Поэт и прозаик, писатель-модернист Джеймс Джойс оказал огромное влияние на всю мировую культуру. Его интерес к кинематографу поспособствовал не только открытию дублинского кинотеатра Volta Cinema, но и созданию Сергеем Эйзенштейном новой, революционной теории монтажа. А его книги, где обитают персонажи, похожие на самого Джойса, его друзей и близких, стали той причудливой страной, в которой дублинский бунтарь остается вечно живым.
Мы выбрали три лучших фильма, снятых по мотивам произведений писателя.
Улисс
Режиссер: Джозеф Стрик
Год: 1967
Если вы хотя бы раз пытались осилить знаменитый роман Джойса, то согласитесь, что любая попытка экранизировать такое сложное полистилистическое произведение — уже сама по себе подвиг. Джозеф Стрик лелеял эту мечту со дня своего шестнадцатилетия, и готов был горы свернуть ради успешного завершения проекта. Режиссер хотел невозможного: вместе с Фредом Хайнсом ему предстояло создать сценарий, максимально близкий к исходному тексту.
Критики и прокатчики пришли в ужас от получасового финального монолога Молли, а цензоры (как и в случае с самим романом) — от откровенности и грубости содержания. В итоге сами ирландцы смогли посмотреть фильм только в 2000 году. И всё же, пока ни одной цветной версии «Улисса» не удалось превзойти по качеству черно-белую двухчасовую картину Стрика.
Портрет художника в юности
Режиссер: Джозеф Стрик
Год: 1977
Поближе узнать Стивена Дедала, промелькнувшего в новой ирландской «Одиссее», можно в «Портрете художника в юности». И если в «Улиссе» молодому учителю и Леопольду Блуму достались примерно равные части биографии автора, то в этом романе всё несколько проще, и намеку в заглавии можно довериться не меньше, чем линейному сюжету.
Во второй своей работе по Джойсу Джозеф Стрик так же бережно отнесся к первоначальному сюжету (на этот раз полностью предоставив работу над сценарием Джудит Раско) и так же фанатично старался передать подлинный дух Ирландии. Съемки велись в Дублине и Корке, а задействованные актеры (кроме Джона Гилгуда) в большинстве своем — действительно ирландцы. Результат того стоил: мы смотрим на Стивена (Боско Хоган) и видим молодого Джойса, жаждущего знаний и — впервые — сомневающегося в существовании католического бога и величии ирландского народа.
Умершие
Режиссер: Джон Хьюстон
Год: 1987
Холодно-отчужденная Ирландия, покрытая январским снегом, ожидает нас в новелле, завершающей самый известный сборник рассказов Джеймса Джойса «Дублинцы». Мы становимся свидетелями праздничного ужина, на котором собрались родственники супругов Конрой — Греты и Габриеля. Странным образом, самыми живыми на вечеринке в честь Крещения Господня оказываются люди давно умершие. Воспоминания о них большинству присутствующих кажутся значительно ярче, чем собственная жизнь.
«Умершие» — это тот случай, когда процесс адаптации книги для большого экрана связан с событиями не менее печальными, чем ее сюжет. Картина стала последней для талантливого режиссера Джона Хьюстона: он не дожил до премьеры всего 6 дней. На съемочной площадке уже тяжело больному Хьюстону помогали его сын Тони (пока это его единственная работа в качестве сценариста) и дочь Анжелика (запомнилась всем отнюдь не по роли Греты, а как Мортиша Аддамс).