Романы Вирджинии Вулф, откровенно говоря, читать довольно сложно. И «Орландо» — приятное исключение. Это фантасмагорическая и довольно легкая книга с интересным сюжетом: ведь главный герой проживает несколько столетий, причем, первую половину романа он — мужчина, вторую — женщина. «Орландо» был опубликован в 1928 году, это было очень новаторское произведение для своего времени.
Но своей экранизации книга ждала очень долго. Лишь в начале 90-х годов был снят фильм по ее мотивам. Картина режиссера Салли Поттер получилась не менее захватывающей и интересной, чем роман Вирджинии Вулф, и была восторженно принята кинокритиками. Она получила приз Венецианского кинофестиваля, а также ряд других престижных наград. Попробуем понять, почему.
«Орландо» — второй крупный художественный проект режиссера-документалиста Поттер. Как писал кинокритик Сергей Кудрявцев, автор фильма использовала «кинематографические открытия своих прославленных соотечественников Дерека Джармена и Питера Гринуэя, напрямую заимствуя у них актрису Тильду Суинтон и художников Бена ван Оса и Яна Рулфса». Поттер удалось уловить модные кинотенденции 90-х, но, при этом, создать авторское кино.
Фильм эстетичен. Даже в сцене войны нет ничего, что могло бы нарушить эту гармонию красоты. Однако нет здесь и приторности, которой часто грешат подобные картины. Герой (а потом и героиня) живет 350 лет, и в зависимости от времени меняется визуальное окружение Орландо: от готической стилистики елизаветинской эпохи, до солнечной эклектики современности. Картина делится на семь смысловых частей: «Смерть», «Любовь», «Поэзия», «Политика», «Общество», «Секс» и «Рождение», что структурирует ленту, и, вместе с этим, придает ей холодную математическую строгость.
Не стоит ждать от «Орландо» исторической достоверности. Здесь только намечены некоторые события, оказавшиеся ключевыми в истории: Первая мировая война, устройство дипломатических отношений между Англией и другими странами, колониальная политика Великобритании. Однако костюмы, манеры и образ жизни героев все-таки отвечают визуальной концепции фильма больше, нежели историческим фактам. Поттер, следую Гринуэю, отказывается от стандартной костюмированной драмы, тем более, что литературный материал ее и не предполагает. Это спасает «Орландо» от двух вещей: претензий историков и перегрузки кадра лишними предметами, ненужными этой картине подробностями.
Отдельного внимания заслуживает игра Тильды Суинтон — исполнительницы главной роли. Убедительная и в образе юноши, и в образе молодой женщины, ироничная и эффектная, Суинтон сумела показать и яркий характер своего героя, и его аристократизм. Последнее для Тильды не составляло никакого труда: актриса принадлежит к древнему англо-шотландскому роду и получила соответствующее своему происхождению воспитание.
Талантливый оператор Алексей Родионов («Иди и смотри» Элема Климова, «Жена Керосинщика» Александра Кайдановского) максимально полно использовал внешние данные Суинтон, работая и с ее силуэтом, и с лицом. Родионов был одним из первых, кто обратил внимание на необыкновенные глаза Тильды Суинтон.
«Орландо» — масштабный международный проект, к его созданию приложили руку и продюсеры «Ленфильма». В кадре появляются российские актеры, а за камерой, как мы уже сказали, стоял Алексей Родионов. Результат оказался на высоте. Фильм вспоминают и пересматривают до сих пор, актуальность проблем, затронутых в ленте, ее символизм, эстетика и динамика не оставят равнодушными даже самых строгих критиков.