Сергей Самсонов

Сергей Анатольевич Самсонов родился в 1980 году в Подольске. Окончил Литературный институт им. Горького в 2003 году. Автор романов «Проводник электричества» (2011), а также «Аномалия Камлаева» (2008), «Кислородный предел» (2009). Финалист премии «Национальный бестселлер» (2009).
Читать полностью Свернуть текст

Рецензии СМИ

Проводник электричества

Воз­вра­ще­ние рус­ско­го ро­ма­на

С ти­хим и не­мым ужа­сом смо­т­рел я на ты­ся­че­ст­ра­нич­ный «кир­пич» Сер­гея Сам­со­но­ва «Про­вод­ник эле­к­т­ри­че­ст­ва», из­дан­ный в «Экс­мо», и ду­мал: сколь мно­го дол­гих и му­чи­тель­ных дней и но­чей пред­сто­ит про­ве­с­ти мне за чте­ни­ем это­го ро­ма­на. Но всё ока­за­лось го­раз­до про­ще и при­ят­нее. И про­чи­тал бы­с­т­ро, и ра­до­ст­ное ду­шев­ное вол­не­ние ох­ва­ти­ло, по­сколь­ку кни­га то­го сто­ит. Это дей­ст­ви­тель­но на­сто­я­щая Ли­те­ра­ту­ра, ан­но­та­ция на сей раз не врёт: «уни­каль­ная по ох­ва­ту ис­то­ри­че­с­ко­го ма­те­ри­а­ла и пси­хо­ло­ги­че­с­кой глу­би­не кни­га, в ко­то­рой ав­тор ве­ли­ко­леп­ным язы­ком опи­сал пе­ри­од рус­ской ис­то­рии в бо­лее чем пол­ве­ка». Со вре­мён Вто­рой ми­ро­вой вой­ны по се­го­дняш­ний день. Но ужас всё-та­ки был, и за­клю­чал­ся он в дру­гом. В го­ре­чи на­ше­го рос­сий­ско­го бы­тия, в опи­сы­ва­е­мых ав­то­ром со­бы­ти­ях.

Но вна­ча­ле чуть ко­рот­ко о мно­го­ли­ней­ном сю­же­те. Сам­со­нов в сво­ём но­вом про­из­ве­де­нии про­дол­жа­ет в ка­кой-то сте­пе­ни свой пре­ды­ду­щий ро­ман «Ано­ма­лия Кам­ла­е­ва», на­де­лав­ший не­сколь­ко лет на­зад мно­го шу­ма, вы­звав­ший в прес­се ла­ви­ну от­кли­ков. Вос­тор­жен­ных, в ос­нов­ном. Там глав­ным ге­ро­ем был вы­да­ю­щий­ся хи­рург Вар­лам Кам­ла­ев, спас­ший во вре­мя вой­ны сот­ни жиз­ней. Здесь его судь­ба, пред­став­лен­ная в ви­де днев­ни­ков, так­же слу­жит не­ким кон­тра­пунк­том или ка­та­ли­за­то­ром для его по­том­ков – ком­по­зи­то­ра Эди­со­на Кам­ла­е­ва и Ива­на Ор­дын­ско­го, юно­го вра­ча-па­толо­го­а­на­то­ма. Пер­во­го «вы­да­ви­ли» в своё вре­мя из Со­вет­ско­го Со­ю­за, вто­рой во­об­ще всю жизнь про­был в Мюн­хе­не, и вот сей­час оба воз­вра­ща­ют­ся на ро­ди­ну в Рос­сию, где стал­ки­ва­ют­ся с ог­ром­ной и без­жа­ло­ст­ной стра­ной во всём бес­пре­дель­ном раз­ма­хе её граж­дан­ской ди­ко­с­ти. И ужа­се, ес­ли че­ст­но. По­то­му что нет ни­че­го ужас­нее мер­зо­с­ти че­ло­ве­че­с­ко­го за­пу­с­те­ния, из ко­то­ро­го рас­тут все по­ро­ки. А пер­со­ни­фи­ци­ру­ет этот ужас тре­тий глав­ный ге­рой ро­ма­на – на­чаль­ник опер­ча­с­ти од­но­го из мос­ков­ских рай­от­де­лов ми­ли­ции Ана­то­лий На­гуль­нов, по про­зви­щу Же­ле­зя­ка. Пер­со­наж, как ни стран­но, вы­зы­ва­ю­щий сим­па­тию, по­сколь­ку у не­го есть пре­дел, чер­та, ко­то­рую он в си­лу сво­их вну­т­рен­них нрав­ст­вен­ных за­ко­нов не мо­жет пе­ре­сту­пить. Да, он да­вит, кры­шу­ет, уби­ва­ет, не­на­ви­дит по­пав­шую ему под ла­пу не­чисть, а что при­ка­же­те с ней де­лать, ког­да за­кон бес­си­лен? Ког­да за­кон толь­ко и су­ще­ст­ву­ет для не­чи­с­ти, а спра­вед­ли­во­с­ти в Рос­сии ни­ког­да не бы­ло, нет и не бу­дет. Вот и его доч­ку его же кол­ле­ги из со­сед­не­го от­де­ла по ошиб­ке хва­та­ют пря­мо на ноч­ной ули­це, за­та­с­ки­ва­ют в мен­тов­скую, на­си­лу­ют там, а по­том ед­ва не за­ка­пы­ва­ют в ле­су. Слу­чай спа­са­ет. Ну а уж ког­да Же­ле­зя­ка вы­хо­дит на тро­пу вой­ны, то по­ща­ды не жди.

При­знать­ся, гла­вы с На­гуль­но­вым я чи­тал с на­и­боль­шим ин­те­ре­сом. И не сра­зу по­нял, ко­го он мне на­по­ми­на­ет? Под­пол­ков­ни­ка Кар­по­ва из се­ри­а­ла «Глу­харь». Мно­гие си­ту­а­ции иден­тич­ны, да­же вы­ра­же­ния: «А у те­бя что – кровь не те­чёт?» или «Спра­вед­ли­вость – это не ка­ра­мель­ки, что­бы всем от­ве­ши­вать по­ров­ну» и т.д. Это не пла­ги­ат, ду­маю, что Сер­гей Сам­со­нов яв­лял­ся од­ним из сце­на­ри­с­тов «Глу­ха­ря». И вот что лю­бо­пыт­но. Сам «Глу­харь» со вре­ме­нем как-то сдул­ся, а ар­тист Мак­сим Аве­рин и во­все, к мо­е­му ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию, про­пал в шоу-биз­не­се, от­пля­сы­вая вме­с­те с Ло­ли­той и Бо­рей Мо­и­се­е­вым, по­те­рял Бо­гом дан­ный дар. Мог бы вы­ра­с­ти в вы­да­ю­ще­го­ся рус­ско­го ар­ти­с­та. А вот об­раз под­по­ла Кар­по­ва при­об­ре­та­ет в на­ши дни всё боль­шее зна­че­ние. На не­го вся и на­деж­да. Хо­тя и это то­же ужас, ког­да че­ло­век в от­ча­я­нии хо­чет при­сло­нить­ся к лю­то­му до­б­ру, ища у не­го за­щи­ты от лю­то­го зла.

Ро­ман ос­тал­ся не­за­кон­чен­ным. Сю­жет­ные ли­нии, в ча­ст­но­с­ти, с тем же На­гуль­но­вым, ждут даль­ней­ших раз­ра­бо­ток. Уве­рен, что ав­тор при­бе­рёг для чи­та­те­ля тре­тью часть ис­то­рии Кам­ла­е­вых, а по су­ти – ис­то­рию со­вре­мен­ной Рос­сии. И весь­ма от­рад­но, что уже в «Про­вод­ни­ке эле­к­т­ри­че­ст­ва» по­яв­ля­ет­ся ка­кой-то сла­бый свет в кон­це тун­не­ля, хо­тя бы ча­с­тич­но воз­вра­ща­ет­ся на­деж­да на то, что вер­ность, лю­бовь, че­ст­ность – это не пу­с­тые сло­ва и что кто-то до сих пор мо­жет жить не по лжи, а по со­ве­с­ти. Свя­за­но это, преж­де все­го, с об­ра­зом Ива­на Ор­дын­ско­го, эта­ко­го но­во­яв­лен­но­го кня­зя Мыш­ки­на. Иди­о­та? Так ведь «иди­от» с древ­не­гре­че­с­ко­го это и есть «граж­да­нин».

Пост­скрип­тум. Ис­то­рия Рос­сии всех по­след­них ста лет – это бес­ко­неч­ная че­ре­да тра­ги­че­с­ких оши­бок и экс­пе­ри­мен­тов. Как на­ка­за­ние ка­кое-то. По­че­му же так про­ис­хо­дит? От­ве­чу сло­ва­ми под­по­ла Кар­по­ва:

– Зна­ешь, Зи­ми­на, в чём бы­ла глав­ная ошиб­ка Ми­чу­ри­на? Он по­лез на со­сну за ук­ро­пом, а его ар­бу­зом на­кры­ло.

Александр ТРАПЕЗНИКОВ

Источник: litrossia.ru

Читать полностью
Аномалия Камлаева

«Аномалия Камлаева». Сергей Самсонов

Удивительно, когда в руки попадается книга, которая на первый взгляд ничего собой не представляет, но стоит вчитаться, как понимаешь, что это одно из важнейших произведений последних лет. По крайней мере, для русской литературы.

«Аномалия Камлаева» второй роман московского писателя Сергея Самсонова. Страшно представить, что будет, когда он напишет третий. Я за последние пару лет уже устал постоянно говорить о застое в нашей литературе, о том, что у нас либо псевдо постмодернизм, либо неуверенные и под час неумелые экивоки в сторону запада. За последние пару лет, по сути, единственным достойным произведением неожиданно оказалось «Лето по Даниилу Андреевичу» двух девушек из Питера. Конечно, есть и Сорокин и Илличевский и тот же Пелевин, но они либо бесконечно застряли в прошлом, либо существуют в какой-то своей закупоренной реальности. А Самсонов неожиданно пробивает все заслоны, пороги, условности и ставит нас перед фактом того, что сейчас может начаться новый виток русской литературы.

По сути, то же самое делает и его герой Матвей Камлаев, гениальный композитор, ломающий общество, как советское, так и современное. Вскрывающий посредством музыки не столько привычные представления, сколько саму реальность. Удивительно, что и в аннотациях и в рецензиях на «Аномалию» во главе угла ставят совершенно незначительную и даже сюжета не образующую историю о том, как он услышал музыку в террористической атаке 11 сентября.

Матвей Камлаев существует в романе как минимум в трех ипостасях. И при этом он и его музыка являются отражением трех главных эпох нового времени, через которое прошла наша страна. Сначала это детство в стабильном СССР, потом предперестроечная юность, и, наконец, взрослая жизнь в современной России. Причем Самсонов делает очень хитрую вещь, чтобы показать такой обширный период он делает годы жизни своего героя неопределенными. Ставит в конце дат отточия, причем заранее буквально на первой странице говорит об этом, так что выходит какое-то несоответствие по датам, на которое совершенно не обращаешь внимания. Потому что, потому описание музыки на десяток страниц, потому что невероятно выстроенная фабула и не менее невероятно выверенная динамика. И что самое удивительное ему удается ту музыку, о которой он пишет донести даже до людей, которые в принципе ничего не понимают в терциях и тактах. Хотя на самом деле эта самая музыка на поверку оказывается, как я уже писал, способом работы с реальностью. Именно через музыку Самсонов доносит до читателя восприятие мира, жизни философии, истории... Через музыку, а не через события, которые являются просто иллюстративным добавлением. Как фрак пианиста и белый рояль. Не было бы рояля и фрака, мы бы не поверили в реальности той музыки, что слышим. Так же и здесь. Не было бы всех происходящих с Камлаевым событий, мы бы не поверили Самсонову. Мы бы просто покрутили пальцем у виска и отправили книгу на дальнюю полку. А так читаешь не отрываясь, а когда отрываешься, думаешь.

Что не менее интересно это литературные традиции, от которых отталкивается Самсонов. В «Аномалии» как-то причудливо и неожиданно переплетается, к примеру, Пастернак и Уэльбек. Или даже скорее Платонов и Эллис. И на этом стыке появляется какой-то неожиданно новый не жанр, но стилистический подход. До сих пор не виданный, но при этом такой знакомый. Отсюда же вытекает и стиль Самсонова, который как это не банально, но можно сравнить с музыкой. Медленное, тяжеловесное описание симфонии внезапно срывается в невероятно стремительное, быстро развивающееся действие, а потом в закрученный и вытянутый лентой Мебиуса монолог. Читать «Аномалию» одно удовольствие. Такое впечатление, что текст проходит в самую глубину тебя, даже если под час это просто лихо собранный поток метафор или местами ненужные сцены секса. Последние, кстати, представлены в каком-то чрезмерном разнообразие, то ли потому что это витает в воздухе, то ли в угоду традициям западной современной литературы. С другой стороны здесь же можно провести за счет них параллель между Камлаевым и Казановой с Дон Жуаном вместе взятыми.

О Самсоновском романе можно долго и много говорить и рассуждать, вспоминать сюжетные обороты и трактовать одну из центральных глав, которая состоит, по сути, из одного длинного монолога приближающегося к текстам Платона. Можно рассматривать под разными углами вынесенную в заглавие аномалию, которая вроде бы и четко прописана в тексте, но на самом деле в разы больше и шире. Но главное, что после последних строчек романа становится понятно, что чего-то вот такого русская литература ждала уже очень давно и, наконец, дождалась. Как бы пафосно или наигранно это не звучало.

Вячеслав Лучина

Источник: ljpoisk.ru

Читать полностью

Цитаты

Все цитаты (10)