Джон Ирвинг

Джон Ирвинг (род. 1942) — американский романист, лауреат премии Американской киноакадемии за лучший сценарий. Признание критиков и читателей автор получил после выхода романа «Мир глазами Гарпа» в 1978г. Более поздние работы Ирвинга стали интернациональными бестселлерами, а пять романов были экранизированы — в том числе, «Правила виноделов», удостоенный Оскара за лучший сценарий.

Литературная карьера Джона Ирвинга началась в 26-м возрасте, когда была опубликована его новелла «Свободу медведям». О книге крайне положительно отзывался Курт Воннегут, который преподавал Ирвингу в литературной мастерской при университете.

Публикация «Мира глазами Гарпа» сделала Джона Ирвинга финансово независимым, что позволило ему сконцентрироваться исключительно на литературном творчестве, спорадически он занимал преподавательские должности, в том числе, одной из своих Альма-матер — Литературной мастерской университета Айовы.

В одном из интервью в 2013г. Джон Ирвинг рассказал, что его следующий роман, четырнадцатый по счету, будет называться «Проспект тайн». «Цепи событий, их отголоски в наших жизнях, все, что ведет нас по нашему жизненному пути к целям, которые мы преследуем до конца, все, что мы наблюдаем и делаем, может скрывать загадку или тайну, а может пройти незамеченным». Издательство «Саймон и Шустер» запланировало выход романа на осень 2015г.

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Мужчины не ее жизни

Эмоции через край

Я второй раз перечитываю эту книгу. Второй раз ставлю себя на место матери потерявшей детей. Мне кажется, это самое страшное, что может случится в жизни женщины. Можно потерять все, но лишь бы дети были здоровы и счастливы.
Тед и Марион жили счастливо со своими детьми. На детях и держался их брак. Однажды мальчики погибли в автомобильной катасрофе. Жизнь родителей превратилась в ад. Они жили прошлым, воспоминаниями. Вернее так жила Марион, а Тэд искал утешение у других женщин. В этой истории появилась Рут, которой всесто сказок рассказывали историю ее братьев. Марион думала, что новый ребенок заполнит образовавшуюся пустоту, но так и не смогла ее полюбить. Она ушла из дома. Рут долгое время не понимала свою мать и осознала только тогда, когда сама стала мамой.
Книга очень объемная, хотя у Ирвинга и не бывает маленьких произведений. Книга насыщена эмоциями, переживаниями героев, страданием и ошибками. Ирвинг подчеркивает глубину человеческой натуры, ее фундаментальность.

Читать полностью
Мужчины не ее жизни

Мужчины не ее жизни

Во всех своих произведениях Ирвинг  погружает мысли читателя глубоко-глубоко. Данная книга не исключение. Мужчины не ее жизни  - роман о любви. Тед и Марион жили полной семейной жизнью с двумя детьми, до тех пор пока не происходит трагедия  и мальчики не погибают в страшной аварии. Родители живы, но их душа мертва. И отец и мать начинают искать утешения в чем могут, Марион живет в воспоминания, а Тед находит утешения в женщинах. Найдя в себе силы они решат завести дочь, которая как они думают будет способствовать объединения семьи.

Однако Марион то и дело вспоминает о своих сыновьях и рассказывает день за днем их историю своей дочери Рут. Мысленно переживая много раз эту потерю, она боится потерять снова и уходит от своей дочери, которой мама была очень нужна. Ирвинг красочно показывает трагедию мамы и покинутой дочки, которая пережила смену отношений с матерью. Понять ее чувства Рут смогла лишь после того, как сама стала мамой.

Читать полностью

Рецензии СМИ

Чужие сны и другие истории

Fiction

О чем: короткие автобиографические рассказы Джона Ирвинга. Воспоминания о разных эпизодах его жизни с короткими разъяснениями, как именно тот или иной эпизод нашел отражение в прозе писателя.

Автор: один из самых известных американских писателей. Родился в 1942 году в Нью-Хэмпшире, в 1968-м выпустил первый роман «Свободу медведям», в 1979 году получил Национальную книжную премию за роман «Мир глазами Гарпа».

Зачем читать: жанр «заметки на полях прозы» вполне традиционный. Для Ирвинга характерна постоянная игра с автобиографией, а его поклонники и исследователи обожают искать соответствия образов из романов и реальных событий в жизни писателя. В «Чужих снах» Ирвинг разоблачает одни мифы и поддерживает другие.

Цитата: «Президент Рейган несколько раз приглашал меня на обед. Поначалу я отказывался... точнее, по-детски отбрыкивался, демонстрируя дурные манеры и глупые аргументы („Нет, спасибо. Я в этот вечер обедаю с бездомными“). После третьего приглашения мне пришло в голову, что республиканцы отличаются упрямством в отношении своих друзей или тех, кого они считают друзьями. Еще я подумал: если демократы когда-либо окажутся в Белом доме, они займутся оживлением экономики и им будет не до того, чтобы приглашать меня на обед. И я решил принять приглашение мистера Рейгана. Откуда мне было знать, последует ли еще одно?»

Константин Мильчин

Источник: vedomosti.ru

Читать полностью
Последняя ночь на Извилистой реке

Повар и медведь

Джон Ирвинг, чьи книги с начала 2000-х регулярно издаются в России, родился в штате Нью-Гэмпшир, вырос в отсутствие отца и с ранних лет посвятил себя литературе, а также рестлингу – американской борьбе.

Причудливый вымысел, характерный для его сюжетов, неизменно уравновешивается автобиографичностью. Она не всегда проявляется на уровне конкретных событий, но регулярно присутствует в виде вечно ротируемых ситуаций и образов: герои живут в Новой Англии, растут в неполных семьях, занимаются американской борьбой и становятся профессиональными писателями. Все эти признаки ирвинговского романа присутствуют, к примеру, в судьбоносной книге «Мир глазами Гарпа», принесшей автору мировую славу и обеспечившей ему успешную карьеру.
Круг излюбленных тем Ирвинга дополняется проституцией, несчастными случаями с летальным исходом и, внимание, медведями – недаром его первый роман назывался «Свободу медведям!». О том, как соотносятся с жизненным опытом писателя эти последние сущности, биографические справки умалчивают, но факт остается фактом.

Поклонникам мэтра впору устраивать тотализатор, угадывая, какой из вышеперечисленных мотивов будет отсутствовать в очередной книге (ставить на присутствие какого-либо из них неинтересно, ибо часто обнаруживаются почти все, а уж несколько – всегда).

Новое произведение «Последняя ночь на Извилистой реке» – стопроцентно ирвинговский роман: тут налицо безупречно полный комплект вышеозначенных сверхценных мотивов. Не так давно Ирвинг называл самым автобиографичным из своих романов предыдущий релиз «Покуда я тебя не обрету», увидевший свет в 2005-м, но теперь пальма автобиографического первенства, возможно, переходит уже к «Последней ночи». Один из главных героев превращается в знаменитого писателя, чья карьера один в один повторяет ирвинговскую; более того, в конце оказывается, что и сам роман «Последняя ночь на Извилистой реке», собственно говоря, принадлежит перу этого персонажа.

Однако в дополнение к реальным фактам (и в противовес им) новую книгу наводняют также события откровенно эксцентричного и при этом часто трагического свойства, что опять-таки является опознавательным знаком ирвинговского почерка.

Действие начинается в середине 1950-х. Доминик Бачагалупо, хромой повар итальянского происхождения, живет вместе с сыном Дэнни (тем самым, который станет писателем) в глухой нью-гэмпширской деревушке. Основную часть населения там составляют лесорубы и пильщики. Селяне весьма довольны потрясающими блюдами, которые готовит для них Доминик. Но над героями нависает специфически ирвинговский фатум – чудовищное невезение, причины которого коренятся в сексуальной раскрепощенности.

Мать Дэнни в свое время жила одновременно с Домиником и с его старым приятелем по имени Кетчум, причем в этом тройственном союзе существовали особые установления, касающиеся тактильного контакта. Именно из-за последних женщину не удалось спасти, когда однажды под ней треснул лед Извилистой реки. Что это были за установления и почему дама оказалась на льду, мы рассказывать не будем, чтобы не лишать читателя своеобразного удовольствия, получаемого от чтения ирвинговских небылиц. Дальше – больше: маленький Дэнни убивает сковородкой сожительницу местного шерифа, застав девушку в постели со своим отцом и приняв ее за медведя. После этого повару и его сыну приходится покинуть насиженное место и провести много времени в странствиях, постоянно помня о том, что их преследует жаждущий мести шериф.

Эксцентрики и странных трагедий в «Последней ночи» еще много – будут тут и автокатастрофа, происходящая при весьма пикантных обстоятельствах, и обнаженная женщина, падающая с неба под копыта свиней. И все это на фоне острой писательской рефлексии, препорученной автором своему двойнику Дэнни. Довершают данную небанальную конструкцию красивый финал и изысканные внутрисюжетные рифмы.

«Последняя ночь», как и другие романы Ирвинга, – не хоррор, не пародия  и не постмодернистский изыск. Ирвинг явно сопереживает героям и относится ко всему описываемому с величайшей серьезностью, вольно экспериментируя со своей собственной судьбой и своим бэкграундом. Эксперимент этот, правда, заключается прежде всего в том, что всамделишная событийная канва дополняется неправдоподобной концентрацией секса и нелепых смертей. А также всевозможным вымыслом, который уже совсем сложно прокомментировать с рациональных позиций.

Самое удивительное, что ни бесконечное повторение одних и тех же специфических клише, ни обнаруживающиеся у автора проблемы с чувством меры не отменяют одного простого обстоятельства: читать эти тексты не скучно. Причина такого эффекта, возможно, кроется именно в том, что Ирвинг ни на минуту не престает быть серьезным, используя свой странный писательский метод не для развлечения, а как способ познания мира и самого себя.

Кирилл Решетников

Материал с сайта газеты «Взгляд»

Читать полностью

Цитаты

Все цитаты (11)