Забавное чтиво, столько мужских откровений. Может стать подарком с намеком.
Отзывы на книги автора Мелихов Александр
Мазь Вишневского
Прочитала новую книгу Александра Мелихова "Воскрешение Лилит", аннотация которой обещает читателю "глубокое размышление писателя о женщине, ее архетипах, о божественной природе любви и человеческой природе пошлости". Автор на правах непосредственного участника и свидетеля событий выступает в роли рассказчика историй любви женщин, которых он знал лично, Изложу свои впечатления без претензий на литературный разбор, критику и, тем более, истину в последней инстанции. Сначала пару слов о художественном стиле нового для меня писателя. Возвышенный мелиховский слог - изысканно-витиеватый, нагруженный декоративными ассоциациями, - высвечивается на контрасте с приземленным предметом его употребления: романтический пафос языка растрачивается на дурь и комплексы "маленького человека". И не только на это: в подходящих по сюжету местах автор охотно прибегает к эстетствующему натурализму, красочно живописует "физику" (секс, рвоту, фекалии), но, благодаря виртуозному исполнению, физика переносится без отвращения. Авторский стиль изложения - повышенно эмоциональный, слегка экзальтированный и по-еврейски ироничный - особенно расцветает в повестях "Бессмертная Валька" и "Лорелея". Автор подыгрывает, поддакивает героиням, несмотря на то, что не одобряет их поведения. Все потому, что как человек он их жалеет, стараясь оправдать возложенную на него миссию друга, а как писатель стремится раскрыть читателю, к чему приводит людская пошлость. Повесть "Лорелея" о том, как юная чистая девушка деградирует до практичной "роскошной бабы", разрушая своими руками сказочную любовь. Рассказ "Пробуждение" разворачивает перед читателем шокирующую натурализмом историю безуспешной борьбы с женской фригидностью в те недалекие времена,когда ПРОБУЖДЕНИЕ сексуальности можно было оплатить в кооперативе "Радуга". Тут невольно задаешься вопросом. а зачем было придумывать эту пошлую историю? Ответ на вопрос, по замыслу автора, должен прийти в конце рассказа. Героиня встречает любимого человека, в ее душе ПРОБУЖДАЮТСЯ привязанность и любовь, и она вдруг осознает, что человеческие чувства гораздо важнее оргазма, к которому она так маниакально стремилась. Но, к сожалению, замысел автора остался нереализованным. Ценность недосягаемого райского наслаждения перевешивает ценность любви, и героиня малодушно сбегает с места смерти любимого мужчины. Читатель остается со своим вопросом: а что это было?
Еще одно чтиво не для аристократических ушей обеспечивается в книге рассказом "Бескорыстная", где проститутка демонстрирует образец мнимого женского достоинства, брезгуя просить плату за секс-услуги. Ей должны предложить, а самой попросить - ниже ее незапятнанной чести. Удивляешься, насколько может быть вывернуто сознание у человека.
Идем дальше. "Бессмертная Валька" - повесть о том, как доведенные до критического предела наивность и милосердие женщины тоже, оказывается, не соответствуют возвышенной сказке любви в понимании мужчины. Такую предельно простую бабу невозможно полюбить, зато можно время от времени заряжаться в поле ее доброты и непосредственности. Рассказчику этой истории, живущему сложной жизнью между женой и любовницей, такой милый друг просто необходим. И еще один ценный вывод для женщин из этой повести - в мужчине надо видеть Homo Sapiens, а не домашнего питомца, не больного "при смерти"; к мужчине нужно предъявлять хотя бы элементарные требования человеческого интеллекта, потому что такой подход, как у Вальки, даже самоотверженную любовь занижает до банального инстинкта.
Теперь о моих любимых вещах в этой книге. Мне понравилась повесть "В родном углу" - история о дочерней любви к своему отцу, который тоже нежно любит дочь, но проблема в том, что отцы учат детей противостоять сложностям жизни порой в ущерб проявлениям сочувствия. Получилась немного занудная, но и трогательная история женского понимания и мужского благородства в семье. Самой любимой стала для меня история под названием "Новорусские помещики". Наконец-то автор встал на сторону женщины, прошедшей с мужем тернистый жизненный путь от нищеты до ново-русского богатства, а под старость лет брошенной им ради молодой любовницы. Я зауважала автора за мораль истории, озвученной мудрой героиней: "...она ясно чувствовала, что побеждена не молоденькой соперницей, а могущественным ходом вещей, повелевающим каждому наслаждаться любой ценой, хоть на краю могилы да выхватить леденец из чужого рта. А если не сумеешь, значит, ты дурак и рохля. Эта всемирная сила настолько могущественна, что проиграть ей не стыдно - стыдно только ей прислуживать, вымаливать подачки, облизываться на чужие леденцы, вместо того, чтобы гордо отвернуться и сохранить единственное, что в наших силах, - достоинство." Как это правильно - противостоять всемирной силе Пошлости силой своего достоинства!
Напоследок не могу не сказать о двух отличных миниатюрах в рассматриваемой книге - это рассказы "Воскрешение Лилит" и "Божественный глагол". Что о них сказать? Вершины мелиховского стиля в комментариях не нуждаются. Читатель законно отдает себя в руки "могущественной силы наслаждения" хорошей прозой.
Вспомнился польский писатель, знаток женской души, Януш Вишневский. Писатель-феминист завоевал женскую аудиторию в мировом масштабе тем, что его тонкая проза обеспечивает катарсис каждой читательнице, не зависимо от психологии ее личности. Потому что пишет о любви - о близости, счастье, восторге, надежде, доверии, сомнении, страхе, измене, разочаровании, ненависти - без чернухи. У Мелихова - другая цель. Его проза о женщине - это мазь Вишневского, которая вскрывает нарывы, изливая наружу гной - дурь, пошлость, заблуждения, скуку - чтобы на месте прыща обнажилось "человеческое", проклюнула "красота". Однако, есть ли она там, читателю не всегда очевидно.
Мы в истории
Первую часть трилогии прочитала давно, в 90 гг. Тогда роман открыл новую парадигму понимания мира, точнее - себя в мире. Я принадлежу к поколению и группе общества, в котором ценились диссиденты, все свободное и западное, и презиралась наша советская жизнь. Хотя я и не полукровка, а чисто русская по всем - родителям, бабкам и дедам, насколько знаю по документам до 17 века, сходство впечатлений моего детства с детством главного героя просто поразительное. Я тоже была чужаком, может, потому, что была из интеллигентной, в прошлом дворянской семьи, а жили мы в заводском городе, полном народу с зоны, и в классе дети смеялись над всем хоть немного возвышенным. Да еще и по здоровью я была хуже всех, отставала, вот и получила по полной и насмешек и всего остального. Роман открыл простую истину: мы тоже чего-то стоим. Моя жизнь тоже имеет свою маленькую полочку в вечной библиотеке истории. Мой дед, лежащий в братской могиле, расстрелянный прадед, мать, отработавшая всю жизнь на военном заводе - все они герои великих событий (Кстати, параллель есть с прекрасным фильмом Шахназарова "Яды"). И наша советская прошлая жизнь наполнена огромным смыслом Человеческой жизни. Мы любили, страдали и радовались не меньше, чем герои Эллады и Рима.
Читаю сейчас второй роман, пока посередине. Страшновато. Сильно. Нет отмщения. Все время вспоминаю своего отца, не пережившего перестройку. Никто пока не заплатил за свои преступления. И кому мстить? Все мы виноваты. В общем, мыслей книга рождает много. Ну, а по языку, точным и ярким образам - Мелихов, как обычно, несравним ни с кем.