Продолжение серии детективного ретро от Валерии Вербининой. "Детективное ретро" - интересный жанр, который смешивает на своих страниц одновременно и детективный сюжет и исторические события недавнего прошлого нашей страны. Детектив про жизнь и службу молодого сотрудника московского уголовного розыска - Ивана Опалина. Москва, 1928 год, идет первый десяток лет становления новой страны и на страницах этого романа мы узнаем интересные подробности жизни граждан этой страны, из совершенно разных слоёв общества.
Кто-то жил бедно, кто-то шиковал, кто-то воровал, кто-то служил закону. Именно "служил закону", как бы не звонко и красочно звучала эта фраза. Иван Опалин, герой этой книги, именно такой, служитель закона. Молодой, целеустремленный и вспыльчивый. Иван упрям и напорист, эти качества ему и помогают и мешают. Помогают расследовать преступления и мешают продвигаться по службе. Помогают находить нестандартные пути решения во время следствия и мешают в личной жизни. Вот и в этой книге Ивана Опалина необоснованно обвинили в поступке, который он не совершал и отстранили от следствия. Иван расстроен, Иван рассержен, да что там рассержен - он в гневе. И этот гнев может привести его как и ссоре с соратниками по службе, так и неожиданной разгадке убийства его товарищей. Бандит будет пойман, вся банда понесет наказание. И в этом есть немалая заслуга Ивана. Очередное преступление будет раскрыто. Интересное историческое ретро. Это книга и детектив, эта книга и история. Интересная история, читается на одном дыхании.
Отзывы на книги автора Вербинина Валерия
Дом на Солянке - это обычный дом раннего коммунизма, 1928 год на дворе. В нем живут разные люди. Живут и работают. Новой стране, с новой идеологией, требовались мощные рупоры правящего режима и этих рупоров было достаточно. Днем, люди работали и восхваляли коммунизм, естественно, во всех его проявлениях. Вечером, уставшие и замученные, они шли в свои коммунальные квартиры и их ждал бедный ужин, иногда состоящий из одного риса. Вот такая вот загогулина: днем ты восхищаешь правящий строй, а вечером (в награду) тебя ждет очередное стояние в очередях, чтобы купить скромную еду, для своей скромной жизни. Но, естественно, не все так жили.
Были и те, кто нашел себя, в этой непростой период новой страны. Приближенные к различным "рев-воен-и-прочим-советам", приближенные к партии, приближенные к власти и властвующим органам. Это времена, когда одно упоминание, что "к ним в гости пришел сотрудник ГПУ" означало лишь одно: с этими соседями, которые знакомы со страшной аббревиатурой "Гэ-Пэ-Уу" лучше не только не ссориться, лучше вообще всячески дружить. Страшные времена, для людей с отсутствием совести. Каждый по своему находил как выживать, как воровать и как вкусно есть. Преступлений хватало, убийств и прочего безобразия конечно тоже. Были те, кто совершал преступления, были те, кто их расследовал. Иван Опалин, положительный герой этой книги - молодой сотрудник московского уголовного розыска, он на стороне те, кто расследовал. На стороне те, кто совершал преступления, людей гораздо больше.
Да, скорей всего, истории, описанные в очередном детективе Валерии Вербининой, вымышленные. Но они очень близки к реальной жизни. Реальность бедноты и реальность трудной жизни. Реальность тех, кто на ужин ел один рис (даже без хлеба) и реальность тех, кто был у власти и ел икру ложками. Это реальность - наша история и одна из них описана в этой книги. Исторический детектив, для любителей истории. История, для любителей детектива.
Итак, знакомство с творчеством Валерии Вербининой состоялось!
Конечно, судить об авторе после первой книги цикла мне кажется опрометчивым, но, в любом случае, некоторое - причём довольно неплохое впечатление - сложилось у меня и после дебюта Ивана Опалина.
Главной героиней произведения является... да - да, коммунальная квартира номер 51,судьбы обитателей которой то и дело вплетаются в сюжет романа. Яркие, незаурядные личности, со своими пороками и изюминками, дети или жертвы нового времени - каждый из них заслуживает особого, абсолютно оправданного внимания, которое Валерия Вербинина радушно им уделяет. Малоизвестный писатель, электрик графских корней, пожилая графиня и студентка театроведческго факультета ГИТИСа Нина - все они так или иначе оказываются вовлечены и в детективную историю маньяка, и в судьбу старшего оперуполномоченого Ивана Опалина.
Вереница загадочных убийств, совершенных посредством удушья, обрушилась на Москву 1939-го года. Только ли на Москву? Как выяснилось, нет. Иван хватается за хрупкую версию о новом "комаровце", крадущем у жертв какие-то мелочи или безделушки...
Впрочем, сама интрига произведения меня разочаровала. Поиски маньяка, да ещё и сбежавшего, чудом выжившего Храповицкого, окончились удивительно глупо и банально - преступники, по сути, сами пришли в руки милиции... Недочёт ли это автора или же слишком реальное отображение жизненных казусов - сказать сложно. Финал оказался скомканным, что и испортило впечатление от произведения, выигрышного из-за приятного, легчайшего авторского слога, красивого языка, придающих некоторой изящности роману.
Безусловно, это хорошая работа, заслуживающая внимания на фоне полчища графоманов, ведь автор буквально вжился в эпоху...
Цикл произведений об Иване Опалине построен на довольно странной хронологии, которую в некоторой степени можно считать ретроспективной. По задумке автора - перед нами вторая часть истории,переносящая читателя в 1936 год.
Итак, детективная составляющая романа представлена загадочными убийствами в балетной сфере. Первой жертвой пал молодой острослов танцовщик Павел Виноградов, безумно влюблённый в приму Ирину Седову, но на этом убийца не останавливается. Судьба распорядилась так, что Опалин сталкивается с трупом ещё до официального начала расследования, внедряется в театральную среду и... находит здесь свою любовь.
Вторая часть цикла дарит нам начало отношений Ивана и Маши, покинувшей героя в "Московском времени" , девушка раскрывается здесь как полноценный, многослойный и отнюдь не второплановый персонаж. Несгибаемая воля, сложный характер, привычка к лишениям и скрытности, порожденные происхождением Марии, её принципиальность и внутренняя сила, наравне с нежеланием мириться со своей Судьбой и несправедливостью мира - все это подкупает, но не только Опалина, но и НКВД. Арклина выбирается из болота бедности и театральной грязи...
Красочно, с непередваемым колоритом автор показывает балетный мир - змеиное кубло, впрочем, и среди которого находятся Люди с большой буквы. Именно таким - человеком, ради любви связавшим свою жизнь с этим миром, и ради любви, пусть и нереальной, - ведь избранница давно находится в бреду, - ставший значимой, да настолько, что оценил сам Сталин, фигурой, - стал Александр Вольский. Психологические экскурсы, отображение действия карательно - репрессивной машины, несуществующих заговоров (как, скажем, с Калининым), атмосферность действия и сюжета, красивая, легкая, приятная речь, изящная манера повествования, которые могут оправдать совершенно любой сюжет - все это подкупает высоко оценить книгу и с нетерпением, вожделенным интересом приняться за чтение третьей части.
Сама специфика произведения, обращение к теме балета невольно напомнили историю Владимира Морского, изложенную Ириной Потаниной, в частности "Фуэте на Бурсацком спуске", вот только здесь пред нами предстаёт Москва, да и действие происходит на шесть лет позже,но сила произведения, его шарм так же очаровывают, как и "Фуэте...". Любителям ретро-детектива и балетной темы - рекомендую!
Говорят, что природа способна улавливать настроение людей, а порой и подстраиваться под них, повиноваться эмоциям и вмешиваться в ход обстоятельств. Именно такая история описана в третьей части цикла Валерии Вербининой об Иване Опалине "Ласточкино гнездо", первой по хронологии повествования.
Молодой, но сформировавшийся как личность агент МУРа привозит в Ялту больного чахоткой коллегу и невольно оказывается втянутым в пресквернейшую историю, происходящую на съёмках кинофильма : сначала море" делится " со служителями камер трупом, а затем череда смертей обрушивается и на саму съёмочную группу. Внедренный местной милицией на съёмки Опалин в амплуа журналиста берется за дело...
Итак, прежде всего, хочется отметить то, с какой тщательностью выписан главный герой - несмотря на раннее знакомство с ним ( романы "Московское время" и "Театральная площадь"), именно здесь Иван предстаёт как человек : как друг, боящийся за друга, как личность, склонная к самопожертвованию, как блестящий аналитик и хороший, правильный человек... Прекрасная манера повествования, изящный слог, атмосферность произведения, прорисованная, казалось бы, с нарочитой небрежностью, но от того ещё более пленительная - все это, несомненно, украшает книгу, как и неплохой детективный сюжет, с искусно вплетенными в него психологическими экскурсами и непередаваемой кинематографической атмосферой...
Здесь и перипетии искалеченных отзвуками Гражданской войны Судеб ( барон Кеша), и непомерная человеческая жестокость, и будничность убийства ради освобождения от брачных уз, да и время, подарившее эдаких авторов историй о Тундере Тронке... Все это оставляет повод для размышления, что является показателем хорошей книги, и ялтинская катастрофа 1927-го года лишь усиливает этот психологический эффект...
Перед нами - яркая, запоминающаяся книга, с прекрасно переданной атмосферой действия, легчайшем слогом и искусно выписанными колоритными типажами на фоне противоречивой эпохи нэпа...
Четвёртая часть цикла повествования об Иване Опалине переносит читателя в Москву 1935-го года. На следственную группу, укомплектованную двумя новичками, обрушивается три несвязных, на первый взгляд, преступления...
Итак, именно здесь впервые (по хронологии повествования) предстаёт Юра Казачинский-обаятельный красавчик, оказавшийся по воле судьбы в МУРе и сменивший уже не одну профессию. Расследование всех трех убийств показано глазами брата Лизы, впоследствии влюблённой в Опалина : все тонкости уголовного мира, сложности юриспруденции, процесс ведения расследования - все это производит несомненно сильное впечатление на героя, пытающегося доказать - в первую очередь - самому себе - свою способность к этой работе... Именно в этой книге Юра впервые сталкивается с убийцами и грабителями, ощущает острое дыхание смерти, видит предательство в органах, теряет друга и любовь...
На фоне душевных терзаний персонажа раскрывается и Опалин, выступающий здесь в роли наставника - многоопытного, знающего, со специфическими формами работами, но отнюдь не лишенного человечности, что становится явственно ощутимо в диалогах Ивана и новичков, и особенно - в последней, спасительной сцене. Настоящим человеком он предстаёт, и когда спасает Соколова от запоя...
О чем книга? О любви и жестокости, смысле жизни и её сложностях. Несмотря на всю кровавость, "Парк Горького" внушает оптимизм - надо лишь немного подождать, и самая отчаянная беда отступит, уступив дорогу новому лучу света. За философскую подоплеку, интересных героев, вкусную манеру повествования, изящную речь и небрежно, но от того не менее талантливо выписанное время - спасибо Валерии Вербининой!
Итак, цикл произведений, посвящённый Ивану Опалину, сотруднику МУРа, полностью прочитан! Прежде всего, хочется указать на один не очень существенный, но все же влияющий на восприятие частей повествования нюанс : хронология выхода книг не совпадает с хронологией повествования. Образ главного героя как матерого сыщика однозначно и незыблемо формируется в первой части, после чего довольно странно смотреть на него как на юнца, если не только знакомящегося с уголовным миром, но отнюдь не на бывалого волка, поэтому предлагаю читателям такой вариант последовательности : "Ласточкино гнездо" - "Дом на Солянке" - "Парк Горького" - "Театральная площадь" - "Московское время".
Итак, "Дом на Солянке" -это история о нескольких преступлениях (впрочем, как всегда у Валерии Вербининой, что свидетельствует о реалистичности работы героев угрозыска), сюжетообразующим среди которых является исчезновение заместителя главреда Колоскова, связанное с пропажей из кассы нешуточной суммы. Иван Опалин оказывается в редакции "Красного знамени" и окунается в атмосферу самого настоящего серпентария... Как всегда мастерски автор погружает читателя в тонкости выбранного для повествования мира - будь то экскурсы в типичную жизнь балетного мира, съёмочной группы или же газеты : персонажи со своими низменными проблемами, рабочие склоки, вражда - особая, характерная для творческой среды - все это выписано гениально, живо и прочувствованно...
Опасаясь утечки информации и стремясь быть в курсе дела, газета прикрепляет к сыщику журналиста Максима Александровича Басаргина - медика, оставившего свое дело, до боли влюблённого в литературу и тонко ощущающего пороки и несовершенство мира. Опытной тенью литератор следует за героем, ворвавшегося в его жизнь своего рода лучиком света, и пытается стать своего рода наставником. Басаргин пишет пьесы, но не верит в то, что запущенная машина нередко бездарной революционной литературы даст ему шанс. Герой признает всего "полтора настоящих автора" - Булгакова и Алексея Толстого, и сходство с первым (талантливый драматург, влюблённый в литературу медик) бросается в глаза совершенно явственно, но отнюдь не портит ни восприятие романа, ни его сюжет.
Герои сталкиваются с ужасающей жестокостью и ошеломляющей, вошедшей в привычку, двуличностью, местью, выдержанной годами, настолько беспощадной, что обрушивающейся не только на виновных (а вина их породжена самой сущностью времени Гражданской войны), но и на невинных, на первый взгляд, людей. Голод, разруха и бремя прошедшей войны - все эти проблемы, философски отображенные в романе, дают почву для размышлений, но не философией и преступлениями едиными пропитана эта книга. Есть здесь и горький юмор, воплощает который потрясающе колоритный персонаж Петров, ставший ходячим кошмаром редакции - право, в какой-то момент за ним было наблюдать даже интереснее, чем за сюжетной линией в целом...
Словом, "Дом на Солянке" - удался : здесь и удивительно чётко прорисованное время, и занимательная детективная линия, и непередаваемая атмосфера редакции, талантливый (но удивительно молодой и какой-то даже неопытный по сравнению с "Ласточкиным гнездом") главный герой и его интересный спутник, грамотное сочетание философии, фарса, правды жизни и юмора, да ещё и прекрасная, вкусная речь в сочетании с лёгким и изящным стилем повестованием...
P.S. На данный момент (октябрь 2020) "Дом на Солянке" уже не является завершающей частью цикла.
Шестая книга цикла об Иване Опалине (вторая по хронологии после "Ласточкиного гнезда") ничуть не испортила впечатление от предшествующих частей - незатейливый, но глубокий сюжет, личные драмы, ярко прорисованная жизнь Москвы 1928 года и вкусный, лёгкий и изящный слог вновь не оставили меня равнодушной.
Прежде всего, следует заметить, что уместнее было бы читать эту историю, опираясь не на порядок выхода книг, а непосредственно на хронологию изложенных здесь событий, иначе главный герой несколько тускнеет на фоне образа лихого удалого молодца 1939-го года, каким Ивану предстоит ещё стать. В нем ещё живы наивность и непосредственность, но уже чувствуется профессиональная хватка, интуиция и несгибаемость - качества, подкупившие меня в "Московском времени", пронесенные героем сквозь все перипетии Судьбы и неурядицы. Есть здесь и прочие полюбившиеся персонажи - и Логинов (для коллег - просто Петрович), упорно стремящийся сменить имя, и Терентий Иванович, и Вася Селиванов - мудрый, но страдающий чахоткой друг Опалина, и не уступающие им по характерности новые герои - колоритная Антонина Рогг, жертвующая собой Надя, унылая и сложная Анна Андреевна (уж не аллюзией ли на тему поэтессы Ахматовой здесь пахнет?), и вагоновожатая, чей трамвай переехал Галину (отсылка к Булгакову или бич эпохи?), всесильный Аристарх, помешавшаяся преподавательница немецкого языка, наркоман - тёзка главного героя, уставший мириться с будничной жестокостью советских реалий, Сонька - Ольга и её супруг - бильярдист - все они настолько красиво выписаны, что невольно остаются, застывают в памяти яркими образами. Погони и перестрелки, отголоски Гражданской войны, личные драмы - гибель детей, самопожертвование ради спасения безнадежного возлюбленного, убийства ради любви и убийство воплощения любви, а вместе с ним - и последних надежд на счастье - все это любезно открывает перед нами " Сухарева Башня", легкость манеры написания которой заставляет буквально проглатывать эту книгу... Хочется верить, что на этом полюбившаяся история не закончится - вдохновения Валерии Вербининой, а нам, простым читателям - терпения!
Говорят, что невыполнимых задач не бывает, если они попадают в руки настоящих профессионалов своего дела, людей настойчивых, проницательных и находящихся на своем месте, и роман Валерии Вербининой «Английский экспромт Амалии» - яркое тому подтверждение.
Очаровательная прохвостка баронесса Корф отправляется в Англию, вынужденная выполнить, казалось бы, невыполнимое поручение Особой службы – предотвратить войну великих держав. Хрупкая блондинка с золотистыми глазами – способна ли она на то, что не под силу генералам и дипломатам? Как показывает практика – способна, и не только на это, но и на многое другое.
Сам роман буквально пропитан духом авантюризма – приключения героини поражают, буквально захватывают дух, и тот абсурд положений, который подстерегает Амалию на каждом шагу сметает остатки сомнений, могло ли подобное произойти в жизни – могло, и именно так, уж больно комичны ситуации, в которые попадает секретный агент. Есть здесь и неожиданный брак (который, впрочем, судя по «Похитителю звезд» не прошел для баронессы Корф даром), и столь же неожиданное решение поставленной правительством головоломки – право же, личное всегда будет стоять выше государственного!
Кроме того, «Английский экспромт Амалии» - это очень остроумная книга(одни только перепалки героини с ее неожиданным супругом чего стоят), где сюжет вновь переплетается с морем чувств, переживаний и эмоций – старые обиды, не утрачивающие своей силы, меркантильность и расчетливость, позволяющие играть человеческими жизнями, ненависть, от которой до любви поистине один шаг, и полное разочарование в работе, где тебя считают всего лишь марионеткой и выпускают в клетку с тиграми, тем самым стремясь убрать ставшего слишком опасным для государства агента… Все это невольно затягивает читателя, не оставляя перед ним вопроса «Быть книге или не быть?», но в то же время… Несколько утомляет. Нет, бесспорно, здесь, как и в предшествующих частях все красиво, логично и проникновенно, вот только душу больше не берет… Видимо, я несколько устала от творчества Вербининой…
Первое знакомство с циклом, посвященным Амалии, уже полюбившейся благодаря историям об Иване Опалине писательницы Валерии Вербининой состоялось!
Итак, прежде всего, хочу заметить, что главная героиня – молодая горделивая дворянка – бесприданница с польскими корнями – по имени Амалия действительно находится под ударом, ведь на ее жизнь настойчиво происходят покушения, и лишь Провидение спасает девушку от жестокой руки убийцы. Есть здесь и отравившийся молоком, предназначенным для Амели, котенок, и гадюка, оказавшаяся в фортепиано, на котором среди всех гостей играет лишь Тамарина, и неудачный выстрел в лесу – словом, преступник твердо вознамерился уничтожить главную героиню, поклонницу детективных романов и наделенную потрясающим логическим мышлением. Амалия вместе с другом, Сашей Зимородковым, принимается за дело и…разоблачает охотников за ней, попутно раскрывая еще один цикл преступлений! Как всегда у Вербининой (полагаю, что прочитанные шесть книг об Опалине дают право выражаться подобным образом), здесь четко прослеживается логика, а сюжет захватывает, возможно, он не слишком динамичен, но, во всяком случае, не перегружен лишними деталями, персонажами и событиями, и вполне соответствует моему представлению о «золотой середине» для произведений подобного жанра, где сюжет грамотно и изысканно дополняется образами героев и их чувствами. Нужно сказать, что все действующие лица Валерии Вербининой – по – своему уникальны, и очень притягательны, в каждом из них скрывается некая драма, психологизм и надрыв,удивительным образом сочетающиеся с прочими качествами характера – будь то главная героиня, ее подруга, шаловливая проказница Мари, порой больше напоминающая по поведению маленького ребенка, нежели взрослую девушку, совершенно очаровательный Саша Зимородков, на отношения героини с которым я, признаться, возлагала большие надежды, Митенька, Орест, Эжен, дядя Амалии Казимир, ее горделивая мать Аделаида, деятельная купчиха Вострякова, да и сами преступники, покушавшиеся на жизнь героини – все они действительно стоят читательского внимания, как и легкость повествования и умелое обращение к эпохе 1880-х годов, столь удачно воплощенное писательницей. Стоит отметить, что на высоте здесь и сама манера изложения – легкий, приятный, изящный слог, свойственный и циклу об Опалине, не может не притягивать, хоть и произведение это намного легче, чем история из 1920-1930-х, в нем явно чувствуется женскость, впрочем, не умаляющая прелести «Амалии под ударом».
Новому для меня циклу Валерии Вербининой – быть!
Совершенно незаметно подошла к концу четвертая часть серии, посвященной приключениям агента особой службы Амалии Тамариной, и произошло это настолько неожиданно, что, право, и оценивать это произведение довольно сложно.
Героиня возвращается из Америки, и жизнь ее постепенно возвращается на круги своя – во всяком случае, именно так все и было до злосчастного 1 марта 1881 года. Теме цареубийства посвящены многие историко-детективные романы, во всяком случае, сразу приходит на ум «Охота на царя» Николая Свечина и «Эшафот и деньги» Валентина Лаврова, но «Ледяной сфинкс» - это нечто совершенно иное, роковые события лишь взяты здесь за основу и на фоне кипящих страстей в обществе разгорается пламя любви главных героев.
Прежде всего, хочу отметить, что творчество Валерии Вербининой импонирует мне из-за тщательно выписанных, прорисованных образов, каждый из них по-своему уникален и драматичен, любопытен и оригинален. В этом же романе колоритных персонажей хватает с лихвой – это и сама Амалия, и ее мать Аделаида, и дядюшка Казимир, и безутешная в обрушившемся горе Даша, и Бетти, и Мари, и мать Корфа, и его предполагаемый отец, и конечно же – сам барон, для раскрытия чьей натуры, откровенно говоря, и послужило это произведение. «Ледяной сфинкс» - это книга не столько о цареубийстве, сколько о личных драмах и пороках общества: террористы и разврат, властолюбие и честолюбие, неуместная моложавость и нежелание стареть, колкости бомонда и размышление о пути развития империи, великосветская чепуха и офицерское благородство, предательства друзей и неразделенная любовь, беззащитность и коварство, холодный аналитический ум и чувственная душа, и честь, что превыше всего – все смешалось на страницах романа и воплотилось весьма удачным образом.
Можно ли считать произведение достойным продолжением серии? Безусловно, ведь все лучшие традиции предшествующих книг (атмосфера времени, тщательно прописанные персонажи, вкусный, сочный, изящный язык, что делает произведение легким, незатейливым, но при этом очень приятным чтивом, достойным вниманием) соблюдены в «Ледяном сфинксе». Роман определенно стоит внимания, и хочется верить, что следующие части не разочаруют, а подарят подобное же наслаждение...
Увы, семейные драмы не утрачивают актуальность и двадцать лет спустя, их появление в жизни человека может серьезно повлиять не только на его собственную судьбу, но и на благополучие его – порой даже невольного – окружения. Баронесса фон Корф живет обычной, размеренной жизнью замужней дамы, подыскивает новое жилище для семьи, и совершенно неожиданно оказывается втянутой в чужие семейные дрязги двадцатилетней давности, к тому же связанные с прошлым ее собственной семьи. Участливая и любопытная, Амалия принимается сопровождать незваную французскую гостью Луизу в поисках, и совершенно неожиданно осознает, что именно ее не устраивает в людях, даже в самых близких…
Прежде всего, стоит заметить, что «Убежище чужих тайн» - это своего рода энциклопедия человеческих душ, как всегда у Вербининой, здесь ярко выписаны персонажи, каждый из который поражает своей внутренней драмой, психологизмом, живостью или ледяной холодностью образов, все они – и Луиза, и ее объявившийся отец, и Елена, личная трагедия которой оказалась для героини непосильной, и дядя Казимир, и Аделаида, и отец Амалии Константин, чей образ был нераскрыт до данного момента, и Александр Корф, и сама Амалия – все они, во всей присущей им противоречивостью, предстают пред нами, захватывают, затягивают в рутину страниц… И хотя детективная составляющая, на самом деле, выражена здесь менее ярко, чем, скажем, в предшествующих частях, подача образов сполна компенсирует эту особенность – нет-нет, не слабину, но именно особенность. Перед нами не столько ретро-детектив, сколько хороший, добротный исторический роман с детективной (но не только лишь!) составляющей, написанный сочным, глубоким, приятным языком, и затягивающий в глубины страниц.
"Драма в кукольном доме" - четвёртая по хронологии повествования книга цикла, посвящённого расследованиям Амалии Корф, в девичестве - Тамариной. Новоиспеченная баронесса, молодая мать и секретный агент особой службы соглашается на приглашение свекрови погостить у родственников со стороны супруга, попадает в семью с огромным количеством скелетов в шкафу и... невольно оказывается втянутой в новое, загадочное расследование!
Прежде всего, стоит отметить, что я люблю творчество Валерии Вербининой за грамотное сочетание детективной составляющей, психологизма, ярко выписанных героев, с присущим им драматизмом, умелого обращения к эпохе, и вкусного, изящного слога, одно только воспоминание о которых манит знакомиться с новыми, доселе непрочитанными книгами писательницы. "Драма в кукольном доме" - яркий тому пример, возможно, расследование занимает здесь не столь значительное место, как хотелось бы почитателям именно строгого детектива, однако тот букет эмоций, то пламя страстей, которые дарит нам роман - есть здесь и семейные дрязги Амалии, и одиночество в браке, и нерадивая свекровь, и супружеская ложь, и любовь, что выше жизни, и женский диктат, и алкоголизм, и перипетии существования незаконнорождённых детей - захватывает настолько всецело, что все прочее, на мой взгляд, теряет значение, это добротное чтиво, написанное женщиной - тонко чувствующей, умеющей выделять из скорлупы будней переживания и подбирать им правильные названия, бесспорно талантливой писательницей Валерией Вербининой. Творческих успехов автору, а мне, читателю, возлагающему (пока вполне оправданно) большие надежды на этот цикл - не разочароваться!
«Письма императора» - седьмая книга серии о приключениях секретного агента Российской империи Амалии Корф, очаровательной прохвостки, чья внешность настолько обманчива, насколько и полезна для ее службы.
Осознав крушение прежней себя, героиня решается на резкие перемены в жизни – развод и возвращение на любимую работу, ее буквально тяготит безделие, а желание быть полезной обществу и государству берет верх над тихой, размеренной, но – увы! – уже не счастливой семейной жизнью. Баронесса получает задание во что бы то ни стало раздобыть личные, сентиментальные письма, написанные за двадцать лет до описываемых событий императором Александром ІІІ Марии Мещерской, и решительно принимается за его исполнение, ведь цена услуги – развод героини. Амалия отправляется во Францию, где ее поджидают и загадочное убийство, и знакомство с принцем воров, и даже – поиски небывалого, неслыханного по своей силе сокровища…
Прежде всего, я хочу отметить, что перед нами – не исторический детектив, как уместно было бы говорить о прежних книгах Валерии Вербининой, в частности, об «Амалии под ударом», «Ледяном сфинксе» или «Убежище чужих тайн», это – историко – приключенческий роман, в котором детективная подоплека едва ли просматривается среди страниц, ведь главный акцент в сюжете произведения сделан не на расследовании убийства, хотя таковое тоже имеется, а на своего рода артефактах, будь то письма, шкатулка или же сокровища бабушки Луизы. Помещая героиню в страну, не оправившуюся толком даже по прошествии десятилетия от Парижской коммуны, автор дарит читателю прекрасную возможность ощутить атмосферу бомонда Франции времен ранней Третьей республики, сколки роялистов, бонапартистов и республиканцев, тот накал политических страстей, что имел место быть в обществе того времени. Не изменяет писательница и традиции тщательно, глубоко, красиво прописывать образы персонажей – и Франсуа, и принц воров с его приспешниками, и инспектор Готье, и нерадивые поклонники Амалии – все они буквально оживают на страницах романа, стремятся к собственным – порой разрозненным, но временами и общим - целям, любят, ненавидят и… умирают, как бы прискорбно это ни звучало, но перед тем – безусловно – раскрываются как персонажи. Несмотря на то, что мне сразу стало понятно, кто скрывается по личиной Анри, меня занимали его взаимоотношения с Амалией, как и поведение, чувства, эмоции других героев.
Кроме того, стоит отметить, что Вербинина поднимает в романе извечную проблему властолюбцев – желание обрести мировое могущество при отсутствии каких-либо усилий со своей стороны – всегда ведь проще наделить сверхъестественными способностями талисман, нежели работать над собой, и вопрос морального выбора человека, когда эта самая власть оказывается в его руках. Бесспорно, это красивая история об амулете, приносящем удачу со времен Александра Македонского, да только финал ее остался мне совершенно непонятным, эта история с девочкой, выловившей камень спустя столетие, так и осталась чем-то неразгаданным, что, впрочем, не портит общего впечатление о книге…
Ценой своей изобретательности Амалия доставляет письма и, должно быть, получает развод. Что же ждет героиню в дальнейшем? Надеюсь, что дальнейшие книги цикла принесут долгожданный и , что самое главное, на мой взгляд, - достойный ответ на извечный читательский вопрос в отношении полюбившихся героев…
Человеку свойственно придавать своим действиям, как и событиям, окружающим его, мистический, поистине сакральний характер, видеть во всём Предначертание свыше. Так или иначе, но именно об этом эта книга.
"Зеркало сновидений" - это история о том, как двое молодых людей столкнулись с одинаковыми, пугающими не только своей таинственной схожестью и оболочкой мистики, но и предсказательностью, снами. Сперва мертвая женщина в подвенечном платье, затем выстрел, а после и вовсе смерть мачехи Арсения... Что же стоит за этим - Провидение или... Рука коварного убийцы?...
Агент Особой службы баронесса Корф и её коллега Ломов, представляющий собой потрясающий типаж человека, старающегося казаться значительно хуже, чем он есть на самом деле, готовятся к новому заданию, но вместо него погружаются в разгадывание головоломки, к которой лжемайор оказался причастным, посетив после долгих уговоров тётки вечер друга детства. Ни Амалия, ни её напарник не верят в мистическую подоплеку и, оказывается, совершенно правильно делают...
"Зеркало сновидений" - это ещё одна часть энциклопедии страстей и пороков человеческих, как бы следовало называть романы Валерии Вербининой ; есть здесь и несчастливая любовь дурнушки, стремящийся понравиться объекту обожания любыми средствами, и драма молодого военного Арсения, совершенно неприспособленного к армии человека с тонкой душевной организацией, испившего сполна горя на жизненном пути, и ограниченная, властная, жёсткая, себялюбивая, узколобая Варвара, сломавшая жизнь своим детям, и ветропрах Базиль, и девочка, затаившая обиду на всю жизнь, и потрясающая тётушка Евдокия, и, конечно же, сами главные герои. Всё они буквально оживают на страницах произведения, цепляют, берут за душу, оставляя читателя неравнодушным, заставляя его сопереживать, огорчаться или бояться вместе с героями, и, пожалуй, именно за это я и люблю творчество Вербининой - за его изящную жизненность, вкусный слог, совершенно неощутимое прикосновение с эпохой и извечность поднятых автором проблем.
Что может быть страшнее, чем нежданно – негаданно обрушившийся поток бурных чувств к недосягаемой звезде мировой величины? Только лишь факт того, что жертвой любви становится государственный деятель, и на карту поставлено не только сердце сановника, но и престиж страны…
Опытный агент Амалия Корф отправляется во Францию, где, по указанию руководства, должна любой ценой заполучить компрометирующие фотографии одного из министров Александра ІІІ, ставшего жертвой очарования всемирно известной Лины Кассини. Баронесса блестяще справляется с выполнением поручения, но Особая служба тем и отличается от прочих ведомств, что неожиданность, перемена обстоятельств являются неотъемлемой сложностью. Лина приезжает на гастроли в Россию, да только агентов, способных переключить ее внимание, не оказывается, и за дело принимается очаровательный прохвост с кошачьей сущностью дядюшка Казимир…
Откровенно говоря, «Статский советник по делам обольщения» - это своего рода ода нерадивому шляхтичу Браницкому, чей образ настолько колоритен, что со стороны автора было бы странно пренебречь его раскрытием. Казимир непревзойден и неподражаем, он умеет быть незаметным и ярким, знает нужные слова и виртуозно влюбляет в себя женщин, которые сами стремятся его завоевать. Безупречная игра, тончайшая тактика – все это приводит его к желанному результату, одна только финальная сцена с дракой двух знаменитых на всю Европу див чего стоит! Не уступает дядюшке и Амалия, ведущая расследование убийства, бросающего тень на нее и ее коллегу Ломова, хорошо известного читателю по «Зеркалу сновидений», и лишь другой ее коллега Непомнящий вызывает жалость, грусть и ощущение человеческого бессилия… Есть в этом романе, за чтение которого я, признаюсь, принималась с опасением - все же несколько странно, но, как выяснилось, очень метко подобранное название, смущало меня – Валерия Вербинина дарит нам новый том «энциклопедии человеческих страстей» - настолько глубокой, в чем-то стабильной, ведь яркая прорисовка образов характерна для всех частей цикла, но несомненно поглощающей читателя – есть здесь и несчастная любовь, и любовь счастливая, за которою человек готов пойти на убийство, и детская травма, обида, пронесенная сквозь всю жизнь, и месть, способная настигнуть сквозь множество лет, и драмы, не утрачивающие актуальность…. Словом, «Статский советник по делам обольщения» - эта очередная потрясающая книга Валерии Вербининой об очаровательном агенте Амалии Корф, несомненно стоящая того, чтобы быть прочитанной!
Творчество любого автора неоднородно и состоит из более и менее удачных книг. К сожалению, "Путешественник из ниоткуда" относится, скорее, у последним - это роман, увы разочаровавший меня на фоне блистательных "Статского советника по делам обольщения" и "Зеркала сновидений", соседствующих частей цикла.
Прежде всего, я хочу заметить, что сама детективная составляющая оказалась довольно тривиальной - так, маскарад вокруг образа Амалии был очевиден с самого момента появления Изабель Плесси, уж слишком колоритной, даже для Вербининой, являлась гувернантка, и в то же время - слишком недалекой была баронесса. Ощущение причастности к этому фарсу с переодеваниями несколько тяготило на протяжении практически всего романа, тем самым лишая возможности полноценно воспринимать сюжетную линию, хитросплетение интриг и преступлений, расследованию которых и посвящена книга.
Бесспорно, главное достоинство романа - это удачное с литературной, технической точки зрения повествование от первого лица, записанное нерадивым, но талантливым, неудачником Апполинарием Марсельяком, вынужденным после окончания университета, что во времена, о которых идёт речь, было показателем статуса, прозябать в провинции. Книга внушает оптимизм, заставляя верить, что всегда в жизни есть место счастливому случаю, и только за это её можно полюбить, но... Боюсь, что это единственное её существенное достоинство. Впрочем, нет - также искренне порадовала встреча с давнмм знакомым, Сашей Зимородковым, с помощи которого и начиналось первое расследование Амалии.
Мне сложно объяснить тот осадок, который остался после прочтения, но даже динамичный (порой даже излишне) сюжет, представленный двумя событийными линиями, психологизм героев (речь идёт, прежде всего, о "местной" истории, где наказание за смертельную обиду, причиненную женщине, матери, все же настигло обидчицу и о том, что несмотря на былые распри, всегда находятся люди, способные переступить через прежние неурядицы и подставить плечо в момент, когда это действительно необходимо) и жизненный юмор, абсурд положений, что проглядывают сквозь строки (тот же эпизод с оберточной бумагой - такое ведь могло произойти только в жизни!) не сглаживают впечатления... Видимо, дело все - таки в некоторой буффонаде, портящей впечатление от неплохой с технической точки зрения книги...
Одинокий готический замок, помнящий ещё тамплиеров, метель, бушующая несколько дней кряду, предновогодняя атмосфера и... коварные, жестокие убийства, объединенные единой тайной из прошлого - неплохая идея для вечера, провести который хочется в обществе интересного, атмосферного и чарующего ретро - детектива! Именно таковым и является роман Валерии Вербининой "Ход Снежной Королевы".
Признаться, поначалу книга до боли напоминала "Мышеловку" Агаты Кристи, и не столько саму пьесу, сколько некогда увиденный спектакль - предвкушение Нового года, вьюга, отрезающая путь для гостей, и убийства, в расследовании которых бесполезно рассчитывать на внешнюю подмогу - все это действительно напоминает пьесу Королевы Детектива, однако не более, чем в декорациях - все-таки перед нами аутентичный сюжет и многоплановые, характерные герои, каждый из которых скрывает свои скелеты в шкафу (и, оговорюсь наперёд, не только в шкафу). Как и в прежних книгах, Вербинина крайне сочно подаёт типаж и персонажей - есть здесь и сообщники преступления, спустя много лет которых настигает расплата, и несчастные родители, вынужденные прятать смертельно больного сына в подвале, и проницательный Люсьен, стремящийся стать то мушкетером, то писателем, то полицейским, а то и вовсе врачом, чтоб придумать лекарство от подлости, излишне преданная проныра Клер, жестокая и меркантильная Матильда, несравненная Дезире Фонтенуа и великолепная Амалия, представшая в романе в амплуа помощника инспектора полиции. Герои буквально оживают на страницах этого "мёртвого" романа, сокрытого под паутиной старинных подземелий, и раскрывающегося в обрамлении готических сводов, потайных ходов, лабиринтов, призраков, кровавых надписей и... убитых тамплиеров, оставивших потомкам то, что дороже денег - эликсир жизни. Роман манит, завораживает, как тот снегопад, с которым вынуждены были столкнуться действующие лица, и не оставляет читателю иного пути, как читать - взахлёб - эту вкусную готическую историю с участием баронессы Корф!
Говорят, что поистине талантливый автор способен успешно творить в совершенно разном формате – будь то жанровые особенности или тонкости подачи, манеры изложения – все это удается настоящему мастеру пера. «Чародейка из страны бурь» - произведение, поначалу вызвавшее у меня множество вопросов, - яркое подтверждение того, что Валерия Вербинина относится к этой категории писателей: есть в романе и экспрессия, и интрига, и море чувств, и загадки человеческой психологии.
Столичный полицейский Антуан Молине отправляется в родную Бретань к тетке, чтоб поправить здоровье после ранения, и попадает в гущу событий, связанных с поимкой и бегством полулегендарного маньяка Фредерика Варена. Кроме того, на острове Дьявола, давно обросшем легендами, вновь, спустя долгое запустение после убийства семьи смотрителя маяка, появляются люди, и среди них – сумасшедшая женщина с глазами необыкновенной красоты, за что-то жестоко наказанная безумием… Связаны ли между собой эти две истории? Ответ на этот вопрос неожиданно приходится искать Антуану…
Прежде всего, хочу сказать, что «Чародейка из страны бурь» - это очень достойное продолжение цикла, еще один том «Энциклопедии человеческих душ», как бы следовало назвать цикл об Амалии. Есть здесь и лживая дружба, горечь осознания этого факта, и жесточайшие убийства, совершенные человеком, наслаждающимся свободой, в то время как невиновного спасает лишь Провидение, и фабрикация дела с подкупом свидетелей, и проницательность тетки героя, и возмездие, и безграничная любовь, заставившая человека, так долго обвиняемого в убийствах, стать убийцей.
Сломанный человек – вот кто стоит в центре этой истории, впрочем, дарящей надежду на счастливый финал, несчастный художник, к которому поначалу, пока автор не расскажет о нем, как и о прочих персонажах, подробно, испытываешь отвращение, но после – исключительно симпатию и жалость. Признаюсь, на протяжении первой части романа мне, откровенно говоря, не хватало Амалии – нет, безусловно, я понимала, кто скрывается под личиной сумасшедшей и что баронесса Корф не станет называть инспектора кофейником и утверждать о сидящем под лестницей крокодиле, но все –таки хотелось большего внимания к ее персоне, что и было сделано во второй части.
Фредерик, Антуан да и сама «чародейка» выписаны в произведении настолько вкусно, что не перестаешь восторгаться талантом Вербининой, лишь убеждаясь, что талантливому автору под силу поистине многое…
Вторая часть повествования о секретном агенте Амалии Тамариной – достойное продолжение «Амалии под ударом». Наделенная прекрасными аналитическими способностями, смекалкой и особым шармом героиня отправляется выполнять свое первое задание – искать считавшуюся утерянной картину Леонардо да Винчи «Леда», которую хитрый Висконти предложил нескольким странам одновременно. Именно здесь происходит триумф Амалии как опытного агента, скрывающегося под личиной милой и наивной девушки. Героиня отправляется в плавание, подарившее ей не только удачное выполнение задания, но и…кузена…
Перепалки Тамариной и Рудольфа фон Лихтенштейна, работающего на кайзера – это, пожалуй, наиболее очаровательная часть повествования, уж больно изящно два агента – острослова общаются между собой. Сам детектив несколько напоминает «Левиафан» Бориса Акунина, ведь перед нами – удачный пример «герметического детектива», где круг действующих лиц ограничен, а потому поиски принимают несколько иной характер. Стоит отметить и то, что роман – крайне логичен, что позволяет делать выводы вместе с героями, здесь есть, над чем поразмыслить, но в то же время не перегружен исключительно сюжетной линией, тут есть место и чувствам, и психологизму, и драмам из жизни одной семьи, и ой каким колоритным характерам… Словом – рекомендую к прочтению, как и прочие произведения Валерии Вербининой, «В поисках Леонардо» - это нечто совершенно уникальное, изящное и «вкусное»…