Игорь Савельев

В 2012 году издательство «Эксмо» выпустило роман Игоря Савельева «Терешкова летит на Марс», который был тепло принят читателями и профессиональным сообществом. В 2015 году «Эксмо» начало издавать серию «Проза отчаянного поколения. Игорь Савельев», в которой на сегодняшний день вышли три книги. Роман «ZЕВС» повествует о молодом инженере, который пытается вернуть к жизни проект пассажирских сверхзвуковых самолетов в сегодняшних — совсем не приспособленных к этому — условиях. Уже в первые недели после релиза «ZЕВС» попал в хиты продаж интернет-магазина «Литрес». В романе «Вверх на малиновом козле» две молодые пары, сбежав из мегаполисов на диковатое побережье Абхазии, пытаются прожить эти недели так, как жили бы хиппи в их идеальном представлении — в отказе от запретов. В сборнике «Без тормозов» автор возвращается к теме автостопа и парадоксально соединяет особую, закрытую от чужих жизнь трассы в глубине России с ранним христианством и героическим периодом истории рок-музыки.

В настоящее время Игорь Савельев работает журналистом — обозревателем РБК в Уфе и продолжает писательскую карьеру.

Пресса об авторе:

Дата рождения: 1 июля

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Zевс
На книгу Zевс

Повелитель молний? Увы, нет.

Тот редчайший случай, когда книга в основном запомнилась тем, что вызвала больше негативных эмоций, нежели положительных. Осилила я "громовержца" Zевса с большим трудом, стремясь поскорей прийти к заключению: «А о чем, собственно, книга?», да ни о чем, о простой (да непростой) жизни такого же парня (Кирилл, тридцать с чем-то лет), к которому у меня пропал интерес едва ли не в самом начале. Меня всегда интересовало, какую цель изначально или по итогам проделанной работы преследует автор, который пишет книгу. Вызвать у читателя восторг? Жалость? К кому, к героям книги? «В точку», - сказала я себе после долгожданного финиша. Все дело в ключевом персонаже, и жалости к нему, поведение которого, да впрочем, и он сам вызывали во мне массу противоречивых эмоций. Наверное, в этом вся сущность человека, казаться умным и быть на деле далеким от этого определения, либо наоборот, но в данном случае перемена слагаемых имеет значение. Резкая антипатия усилилась и под конец. Этот "бравый" герой в сандалиях на босу ногу, шарахающийся квартиры живой ли/мертвой ли старушки (а кому какая разница), сторонящийся соседей, когда-то лучшего друга, муж, который не в состоянии уговорить жену выйти в декрет, что уж там до победы в споре "милая, а может тебе все-таки не стоит в твоем раздувшемся положении водить машину?", сидящий на пятой точке от того, что грандиозными проектами заниматься никто не собирается (у начальства к тебе свои претензии найдутся), но зато одержимый идеей о сверхзвуке и...мечтой о славе? Серьезно? К таким людям успех не приходит. Человек изменяет себе и даже своей жене (кстати говоря). Обстоятельства уж больно смешно сложились. Явно неуверенный во всем, что делает, а ведь весь сюжет построен на его сверхчувствительности к окружающему его миру. Человек плывет по течению, но внезапно ему в голову ударяет...жидкость, и он самозабвенно летит туда (Париж), не зная куда и ради чего, погружаясь в беспорядочную связь (как никак город любви) с бывшей недоподружкой ("восставшей из мертвых"). И вроде не глупый-то парень, как показалось бы на первый взгляд, но какой в сущности (...), и таких людей на самом деле много, мечтающих о великом, вечно ищущих что-то, чаще эфемерное. Татищев - вот настоящий мужик, человек старой закалки и явно не изменяющий своим принципам. Цитата из книги: "Михалыч и Татищев пили чай. Михалыч и Татищев пили чай. Японский бог, Михалыч и Татищев постоянно пили чай!"
Лично мне мало было эпизодов с женой Яной, хорошие женщины всегда достаются не тем мужчинам. Моя оценка...конечно, не в моих правилах говорить, что книга плохая, поскольку она таковой являться по определению не может, если в нее вложено столько-нибудь неизвестного простому читателю. Тем более есть пара интересных и даже смешных моментов, свои прелести можно найти с желанием или без него. Советовать, читать/нет, не буду, решайте сами, стройте свое мнение на собственных ощущениях, мыслях, эмоциях. Да будут прощены мне мои скобки "от себя", но в книге их тоже предостаточно и куда более развернутых, чтобы (говоря про себя) терять нить и возвращаться к началу.

Читать полностью

Рецензии СМИ

Терешкова летит на Марс

Почему книга уфимца не стала «Национальным бестселлером»

На днях опубликован список торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню республики. Среди прочего намечено и вручение Государственной республиканской молодежной премии имени Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры, лауреатов должны определить по итогам сразу двух лет: 2011-го и 2012-го. Среди работ, которые рассматривает сейчас комиссия — произведения художников, поэтов, работы артистов и музыкантов... На слуху была и книга «Терешкова летит на Марс» Игоря Савельева, вышедшая год назад в крупнейшем российском издательстве и уже успевшая побороться за «Национальный бестселлер» — самую «крутую» литературную премию, ежегодно вручаемую в Санкт-Петербурге. О том, что издательство «Эксмо» выдвинуло дебютную книгу молодого уфимца на эту премию, в феврале написали многие газеты (и не только местные: этот факт отметили, например, в «Известиях»). А дальше — тишина. Мы решили разобраться, как же сложилась судьба романа за кулисами премии и почему наш земляк так и не поехал в июне в Питер на пышную торжественную церемонию.

Лауреатом Игорь Савельев действительно не стал, хотя один порог его «Терешкова...» все-таки преодолела: из полсотни книг, выдвинутых разными издательствами, только 23 получили голоса жюри, и роман Савельева среди них. Но для победы этих голосов не хватило.

Завесу приоткрывают рецензии критиков — членов жюри, недавно опубликованные на сайте «Нацбеста». Каждому было что сказать о достоинствах «Терешковой...». Отмечали и то, что «Савельев хорошо пишет, у него великолепный слух, книгу его по прочтении хочется отложить и вернуться как-нибудь после» (Владислав Толстов), и то, что «роман искренний, этого у него не отнимешь» (Александр Етоев); писали про «ощущение свежести, глоток новизны и потрясающую достоверность» (Артем Фаустов), подчеркивали, что «Игорь Савельев пишет очень бодро, складно. Талантливо. Часто образно и очень точно» (Дмитрий Самойлов). Член жюри Василий Авченко даже посчитал, что «книгу Савельева можно числить по разряду обширного корпуса текстов об авиации», разглядев в ней и романтику Экзюпери, и технологизм Артура Хейли...

Тем не менее, все эти похвалы не обеспечили «Терешковой...» победы.

Дело оказалось даже не в мелкой фактической ошибке, замеченной одним из членов жюри (Дмитрий Самойлов: «Не хотелось бы занудствовать, но на стр. 28 героиня говорит...»), а в материях философских. По крайней мере, такой вывод можно сделать, читая те размышления о «современной молодежи», которые породила у критиков книга.

Это очень похоже на споры, которые вызвал нашумевший фильм «Легко ли быть молодым?» в конце 80-х: тогда тоже спорили не столько о достоинствах фильма, сколько о той картине, которую он нарисовал. Василий Авченко, отталкиваясь от прочитанного, называет тех, кому сегодня за 20, «очередным потерянным поколением» и сетует, что «пропали большие цели, идеи, смыслы, проекты». Владиславу Толстову кажется, что «время остановилось, как в советской пивной», а дни героев «похожи, как доски в бесконечном заборе». Александр Етоев считает, что «разочарование в жизни — основной лейтмотив», а Артем Фаустов упрекает автора в том, что он «необыкновенно точно придумал героям откровенно бесполезное дело... Друзья действуют самым бестолковым из всех способов, которые только можно изобрести, и ничего совершенно не меняют ни в своей, ни в чьей-либо еще жизни». Впрочем, Дмитрий Самойлов настроен на так пессимистично: «Этот роман мог бы быть тяжелой трагедией, а вышел легкий рассказ о задумчивом раздолбае. Интересно другое — характер, созданный или зафиксированный автором. Это такой герой, который вызывает один вопрос: „Ну, чего тебе еще надо?“ И тут же одергивает читателя своим примером — надо чего-то еще. И вам тоже надо, раз вы читаете эту книгу. Или книгу вообще».

Очень ценная мысль. О том, что «пробуждение» героев, которые начинают осознавать неприглядность окружающей жизни, уже есть первый шаг к тому, чтобы эти люди начали менять себя и мир к лучшему.

Возможно, именно в этом, а не в «бодрости и складности» — главное достоинство книги «Терешкова летит на Марс». Не получившая диплом «Национального бестселлера» российского масштаба, у нас в республике она точно стала бестселлером, свидетельством чему — неутихающие дискуссии о ней и сотни проданных экземпляров.

А «спорность» такого рода никогда не была недостатком интересных произведений — в том числе и для официальных комиссий. По крайней мере, фильм «Легко ли быть молодым?» после всех дискуссий получил Государственную премию СССР.

Марк Политковский

Источник: i-gazeta.com

Читать полностью
Терешкова летит на Марс

Те­реш­ко­ва ле­тит на Марс

В но­вой се­рии сто­лич­но­го из­да­тель­ст­ва «Экс­мо» вы­шел ро­ман уфим­ца Иго­ря Са­ве­ль­е­ва «Те­реш­ко­ва ле­тит на Марс». Не­смо­т­ря на свой до­воль­но юный для пи­са­те­ля воз­раст в 29 лет, Са­ве­ль­ев уже дав­но за­явил о се­бе – про­ры­вал­ся в лонг- и шорт-ли­с­ты круп­ных ли­те­ра­тур­ных пре­мий, ре­гу­ляр­но пуб­ли­ко­вал­ся в луч­ших «тол­стых» жур­на­лах.

Удач­но скла­ды­ва­ет­ся судь­ба и са­ве­ль­ев­ской «Те­реш­ко­вой», ко­то­рая, па­рал­лель­но с книж­ной вер­си­ей, в не­мно­го со­кра­щён­ном ва­ри­ан­те пуб­ли­ку­ет­ся в двух осен­них но­ме­рах «Но­во­го ми­ра».

Этот не­боль­шой по объ­ё­му ро­ман по­ве­ст­ву­ет о не­сча­ст­ной люб­ви глав­но­го ге­роя по име­ни Па­вел к На­та­лье, уе­хав­шей от не­го в да­лё­кий Питт­сбург «учить­ся, про­хо­дить прак­ти­ку, воз­мож­но – ра­бо­тать, воз­мож­но – жить».

На фо­не ду­шев­ных стра­да­ний, до­став­ля­е­мых Пав­лу этим рас­ста­ва­ни­ем, в его го­ло­ву ле­зут пе­чаль­ные мыс­ли – он ду­ма­ет о лю­дях с це­лью в жиз­ни – лю­дях, кто мо­жет по­ки­нуть близ­ких, на­пле­вав на их нуж­ды и чув­ст­ва ра­ди ре­а­ли­за­ции сво­е­го соб­ст­вен­но­го пред­наз­на­че­ния. И по­ни­ма­ет, что он не мо­жет. Не толь­ко не мо­жет, но и це­ли та­кой не име­ет, ра­ди ко­то­рой мог бы вот так вот за­про­с­то со­рвать­ся с ме­с­та.

«Те­реш­ко­ва ле­тит на Марс» – мно­го­пла­но­вый ро­ман, к стре­ми­тель­но­му по­то­ку ос­нов­но­го сю­же­та при­ме­ши­ва­ют­ся па­рал­лель­ные ис­то­рии (пор­т­рет «пи­са­те­ля» Иго­ря или рас­суж­де­ния о ре­аль­ном ли, вы­мы­ш­лен­ном ли ин­тер­вью из­ве­ст­ной ко­с­мо­навт­ки Те­реш­ко­вой, ре­шив­шей не воз­вра­щать­ся с Мар­са, etc.).

Осо­бо­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ет и от­дель­ная ис­то­рия с ча­ст­ной авиа­ком­па­ни­ей «АР­Та­вия», где ра­бо­та­ет Па­вел и с ко­то­рой при под­держ­ке дру­зей и но­вой по­дру­ги впос­лед­ст­вии на­чи­на­ет бо­роть­ся. От­кры­тый фи­нал не раз­ре­ша­ет по­став­лен­ных во­про­сов, да­вая чи­та­те­лям воз­мож­ность по­раз­мыс­лить са­мо­сто­я­тель­но.

Са­ве­ль­ев вла­де­ет пе­ром. Его кни­га, не ли­шён­ная при­зна­ков боль­шой ли­те­ра­ту­ры, на­пи­са­на ув­ле­ка­тель­но, а за стро­ка­ми, уно­ся­щи­ми в вы­мы­ш­лен­ный ав­то­ром ху­до­же­ст­вен­ный мир, слы­шит­ся стук его жи­во­го серд­ца.

Арслан Хасавов

Источник: litrossia.ru

Читать полностью