Людмила Улицкая книги и биография

Людмила Евгеньевна Улицкая появилась на свет в Башкирии 21 февраля 1943 года. Ее родители родились и выросли в Москве. В самом начале Великой отечественной войны, когда немецкие войска подошли вплотную к столице, они были эвакуированы в башкирский городок Давлеканово. После Победы они вновь поселились в столице. Юная Люда пошла по стопам родителей и поступила на биофак МГУ, а после его окончания — в Институт общей генетики. Но вскоре уволилась и занялась тем, о чем всегда мечтала: принялась писать статьи, пьесы, сделала несколько переводов с монгольского языка.

Публиковать ее произведения стали в конце 80-х. А в 1992 году повесть «Сонечка», напечатанная на страницах «Нового мира», получила признание во Франции. Через год на французском языке была выпущена дебютная книга писательницы, сборник рассказов «Бедные родственники». Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются такие ее романы, как «Даниэль Штайн, переводчик», «Зеленый шатер» и «Казус Кукоцкого».

Семья и личная жизнь

Трижды была замужем. От второго мужа, доктора биологических наук Михаила Евгеньева, у нее двое детей — сыновья Алексей и Пётр. В настоящее время она состоит в браке со скульптором Андреем Красулиным.

Общественная деятельность

Активно занимается благотворительностью и входит в состав попечительского совета фонда «Вера», который помогает безнадежно больным пациентам хосписов.

Награды

Она лауреат премий «Русский Букер» и «Большая книга», а также множества престижных зарубежных наград. Так, писательница является офицером Ордена Почетного легиона и кавалером французского Ордена искусств и литературы.

Экранизации

Она написала сценарии к двум первым экранизациям своих произведений. Помимо этого, существует еще семь кинофильмов, снятых по мотивам ее работ, среди которых самый известный — «Сквозная линия» Петра Штейна с Анной Дубровский в главной роли.

Читать полностью Свернуть текст

Книги автора

Отзывы

Любовь, или Связь поколений

Любовь или связь поколений (на конкурс рецензий)

Вначале не очень понятно...Немолодая, но моложавая, классно водит машину; любила, любит. Не знает где похоронен муж. И как она может рассказывать о себе, сидя в уютной харчевне, если была уже похоронена?..А всё война...она виновата...Мирьям  действительно была заживо похоронена, но сумела выбраться. Как?! Мы вместе с Диной Рубиной быстрее хотим узнать конец этой истории и историю её любви.
Другие произведения этого сборника не менее увлекательны и глубоки. Имена авторов  на обложке тому подтверждение.

Читать полностью
Любовь, или Связь поколений

Любите друг друга и будьте любимы.

Так как я  являюсь почитательницей  творчества Олега Роя , хочу выделить  в сборнике его рассказ "Ветер перемен" .А  его предисловие  к Книге затронуло  меня  до  глубины души, перечитывала несколько раз. Все авторы  достойны внимания,  все читаемые, многих авторов читаю впервые. Книга  понравилась.+5 Спасибо!

Читать полностью
Зеленый шатер: роман

Зеленый шатер

То, что до сих пор считалось уделом университетских учебников, на самом деле оказалось отменным материалом для увлекательного романа, что наглядно продемонстрировано в романе Людмилы Улицкой «Зеленый шатер».
Автор обращается со временем легко и непринужденно, как опытный старый маг в колдовской лаборатории. Далекое и позабытое становится простым и близким, все осязаемо, все на расстоянии вытянутой руки – заархивированное прошлое вдруг оживает внутри настоящего, являясь пусковым импульсом тому, что будет завтра.
Реальные события и персонажи истории, промелькнувшие в «Зеленом шатре», освобождены от оков всенепременной академической монументальности, становясь объектом для тех, кто желает взглянуть на них через призму каждодневной жизни, через вечную вереницу радостей и неурядиц будних дней.
Более полувека мы проживаем вместе с главными героями романа – Михой, Саней и Ильей, встретив их на первых страницах вихрастыми московскими школьниками послевоенных лет и вместе с ними затем пройдя длинный путь в целую жизнь. Повествование романа погружает в неповторимую атмосферу школьных дней с новогодними каникулами, рождественской елкой и шарадами, первой влюбленностью, московскими двориками и дивным перезвоном названий улиц и старомосковских местечек –  Хитровка, Моховая и Арбат.
Жизни героев переплетаются с цепью исторических событий, диссидентством, самиздатом, борьбой с культом личности и эпохой советской эмиграции. На фоне глобальных процессов разворачиваются частные истории отдельных людей и семей, полные драматизма и нежности.  
Ткань повествования, как тщательно выгравированные кусочки стекла, складываются в многомерную мозаику. Здесь много героев, много событий, много временных срезов.  Однако смысловым центром, по орбитам которого вращаются все элементы романа, стал поиск автора ответов на вопросы о ценности человеческой жизни, о понимании дозволенных границ трусости и подлости, а также о доверии, любви и  хрупкой краткости человеческого бытия.

Читать полностью
Зеленый шатер: роман

О психологическом романе

Купила книгу, как новинку, около который был создан ажиотаж средствами массовой информации.  Вдобавок к этому, обложка очень красивая, зеленая, поэтому я предполагала, что данная женская проза развлечет и доставит мне массу приятных ощущений. Читала взахлеб до глубокой ночи. Сразу мне понравился Миха. Я следила именно за ним, за его судьбой, за его отношениями с Анной Александровной, бабушкой Сани. До рассказа «Зеленый шатер» чтение напоминало игру, игру с историей, с героями и их детскими, а порой не очень чувствами. После прочтения именно этого рассказа я рыдала. Поняла, что книга для меня безумно тяжелая. Она открывает дверь ко всем внутренним страхам, и вилами переворачивает все внутри. С огромной тяжестью, как мне тогда казалось, читала дальше.  И новым рубежом для меня стал рассказ «На первой линии».  Вся душа ныла от боли, от переживаний за события, за героев, за их чувства, которые так жутко понятны.  Все же дочитала до конца. Очень часто обсуждала эту книгу со своими друзьями, среди которых есть лингвисты, филологи, журналисты и пиарщики. Она (вместе  с живыми и яркими персонажами) у многих  оставила прекрасное ровное впечатление, легкость и приятную атмосферу. Кто-то сравнил ее с водой: пришла, пробежала и забыли. А меня накрыло лавиной, до сих пор я помню совсем не чудные мгновения из жизни и быта героев. Многое оказалось близким для меня и моей семьи. Мыслей много, книга достойна внимания, но вспоминаю о ней и становится грустно.

Читать полностью
Искренне ваш Шурик

Бабник или нет?

Мне кажется, это роман о человеке, который не может сам принимать решения и не готов брать на себя ответственность за их (решений) последствия. Шурик делает все так, как хотят другие, безропотно принимает все, что происходит с ним. Конечно, он очень легко адаптируется к каждой сложившейся ситуации, к каждой женщине, девушке в его жизни. Но можем ли мы видеть его самого? Есть ли у него желания, потребности? В душе он жалеет женщин, но мне кажется, в данной ситуации впору жалеть его самого, ведь кроме этих связей, дел у него нет ничего, словно пустота, туман окутывают его и ничто не вызывает живого интереса… Читать роман интересно, очень легкий слог Улицкой виден в каждом предложении, но как герой Шурик мне неприятен, бездейственный он.

Читать полностью
Казус Кукоцкого

Жизненно

Читая этот роман Людмилы Улицкой, каждый понимает проблемы своего поколения. Так и в нашей семье – моя мама увидела неприятную и даже трагическую долю жены Кукоцкого, папа – с пониманием отнесся к, возможно, скверному и безжалостному, но все же безгранично умном и любящему характеру известного гинеколога Кукоцкого, а я  увидела себя в дочке-бунтарщице, которая не хочет жить по правилам, установленным давлением отца, и, поняла, что иногда из неприятия рождаются не правильные, порой даже опасные и безрассудные поступки, которые, впрочем, все-таки могут составить довольно интересную, красочную жизнь с множеством встреч, знакомств, свободой и беспечностью. И конечно, все мы увидели, чем для каждой судьбы может обернуться их упрямство и отстаивание исключительно своих интересов. Так что этот роман будет интересен в любом возрасте,  при повторном его прочтении, скорее всего, становясь старше, мы будем понимать позицию другого героя.

Читать полностью
Все отзывы (7)

Рецензии СМИ

Зеленый шатер: роман

Идущие против

Людмила Улицкая — один из редких не только писателей, но и людей, чьи убеждения и взгляды не подлежат дополнительному выяснению и толкованию, настолько четко они заявлены. В самих ее книгах, ее просветительских проектах, ее интервью. Если суммировать кратко и в лоб — позиция Людмилы Улицкой гуманистически-либеральная, что, в частности, означает полное отторжение власти советской и полное неприятие авторитарно-хамского уклона власти нынешней. Той власти, которая предлагает героям романа «Зеленый шатер» (тем, кто остался жив и остался в России) и их немногочисленным последователям «бороденку сбрить». Той, которая объявила их своими врагами почти с такой же категоричностью (хоть, безусловно, без тех последствий), что и власть прошлая.

И практически с такой же интонацией — один из героев нового романа Улицкой, выйдя после отсидки, рассказывает друзьям о гэбистах: «Мы для них все на одно лицо — как китайцы, что ли. Нет, люди в очках, вот кто». С тех пор мало что изменилось: очки, бороденка — выхваченные черты того же образа.

С ходом времени и сменой экономических схем вопрос отношений власти и интеллигенции не потерял актуальности, и «Зеленый шатер», написанный не только свидетельницей, но и во многом участницей диссидентского движения, мог бы ответить на множество не дающих покоя вопросов. Как получилось, что люди, сумевшие взрастить свою инакость при советской власти, читавшие тогда другие книги, разговаривавшие другие разговоры, жившие другой, «мимосоветской», по формулировке одного из героев Улицкой, жизнью, в новой действительности так быстро растратили это все без остатка? Как получилось, что они, считавшие себя, чего греха таить, избранными и, что важно, считаемые избранными — пусть уже в другом смысле слова — своими оппонентами (в том числе, без сомнения, автором формулировки про бороденку), так быстро променяли эту избранность на комфортный для них, но не для остальных извод свободы? Как получилось, что даже этого они не удержали, не вырастили достаточного количества последователей, чтобы удержать?

В интервью, которое Людмила Улицкая дала ресурсу «Газета.ru» в связи с выходом романа, она резко отозвалась о тех, кто считает диссидентов «ответственными за то, как мы живем теперь» («А кто голосовал за новых руководителей страны с кагэбэшной выучкой? Не ваше ли поколение прагматиков? Уж точно не мы, диссиденты и околодиссиденты»). И действительно, «Зеленый шатер» — не о диссидентской вине, а о диссидентской беде.

Там сделано вот как: герои — например, те, кто вышел на Красную площадь в августе 68-го, смыв, как выразилась писательница в том же интервью, национальный позор тех дней, и немногие другие столь же безукоризненные — вынесены за скобки. О них, если не считать сюжета о генерале Ничипоруке, списанном со знаменитого генерала Григоренко, говорится с твердым восхищением, но издалека. В центре же повествования как раз те, чья слабость расцвела пышным цветом в условиях симбиоза удушливости советской и яркости диссидентской жизни.

С уклонениями в сторону, вставными новеллами и прыжками во времени «Зеленый шатер» рассказывает историю трех одноклассников — Ильи, Михи и Сани — от похорон Сталина до смерти Иосифа Бродского (до нее, впрочем, доживает лишь Саня — не диссидент, а музыкант, спасающийся в итоге именно искусством).

А Илья и Миха — каждый в свою меру — живут в этом соблазнительном мире и подпадают под его соблазны. Вроде бы на хорошую работу не берут — за пятый пункт или «подписантство», зато можно не ходить на службу к десяти. Денег совсем нет, зато вдруг обламываются невиданные джинсы и виски. «Чай и водка льются рекой, кухни пузырятся паром политических дискуссий», но «сырость ползет от стены возле плиты вверх, к запрятанным микрофонам». Женщины — не чета советским клушам — свободны и прекрасны, но в любой момент вас может разлучить сотрудник КГБ, мелкий бес с шариковой ручкой и протоколом наготове, протоколом, который, так или иначе, в конце концов окажется подписанным.

Система советской власти не допускала полного благородства, полного самоотречения, говорится в «Зеленом шатре», и диссиденты как ее часть не составляли исключения из этого правила. «Все подпольщики тех лет, читатели и делатели самиздата, переругались и разбились по мелким партиям, на овец и козлищ. Правда, разобраться, кто овцы, кто козлища, не удавалось. Одни были за справедливость, но против родины, другие против власти, но за коммунизм, третьим хотелось настоящего христианства, а были еще и националисты, мечтающие о независимости своей Литвы или своей Западной Украины, и евреи, которые твердили только об отъезде...» Этот пассаж выглядел бы почти приговором и отчасти ответом на приведенные выше вопросы, если бы рядом с ним не стояло: «Но ведь есть и другие — Володя Буковский, и Таня Великанова есть, Андрей Дмитриевич есть. Валера, Андрей, Алик, Арина...»

Без этой декларации верности «Зеленый шатер» не был бы романом Улицкой. А это именно такой роман. Другое дело, что некоторым романы Улицкой нравятся, а некоторым — нет.

Статья опубликована на сайте газеты «Коммерсант»

Читать полностью
Зеленый шатер: роман

«Зеленый шатер» Людмилы Улицкой

«Жизнь коротка, искусство вечно» — уже древние римляне понимали, что к чему. Но чтобы этот афоризм превратился в сакральное знание, каждому живущему на Земле человеку приходится проделать свой собственный путь. Путь, который легко уместится в несколько строк с ключевыми событиями — родился, учился, женился... Или в один семейный альбом, где остановленные навсегда мгновения пришпилены к бумаге, словно высохшие бабочки. Если уж совсем формально, то в одно-единственное тире между двух дат. Бесконечно наполненное радостями и разочарованиями, страхами и надеждами, сбывшимися и не сбывшимися мечтами, ошибками и прозрениями тире.

Все мы — свидетели и творцы своих эпох, заложники и властители времени, в которое родились, путешественники из прошлого в будущее. Говорить, а уж тем более, писать об этом романы можно вечно, ведь это та самая тема, которая никогда не потеряет своей остроты, потому что эта тема и есть жизнь. Именно ей безраздельно посвящена новая книга Людмилы Улицкой.

«Зеленый шатер» — это история судеб троих московских друзей, чье угловатое 13-летие пришлось на год смерти Сталина. В том же году где-то по московским переулкам гуляла беззаботная десятилетняя девочка Люся, будущий большой писатель Людмила Улицкая. Но вернемся к нашим героям. Восторженный, честный до нелепости, рыжий сирота Миха, подвижный и ко многому способный паяц Илья и замкнуто-интеллигентный дворянский отпрыск Саня пронесли свою детскую дружбу через всю жизнь. Поэт, фотограф и музыкант, они были одинаково очарованы вечностью искусства... Синхронно прошли сквозь период диссидентства, эпоху шестидесятых, оттепель. Повзрослели, переплели свои жизни с жизнями любимых женщин, постарели, но так и остались теми же пацанами. Потому что, если уж говорить начистоту, никто никогда не становится взрослым...

«Зеленый шатер» — это история целого поколения, увиденная глазами безвестных героев своего времени, действующих и свидетельствующих, устоявших и не очень.

Читать полностью