Вадим Евгеньевич Татаринов

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Американская трагедия

Мне хочется оправдать Клайда

Я всё больше и больше начинаю любить классические литературные произведения! А ведь в школе не любила. Видимо, немного повзрослев, моему уму стало понятнее, что хочет донести до читателя автор.
Немного ранее, чем я начала читать "Американскую трагедию" Теодора Драйзера, а может и в самом начале, я встретила вопрос о том, есть ли такая книга, после прочтения которой вы долго не могли начать что-то новое. В тот момент я мысленно ответила, что такой книги не было, а сейчас пишу этот отзыв и думаю, что "Американская трагедия" и есть такая книга.
Произведение Драйзера повествует о молодом человеке, выросшем в необеспеченной семье, но всей своей душой стремящегося оказаться в привлекательном мире богатства, роскоши, красоты и развлечений.
Действие романа происходит в 1920-х годах, но вот описываемые события абсолютно вне времени и вне территории Америки. Драйзер написал историю, которая будет актуальна во все времена, так как какой же молодой, пылкий, трепетный, амбициозный молодой человек не мечтает о прекрасной и беззаботной жизни?
Для меня роман оказался привлекательным, потому что здесь имеет место и молодость, и любовь, и трагедия, и возмездие.
Роман начинается сценой уличных миссионерских проповедей семьей Грифитсов, где присутствует и Клайд - главный герой романа Драйзера. И уже в этой начальной сцене читателю становится очевидно, что этот мальчик чувствует себя не в своей тарелке, ему глубоко неприятно и чуждо, что семья таким образом вынуждена зарабатывать на жизнь. Вот отсюда и появится цель, желание и мечта Клайда о том, что он никогда  не будет жить так, как родители. Этой цели Клайд будет добиваться любыми способами.
Первоначальной ступенью к достижению цели будет трудоустройство в отель в Канзас-сити. Появляются друзья, вводящие Клайда в светское общество, появляется и первая любовь к недоступной и тем привлекательной Гортензии Бригс. Наблюдая за развитием этих отношений, невольно жалеешь Клайда, так как Гортензия всего лишь использует искреннюю любовь пылкого юноши в своих корыстных целях. Женщины любят подарки, и Клайд готов практически всё заработанное отдать любимой. Грустно, как ему приходится разрываться в желании помочь семье и исполнить желание любимой девушки. В этой любви для меня привлекателен Клайд, но неприятна Гортензия - корыстная, хитрая, готовая обратиться к любому из своих поклонников ради достижения цели. Первая любовь Клайда оказалась, увы, невзаимной и стала одной из причин случившегося несчастья, после которого он вынужден скрыться из города и три года жить под чужим именем. Но ведь в том несчастье он не виновен! В этом происшествии, на мой взгляд, проявляются первые намеки на трусость этого молодого человека.
У Клайда есть богатый родственник - Сэмюэл Грифитс, являющийся владельцем фабрики по производству воротничков. Именно этот родственник решит помочь своему племяннику. И здесь у меня невольно возникает вопрос: если он богат, то почему же он не помогал своим бедствующим родственникам - семье Клайда? Желание теперь посодействовать Клайду - это своеобразное осознание вины и желание исправить настоящую ситуацию? Так почему же тогда на фабрике Клайд начинает работать с "самых низов", а лишь потом, под влиянием общественного мнения, Клайда повысят в должности? Это настолько актуально для современного общества: отсутствие хотя бы малой ценности родственных связей, нежелание помочь в трудной жизненной ситуации при имеющейся возможности. И всё же не могу не отметить, что, несмотря на имеющуюся цель, Клайд довольно-таки непритязателен и у него вовсе нет злости на дядюшку.
Клайд влюбится в Роберту, поступившую в качестве работницы на фабрику, но вот неприятность - человек его должности и простая работница, по правилам фабрики, не могут быть вместе, но правила существуют, по-видимому, для того, чтобы их нарушать! Невозможно избежать запретной любви, искренней и взаимной до тех пор, пока на привлекательного Клайда не обратит внимание Сондра Финчли - великолепная в своей красоте девушка, принадлежащая к миру, о котором так мечтает Клайд. Вот здесь и начинаются терзания молодого человека, здесь просыпается вулкан кипящих человеческих страстей. Исполнение заветной мечты так близко - только руку протяни, но помехой становится беременность Роберты. Для Клайда безумно труден поиск решения, его душа истерзана, он растерян вследствие обречённых на провал способов помочь Роберте, а самый лёгкий и очевидный путь - жениться - для Клайда неприемлем. Его можно понять, ведь так трудно отказаться от мечты, когда находишься в шаге от её исполнения.
Заметка в газете о трагедии на озере становится детонатором для измучившегося и растерянного Клайда. Удивительно и невероятно, на первый взгляд, что такая малозначительная вещь сыграет такую огромную роль в судьбе и Клайда, и Роберты, и Сондры. Это огромная трагедия, когда в результате деятельности помутненного сознания Клайда погибнет невинная влюблённая девушка. Масштаб трагедии ещё и в том, что мечта Клайда тоже не сбудется, и начинаешь думать о том, что не все средства хороши в достижении цели.
Теодор Драйзер исключительно подробно описывает судебный процесс. Горько, что он будет сопряжён с политическими целями и личными интересами. Грустно, что печальная история станет причиной людских пересудов и пирамидой лжи во имя спасения Клайда, но всё безуспешно - обвинительный приговор и смертная казнь. Клайда преследуют одиночество и всеобщее осуждение. Восхищение вызывает сила материнской любви к Клайду, уверенность в невиновности и желание бороться до победного конца, которому не суждено случиться.
У романа печальный конец, но я до сих пор не уверена, виновен Клайд или нет. Пусть юридически все факты против Клайда и свидетельствуют о его вине, но вот по-человечески мне хочется понять его действия, хочется его оправдать, тем более что самая большая трагедия заключается в том, что даже в момент смерти Клайд не разобрался в своей виновности или невиновности. В таком случае правильно ли, что столь короткая жизнь оборвалась в один момент на электрическом стуле? У меня не возникло отвращения к этому молодому человеку, я лишь безмерно сочувствую его участи.
Роман написан Теодором Драйзером под впечатлением от реальной истории и наполнен, на мой взгляд, личными размышлениями автора. Он, как и я, пытался разобраться в мотивах совершенного поступка и виновности. Я вновь повторю, что история актуальна и в современном мире, заставляет задуматься о нашей жизни и способах, которыми мы всеми силами пытаемся сделать её лучше.

Читать полностью

Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам