Марк Солонин

Биография

Солонин Марк — российский публицист. Появился на свет в 1958 году в Куйбышеве. После школы Марк Солонин получал образование в авиационном институте города Куйбышева. Окончив вуз, он трудился в качестве конструктора в опытно-конструкторском бюро на протяжении шести лет.

Литературной деятельностью Марк Солонин стал заниматься в 1980-х гг. и к 1985 году окончил свою первую историческую работу. Спустя два года автор оставил конструкторское бюро и работал кочегаром, параллельно занимаясь общественно-политической деятельностью. В годы перестройки его статьи выходили в молодежном печатном издании «Волжский комсомолец».

Дебют Марка Солонина в большой литературе состоялся в 2004 году — тогда украинским издательством была опубликована его работа «Бочка и обручи, или когда началась Великая Отечественная война?». К настоящему моменту автором написано более десяти книг по истории войны, среди которых: «23 июня: день «М», «22 июня. Анатомия катастрофы», «Нет блага на войне» и другие.

Марк Солонин получил известность, в том числе, за границей, его книги издаются в Болгарии, Литве, Эстонии, Польше. В России автор нередко становится приглашенным гостем на радио и телевидении. В 2011 году Марк Солонин выступил соавтором документального фильма Алексея Пивоварова «22 июня. Роковые решения».

Читать полностью Свернуть текст
9 подписчиков

Отзывы

Отличная книга! Своей работой Марк заслуживает самых высоких похвал от народа России! Рассказ наполнен огромным количеством фактов, раскрывает течение первых дней Второй мировой войны на территории СССР, показывает подноготную состояния сталинских войск, рассказывает историю такой, какой она и была. Читается легко, не смотря на большое количество исторического материала и ссылок, заставляет по новому осознать ту жертву, которую заплатило население России за прихоти сталинского руководства. Читать далее
Анатолий
13 августа 19:44
Бестселлер М.Солонина «На мирно спящих аэродромах» впервые вышел в 2006 г., неоднократно переиздавался и является одной из самых примечательных книг о состоянии ВВС СССР на 22 июня 1941 года. Автор пытается логически обосновать причины неудач действий советской авиации в первый период войны и, как следствие, поражений РККА в 1941 г. Произведение оставляет крайне неоднозначное впечатление. Переработанный и обобщенный автором фактический материал шокирующее велик. Вместе с тем, многие его высказывания спорны. Не слишком удачна литературная составляющая, и это особенно огорчает, так как произведение относится к смешанному, а отнюдь не чисто документальному жанру. Издательство «Эксмо» выпустило дополнительный тираж 2-го издания, не устранив многочисленные недостатки и фактические ошибки, перекочевавшие из первого издания. Кроме того, обложка книги, нейтральная в предыдущих выпусках, украсилась карикатурой на толстого советского летчика, «мирно спящего», пока на него пикируют немецкие Ju-87. Оформление оставим на совести редактора и посмотрим на содержание, которое отнюдь не располагает к улыбке. Марк Солонин пытается осмыслить одну из наиболее трагических страниц нашей истории. Несколько удивляет отнесение работы к серии «Правда Виктора Суворова». Автор отнюдь не является яростным поклонником беглого шпиона. Солонин – чрезвычайно вдумчивый писатель. У него не найти «автострадных танков», суперсамолетов ТБ-7 с пятитонной бомбой в 1941 году и прочих ляпов, которыми труды Суворова/Резуна грешат чуть ли не на каждой странице. Выводы Солонина, достаточно беспристрастные, активно используются в полемике как последователями перебежчика, так и «антирезунистами». Фундаментальное исследование начинается с азов – почему вообще летают самолеты. Значительный популяризаторский материал занимает десятки страниц текста. Возникает резонный вопрос – для чего? Целевая аудитория достаточно эрудированна. Для новичка в истории военной техники первые главы лучше вообще пропустить. В главе второй Солонин пишет: «…самолеты непрерывно «наезжают» на воздух своими крыльями, установленными под небольшим углом к вектору скорости воздушного потока. Этот угол в аэродинамике называется «угол атаки» … Наука гласит, что самолет летает потому, что на нижней поверхности крыла создается зона повышенного давления, благодаря чему на крыле возникает аэродинамическая сила, направленная перпендикулярно крылу вверх… Интуитивно понятно, что аэродинамические силы зависят от площади крыла, угла атаки, плотности воздуха и скорости потока воздуха». На размещенных тут же иллюстрациях показано образование подъемной силы за счет положительного угла атаки идеального плоского крыла. К сожалению, аэродинамика – наука точная, а не интуитивная. На самом деле, возникновение подъемной силы во многом обусловлено аэродинамическим профилем крыла, благодаря которому создается подъемная сила даже при нулевом угле атаки. Несколько десятков последующих страниц, где автор рассуждает о подъемной силе, достаточной для самолетов разных типов, имеет смысл проигнорировать из-за ложности базовой посылки. Столь же неприятные неточности режут глаз и далее. В главе 17 Солонин сетует на отсутствие у СССР средств для доставки партизанам взрывчатки для диверсий. Дословно он утверждает следующие: «Столь нерациональное использование крайне дефицитного на войне ресурса — взрывчатки и самолето-вылетов — объясняется (наряду со всеми прочими причинами отсутствия продуманной концепции ведения диверсионной войны) и отсутствием полноценного бомбардировщика, на базе которого только и мог бы быть создан военно-транспортный самолет оперативного назначения». В действительности «Дуглас», военно-транспортный самолет DC-3, выпускавшийся в СССР по американской лицензии как Ли-2, был самостоятельным проектом, а не переделкой в грузовоз «полноценного бомбардировщика». «Дугласы» и СССР и в США выпускались в огромных количествах. Отец автора настоящей рецензии участвовал не менее чем в 30 вылетах по доставке грузов для белорусских партизан на том же «Дугласе»/Ли-2, уникально надежном, неприхотливом и эффективном. Более того, неясно почему вообще подняты вопросы снабжения партизан в произведении про 1941 год. Им бы в первые дни никто не возил оружие, будь тогда у СССР хоть Ил-76, хоть вертолеты. Ошибки простительны. Неточности в количестве самолето-вылетов отдельно взятого ИАП или взлетная масса ЛаГГ-3 не имеют особого значения. В конце концов, это не справочное пособие, а художественно-документальная литература. Однако аэродинамика крыла и применение «Дугласов» в ВОВ являются общеизвестными сведениями на уровне банальной осведомленности об авиационных делах, поэтому последующие, большей частью абсолютно правильные рассуждения воспринимаются скептически. Отчего так случилось – непонятно. Марк Солонин предстает в своих произведениях как исключительно грамотный, дотошный и профессиональный исследователь. Быть может, при подготовке пилотного тиража ему посоветовали выбросить энное количество страниц про аэродинамические профили и «Дугласы», а далее на волне коммерческого успеха «На мирно спящих…» издавали снова и снова, не оглядываясь на критику и не устраняя огрехи. Солонин чрезвычайно проигрывает Суворову в литературно-художественной части. Бывший агент ГРУ пишет замечательно легко и живо. Выдернув какую-либо цитату из «Воспоминаний и размышлений» Г.К.Жукова или уцепившись за малозначительный факт вроде отказа Сталина прокатиться верхом на параде Победы, Суворов развивает целую теорию, вписывая ее в собственную концепцию о коварных замыслах советского руководства о нападении на Германию 6 июля 1941 года. Полная научная некорректность изложения компенсируется живым юмором. В «На мирно спящих аэродромах» авторская точка зрения подкрепляется методом обрушивания на читателя безумного количества фактических данных. Отдельные сведения действительно крайне интересны. Жаль, каждый байт информации лучше проверить перекрестными ссылками, ибо слепой веры нет уже со второй главы по изложенным причинам. Проблема Солонина в том, что изучающий сей труд любитель истории тонет в информационном потоке. В главах не выделены основные положения, отсутствует промежуточное подведение итогов. Создается впечатление, что работа рассчитана на вундеркинда с феноменальной памятью, удерживающего в голове колоссальное количество фактов и цифр. Автор так и пишет в 24 главе: «Читатель, у которого хватило сил и терпения прочитать сотни предыдущих страниц, должен уже отчетливо представлять себе количественные параметры группировки советских ВВС: число полков, самолетов, аэродромов и летных экипажей». Так оно и есть, если гипотетический читатель дал себе труд наизусть заучить «На мирно спящих…» как ортодоксальные евреи учат Тору. Общие выводы автора, с которыми хочется согласиться двумя руками и ногами, получаются оторванными от аргументации. Солонин фактически еще раз подтвердил, что основой неудач 1941 года является дикая неорганизованность всех сторонах экономики, политики, культуры, военного строительства, когда в немыслимых масштабах процветали приписки, показуха, очковтирательство, подмена реального контроля коллекционированием голых и ни о чем не говорящих цифр. Об этом всего несколько фраз, но они стоят сотен страниц. Один пример приведен в 18 главе: «…всю войну «гнали план» по самолетам, у которых в полете отрывалась фанерная обшивка крыла, двигатели «стреляли шатунами», залитый маслом фонарь кабины нельзя было открыть никакими усилиями, жара в кабине «Ла-5»/«Ла-7» доходила до 60 градусов, а раскаленная ручка управления обжигала руку пилота даже через перчатку…». Понятно, что такие самолеты считались полноценными боевыми машинами в общей отчетности, подаваемой Сталину. В сорок пятом разозлившийся Кожедуб, которого по ошибке обстреляли «Мустанги», на этом же фанерном гробу фирмы Лавочкина развернулся и без проблем сбил двух американцев, пилотировавших «лучшие в мире» тяжелые поршневые истребители. Наконец, главный вывод. Если отбросить авиационную специфику, заменить авиамоторы на танковые, а шланги на гусеничные траки, тот же вывод можно распространить на сухопутные войска и вообще на вооруженные силы СССР. Слово Солонину: «Таким образом, к началу Второй мировой войны сложилась совершенно парадоксальная, почти неописуемая нормальным человеческим языком ситуация: много самолетов, много летчиков, много аэродромов, много авиазаводов, много авиашкол и летных училищ. При этом повсеместно не хватает бензозаправщиков, шлангов и воронок, аккумуляторов и автостартеров, радиостанций и телефонных проводов. Есть новейшие скорострельные зенитки, но нет снарядов к ним, есть уникальные системы наддува топливных баков инертным газом, но на аэродромах нет азота, есть огромный самолетный парк, но нет тракторов для расчистки аэродромов от снега, есть гигантская сеть летных школ, но курсанты заняты шагистикой и разгрузкой вагонов, есть крупнейшая в Европе нефтедобыча, но нет высокооктанового авиационного бензина… Короче говоря, все есть — а реальная боеспособность военной авиации ничтожно мала». Одним словом – бардак. Из-за него Советский Союз победил самую сильную армию мира того времени – германскую – с ужасающими потерями. Зато победил! Чего не удалось ни у французов, ни у британцев без участия СССР. Читая Солонина, лишний раз убеждаешься, что стенания об отсутствии порядка в Ельцинско-Медведевско-Путинской России, венчающиеся фразой «Сталина на вас нет», исходят от людей, не представляющих реального положения вещей накануне ВОВ. И так, Марк Солонин создал чрезвычайно интересную и полезную книгу, воистину эпическое полотно о советских предвоенных ВВС. Но читать ее тяжело. Читать далее
Все отзывы

Задайте вопрос автору

Голосование за переиздание книги

ДРУГАЯ хронология катастрофы 1941. Падение
ДРУГАЯ хронология катастрофы 1941. Падение "сталинских соколов"
НОВАЯ КНИГА ведущего военного историка! Продолжение бестселлера "Новая хронология катастрофы". Итог масштабного исследования разгрома 1941 года. Истинные причины сокрушительного поражения советской авиации в начале войны. Тысячи страниц первичных документов из строго засекреченных ранее архивных фондов. Уникальные карты дислокации аэродромов ВВС Красной Армии. Опровержение ключевых сталинских мифов о Великой Отечественной. Подлинная хронология грандиозной битвы в воздухе, скрупулезно восстановленная по документам обеих сторон. Был ли первый удар люфтваффе неожиданным и уничтожающим, а ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Мозгоимение. Фальшивая история Великой войны
Мозгоимение. Фальшивая история Великой войны
Самая жесткая и бескомпромиссная книга одного из самых популярных военных историков! При минимуме цифр и технических подробностей, опираясь на здравый смысл, четкую логику и неоспоримые факты, автор высмеивает неуклюжие уловки шарлатанов от истории, пытающихся заморочить людям голову преднамеренным и грубым враньем. На страницах этой книги читатель вновь столкнется с многочисленными советскими и новейшими псевдоисторическими измышлениями. "Генеральное соглашение между НКВД и гестапо", "тайный сталинский сценарий начала войны", "план обороны 41-го года", "сквозная транспортировка частей ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
«На мирно спящих аэродромах…» Разгром 1941
«На мирно спящих аэродромах…» Разгром 1941
ВИКТОР СУВОРОВ: "Марк Солонин совершил научный подвиг, и всё, что он делает, – это золотой кирпич в фундамент той истории войны, которая когда-то будет написана…" Почему, имея огромное численное превосходство, ВВС Красной Армии были разгромлены в первые же дни Великой Отечественной? Каким образом Люфтваффе удалось так быстро захватить полное господство в воздухе? Куда подевались хваленые "сталинские соколы", клявшиеся хранить "спокойствие наших границ", грозившие сокрушить врага "малой кровью, могучим ударом"? Авиационный инженер по образованию, Марк Солонин убедительно, с цифрами и фактами, ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
1941. Куда исчезли сталинские армады?
1941. Куда исчезли сталинские армады?
ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ОДНИМ ТОМОМ! Полная хронология катастрофы 1941 года. Детальная реконструкция боевого применения авиации в начале войны. Окончательный ответ на самые спорные и болезненные вопросы: Куда исчезли воздушные армады СССР, на довоенных парадах и в пропагандистских фильмах затмевавшие солнце? Почему, несмотря на огромное численное превосходство, "сталинские соколы" проиграли битву за небо? Каким образом Люфтваффе удалось так быстро захватить полное господство в воздухе? Первым введя в научный оборот тысячи документов из закрытых архивных фондов, включая совершенно секретные карты ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Катастрофа 1941 года – можно ли было предотвратить трагедию?
Катастрофа 1941 года – можно ли было предотвратить трагедию?
Несмотря на целые библиотеки книг, посвященных катастрофе 1941 года, эта величайшая трагедия до сих пор остается одной из самых спорных страниц отечественной истории. Что на самом деле произошло 22 июня на западных границах СССР? Почему могучая и хорошо вооруженная Красная Армия была разгромлена за считанные недели? В чем главные причины Великой Отечественной катастрофы? И можно ли было предотвратить трагедию? Свой ответ на эти до сих пор болезненные вопросы дают самые известные современные историки противоположных взглядов и политических убеждений. Жесткая бескомпромиссная дискуссия без ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Июнь 41-го. Окончательный диагноз
Июнь 41-го. Окончательный диагноз
Подлинные масштабы военной катастрофы 1941 года скрываются до сих пор – пытаясь найти хоть какие-то оправдания сокрушительному разгрому Красной Армии, исторический официоз замалчивает тот факт, что соотношение советских и немецких потерь в Приграничном сражении достигало невероятной цифры 1:35 (35 наших бойцов за одного выбывшего из строя гитлеровца)! "Это есть "чудо", не укладывающееся ни в какие каноны военной науки. Такое соотношение потерь возможно разве что в том случае, когда белые колонизаторы, приплывшие в Африку с пушками и ружьями, наступают на аборигенов, вооруженных копьями и ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Мозгоимение. Фальшивая история Великой войны
Мозгоимение. Фальшивая история Великой войны
Самая жесткая и бескомпромиссная книга ведущего военного историка-антисталиниста! При минимуме цифр и технических подробностей, опираясь на здравый смысл, четкую логику и неоспоримые факты, автор высмеивает неуклюжие уловки шарлатанов от истории, пытающихся заморочить людям голову преднамеренным и грубым враньем. На страницах этой книги читатель вновь столкнется с многочисленными советскими и новейшими псевдоисторическими измышлениями. "Генеральное соглашение между НКВД и гестапо", "тайный сталинский сценарий начала войны", "план обороны 41-го года", "сквозная транспортировка частей Красной ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
23 июня - «день М»
23 июня - «день М»
Культовая книга ведущего историка-антисталиниста. Сенсационное расследование трагедии 1941 года, раскрывающее подлинные причины величайшей военной катастрофы XX века. Всесторонне проанализировав историю подготовки СССР к Большой Войне и предвоенного стратегического планирования, автор приходит к ошеломляющему выводу – в июне 41-го Гитлер, сам того не ожидая, опередил удар Сталина ровно на один ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Падение «сталинских соколов». Полная хронология катастрофы 1941 года
Падение «сталинских соколов». Полная хронология катастрофы 1941 года
Куда исчезли летом 1941 года воздушные армады Сталина, на довоенных парадах и в пропагандистских фильмах затмевавшие солнце? Почему, несмотря на огромное численное превосходство, наши ВВС проиграли битву за небо? Каким образом Люфтваффе удалось так быстро захватить полное господство в воздухе? По чьей вине стремительный взлет советского авиапрома в 1930-е гг. ("Всё выше, и выше, и выше!..") обернулся трагическим ПАДЕНИЕМ "СТАЛИНСКИХ СОКОЛОВ"? Эта книга дает окончательные ответы на самые спорные и болезненные вопросы. Это – полная хронология катастрофы 1941 года, детальная реконструкция ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
22 июня. Окончательный диагноз
22 июня. Окончательный диагноз
История Великой Отечественной войны сейчас, как и раньше в СССР, тщательно лакируется. Есть одно официальное мнение, которое не дает ответов на множество вопросов, в частности почему война началась с катастрофических поражений Красной Армии. Изучив десятки тысяч страниц архивных документов, хранящихся в российских и германских архивах, Марк Солонин высказывает свое, особое мнение. Он доказывает, что за 24 года советской власти коммунисты так надоели стране, что даже армия не желала драться за ...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Разгром 1941
Разгром 1941
...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Лучшие отзывы
Лучшие отзывы
Отличная книга! Своей работой Марк заслуживает самых высоких похвал от народа России! Рассказ наполнен огромным количеством фактов, раскрывает течение первых дней Второй мировой войны на территории СССР, показывает подноготную состояния сталинских войск, рассказывает историю такой, какой она и была. Читается легко, не смотря на большое количество исторического материала и ссылок, заставляет по новому осознать ту жертву, которую заплатило население России за прихоти сталинского руководства.
Анатолий
13 августа 19:44
Бестселлер М.Солонина «На мирно спящих аэродромах» впервые вышел в 2006 г., неоднократно переиздавался и является одной из самых примечательных книг о состоянии ВВС СССР на 22 июня 1941 года. Автор пытается логически обосновать причины неудач действий советской авиации в первый период войны и, как следствие, поражений РККА в 1941 г. Произведение оставляет крайне неоднозначное впечатление. Переработанный и обобщенный автором фактический материал шокирующее велик. Вместе с тем, многие его высказывания спорны. Не слишком удачна литературная составляющая, и это особенно огорчает, так как произведение относится к смешанному, а отнюдь не чисто документальному жанру. Издательство «Эксмо» выпустило дополнительный тираж 2-го издания, не устранив многочисленные недостатки и фактические ошибки, перекочевавшие из первого издания. Кроме того, обложка книги, нейтральная в предыдущих выпусках, украсилась карикатурой на толстого советского летчика, «мирно спящего», пока на него пикируют немецкие Ju-87. Оформление оставим на совести редактора и посмотрим на содержание, которое отнюдь не располагает к улыбке. Марк Солонин пытается осмыслить одну из наиболее трагических страниц нашей истории. Несколько удивляет отнесение работы к серии «Правда Виктора Суворова». Автор отнюдь не является яростным поклонником беглого шпиона. Солонин – чрезвычайно вдумчивый писатель. У него не найти «автострадных танков», суперсамолетов ТБ-7 с пятитонной бомбой в 1941 году и прочих ляпов, которыми труды Суворова/Резуна грешат чуть ли не на каждой странице. Выводы Солонина, достаточно беспристрастные, активно используются в полемике как последователями перебежчика, так и «антирезунистами». Фундаментальное исследование начинается с азов – почему вообще летают самолеты. Значительный популяризаторский материал занимает десятки страниц текста. Возникает резонный вопрос – для чего? Целевая аудитория достаточно эрудированна. Для новичка в истории военной техники первые главы лучше вообще пропустить. В главе второй Солонин пишет: «…самолеты непрерывно «наезжают» на воздух своими крыльями, установленными под небольшим углом к вектору скорости воздушного потока. Этот угол в аэродинамике называется «угол атаки» … Наука гласит, что самолет летает потому, что на нижней поверхности крыла создается зона повышенного давления, благодаря чему на крыле возникает аэродинамическая сила, направленная перпендикулярно крылу вверх… Интуитивно понятно, что аэродинамические силы зависят от площади крыла, угла атаки, плотности воздуха и скорости потока воздуха». На размещенных тут же иллюстрациях показано образование подъемной силы за счет положительного угла атаки идеального плоского крыла. К сожалению, аэродинамика – наука точная, а не интуитивная. На самом деле, возникновение подъемной силы во многом обусловлено аэродинамическим профилем крыла, благодаря которому создается подъемная сила даже при нулевом угле атаки. Несколько десятков последующих страниц, где автор рассуждает о подъемной силе, достаточной для самолетов разных типов, имеет смысл проигнорировать из-за ложности базовой посылки. Столь же неприятные неточности режут глаз и далее. В главе 17 Солонин сетует на отсутствие у СССР средств для доставки партизанам взрывчатки для диверсий. Дословно он утверждает следующие: «Столь нерациональное использование крайне дефицитного на войне ресурса — взрывчатки и самолето-вылетов — объясняется (наряду со всеми прочими причинами отсутствия продуманной концепции ведения диверсионной войны) и отсутствием полноценного бомбардировщика, на базе которого только и мог бы быть создан военно-транспортный самолет оперативного назначения». В действительности «Дуглас», военно-транспортный самолет DC-3, выпускавшийся в СССР по американской лицензии как Ли-2, был самостоятельным проектом, а не переделкой в грузовоз «полноценного бомбардировщика». «Дугласы» и СССР и в США выпускались в огромных количествах. Отец автора настоящей рецензии участвовал не менее чем в 30 вылетах по доставке грузов для белорусских партизан на том же «Дугласе»/Ли-2, уникально надежном, неприхотливом и эффективном. Более того, неясно почему вообще подняты вопросы снабжения партизан в произведении про 1941 год. Им бы в первые дни никто не возил оружие, будь тогда у СССР хоть Ил-76, хоть вертолеты. Ошибки простительны. Неточности в количестве самолето-вылетов отдельно взятого ИАП или взлетная масса ЛаГГ-3 не имеют особого значения. В конце концов, это не справочное пособие, а художественно-документальная литература. Однако аэродинамика крыла и применение «Дугласов» в ВОВ являются общеизвестными сведениями на уровне банальной осведомленности об авиационных делах, поэтому последующие, большей частью абсолютно правильные рассуждения воспринимаются скептически. Отчего так случилось – непонятно. Марк Солонин предстает в своих произведениях как исключительно грамотный, дотошный и профессиональный исследователь. Быть может, при подготовке пилотного тиража ему посоветовали выбросить энное количество страниц про аэродинамические профили и «Дугласы», а далее на волне коммерческого успеха «На мирно спящих…» издавали снова и снова, не оглядываясь на критику и не устраняя огрехи. Солонин чрезвычайно проигрывает Суворову в литературно-художественной части. Бывший агент ГРУ пишет замечательно легко и живо. Выдернув какую-либо цитату из «Воспоминаний и размышлений» Г.К.Жукова или уцепившись за малозначительный факт вроде отказа Сталина прокатиться верхом на параде Победы, Суворов развивает целую теорию, вписывая ее в собственную концепцию о коварных замыслах советского руководства о нападении на Германию 6 июля 1941 года. Полная научная некорректность изложения компенсируется живым юмором. В «На мирно спящих аэродромах» авторская точка зрения подкрепляется методом обрушивания на читателя безумного количества фактических данных. Отдельные сведения действительно крайне интересны. Жаль, каждый байт информации лучше проверить перекрестными ссылками, ибо слепой веры нет уже со второй главы по изложенным причинам. Проблема Солонина в том, что изучающий сей труд любитель истории тонет в информационном потоке. В главах не выделены основные положения, отсутствует промежуточное подведение итогов. Создается впечатление, что работа рассчитана на вундеркинда с феноменальной памятью, удерживающего в голове колоссальное количество фактов и цифр. Автор так и пишет в 24 главе: «Читатель, у которого хватило сил и терпения прочитать сотни предыдущих страниц, должен уже отчетливо представлять себе количественные параметры группировки советских ВВС: число полков, самолетов, аэродромов и летных экипажей». Так оно и есть, если гипотетический читатель дал себе труд наизусть заучить «На мирно спящих…» как ортодоксальные евреи учат Тору. Общие выводы автора, с которыми хочется согласиться двумя руками и ногами, получаются оторванными от аргументации. Солонин фактически еще раз подтвердил, что основой неудач 1941 года является дикая неорганизованность всех сторонах экономики, политики, культуры, военного строительства, когда в немыслимых масштабах процветали приписки, показуха, очковтирательство, подмена реального контроля коллекционированием голых и ни о чем не говорящих цифр. Об этом всего несколько фраз, но они стоят сотен страниц. Один пример приведен в 18 главе: «…всю войну «гнали план» по самолетам, у которых в полете отрывалась фанерная обшивка крыла, двигатели «стреляли шатунами», залитый маслом фонарь кабины нельзя было открыть никакими усилиями, жара в кабине «Ла-5»/«Ла-7» доходила до 60 градусов, а раскаленная ручка управления обжигала руку пилота даже через перчатку…». Понятно, что такие самолеты считались полноценными боевыми машинами в общей отчетности, подаваемой Сталину. В сорок пятом разозлившийся Кожедуб, которого по ошибке обстреляли «Мустанги», на этом же фанерном гробу фирмы Лавочкина развернулся и без проблем сбил двух американцев, пилотировавших «лучшие в мире» тяжелые поршневые истребители. Наконец, главный вывод. Если отбросить авиационную специфику, заменить авиамоторы на танковые, а шланги на гусеничные траки, тот же вывод можно распространить на сухопутные войска и вообще на вооруженные силы СССР. Слово Солонину: «Таким образом, к началу Второй мировой войны сложилась совершенно парадоксальная, почти неописуемая нормальным человеческим языком ситуация: много самолетов, много летчиков, много аэродромов, много авиазаводов, много авиашкол и летных училищ. При этом повсеместно не хватает бензозаправщиков, шлангов и воронок, аккумуляторов и автостартеров, радиостанций и телефонных проводов. Есть новейшие скорострельные зенитки, но нет снарядов к ним, есть уникальные системы наддува топливных баков инертным газом, но на аэродромах нет азота, есть огромный самолетный парк, но нет тракторов для расчистки аэродромов от снега, есть гигантская сеть летных школ, но курсанты заняты шагистикой и разгрузкой вагонов, есть крупнейшая в Европе нефтедобыча, но нет высокооктанового авиационного бензина… Короче говоря, все есть — а реальная боеспособность военной авиации ничтожно мала». Одним словом – бардак. Из-за него Советский Союз победил самую сильную армию мира того времени – германскую – с ужасающими потерями. Зато победил! Чего не удалось ни у французов, ни у британцев без участия СССР. Читая Солонина, лишний раз убеждаешься, что стенания об отсутствии порядка в Ельцинско-Медведевско-Путинской России, венчающиеся фразой «Сталина на вас нет», исходят от людей, не представляющих реального положения вещей накануне ВОВ. И так, Марк Солонин создал чрезвычайно интересную и полезную книгу, воистину эпическое полотно о советских предвоенных ВВС. Но читать ее тяжело.
Все отзывы