
«Укрощение красного коня». Взгляд сразу выхватывает прямоугольник корешка на книжной полке. События происходят в начале 1930-х гг., что уже само по себе необычно. Ретро-детективы обычно перемещают читателя во времена Российской империи. А Юлия Яковлева предлагает погрузиться в сталинское время – эпоху не популярную сегодня у писателей детективных историй. Василий Зайцев – сыщик, на первый взгляд, ничем не выдающийся. Его образ не яркий, не имеющий никакой отличительной черты. Казалось бы, Юлия Яковлева нарушает каноны детективного жанра. Сыщик должен быть выдающейся личностью, ведь только тогда он сможет превзойти своего противника и раскрыть преступление. А Василий Зайцев растворяется в толпе. Он раскрывает преступление и скрывается в дождливой ленинградской серости, прячется в ней и становится загадкой для читателя. Автор потрясающе передает настрой того времени: страх заставляет людей становится безликими. Но тем сложнее задача сыщика – преодолеть эту безликость и разгадать истинные мотивы поступков. «Сейф, и все же ты стоишь здесь со мной и разговариваешь. Пытаешься узнать – но что? Пытаешься сказать – но что?». Внутренний монолог, размышления характерны для Зайцева. И не случайно. Время 1930-х годов заставляет героев говорить эзоповым языком или совсем молчать. Кстати сказать, отсюда и одиночество главного героя.
Розыск вынуждает Зайцева уехать из серого, промозглого Ленинграда в теплый и, казалось бы, сытный Новочеркасск. Монотонность времени и замкнутость пространства прерываются. С этого момента сюжет становится более динамичным и рельефным. Появляются новые герои, которые говорят, думают и живут по-иному. Противопоставление «свой-чужой» становится очевиднее, в определенные моменты перерастает в противостояние: россиец – казак, бывшие белые – советская власть, ГПУ – раскулаченные. Здесь все было по-другому. Юлия Яковлева сумела рассказать об этой чужести, непохожести в мелочах, в деталях, которые притягивают внимание читателя. «Дон отнюдь не был “тихим”». Через расследование автор выводит героя, а за ним и читателя к пониманию другого скрытого уровня конфликта – борьба за власть. Василий Зайцев, разоблачив преступника, не может до конца довести это дело. Для него это означает встать на чью-то сторону в политической игре и стать пешкой, которой в любой момент могут пожертвовать.
Дочитав до конца и слегка отодвинув книгу от себя, задумываешься: о чем она? Калейдоскопом сменяются скелетики, КУКС, ипподром, сапожная будка, коммунальная квартира, «Весна». Книга Юлии Яковлевой необычна не только потому, что автор «раз-мыла» границы жанра, но и потому, что она дала читателю возможность выбора: эту книгу можно прочитать как детектив, как исторический рассказ о 30-х годах, о трагедии людей, уничтожаемых сталинщиной. Она наполнена множеством смыслов, включая название – «Укрощение красного коня». Такой, своеобразно перенесенный на текст, прием «Вазы Рубина». Вопрос только в том, что мы ожидаем от книги, когда выбираем ее среди прочих на книжной полке.