданы сборники «При свете маленького прожектора» и «Мемуары сорокалетнего». С середины 1980-х гг. Сергей Есин полностью посвятил себя литературной деятельности. 1990-ые гг. оказались наиболее плодотворными для писателя: вышли романы «Затмение Марса» и «Временитель», «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», сборники «Гладиатор» и «Бег в обратную сторону».

В 1987 году Сергей Есин преподавал в Литературном институте имени А. М. Горького, а в 1996 году был назначен на должность ректора и возглавлял институт вплоть до 2006 года. С этого времени Сергей Николаевич занимается творчеством, среди его последних изданных книг — «Слава Зайцев: Мастер и Вдохновение» и «Опись имущества одинокого человека».

Читать полностью Свернуть текст

Рецензии СМИ

Опись имущества одинокого человека

Сергей Есин. Опись имущества одинокого человека

Время текуче и ускользает. Человек смертен. Остается вещь. Она чуть ли не бессмертна. И человек, особенно если он писатель, испытывает особый, почти метафизический трепет — близкие ушли, а вещь, какой-то бездушный горшок, осталась. И взывает к своему — и нашему пониманию (через описание). «И плачет втихомолку». Пастернак рифмует «иголкой» — «втихомолку». Сергей Есин пришел к тому же, чем занят сегодня и Александр Кабаков: к тщательному, внимательному, подробному описанию-воссозданию предмета. Кабаков и Есин — почти одного поколения (хотя из разных концов литературной ойкумены), но вот открываю номер «Эмигрантской лиры» с рассказом молодой Екатерины Кюне — и что же вижу? «Вещи лежат и смотрят, но словно трещина прошла по ним». Вещи, вещи. Бусики.

А до этого у Есина много чего было. Были иронические повести, самая острая из них — разбудивший рой ос «Имитатор», шаги и шажки в сторону чего-то эпиче­ского, не очень удачные; выбросы идеологических протуберанцев и выбор идеологического приюта; даже Ленин был; были неприятные подробности разных «Дневников», зачем-то предъявленные современникам, да еще и с именным указателем... «Дневники» с именными указателями выходят после смерти их писавшего — и через много лет после смерти (если они тогда чем-то будут интересны живущим — или литературным уровнем, или исторической дотошностью!).

А вот теперь эта «Опись» — вроде и не дневник, и не сюжетное произведение. Вернее, так: в каждой новелле о вещи просвечивает свой сюжет, а все вместе они образуют мозаику жизни человека, который словами заговаривает боль, гоня от себя горечь смысла. Но она проступает, как кровь раненого через марлю.

Все бы так, но здесь есть и слова никакие, скороговорки, канцелярские обороты, разрушающие горечь. Хорошо бы обходиться без них.

зам. главного редактора «Знамени» — Наталья Иванова.

Читать полностью