Сооснователь творческого объединения «Артель» лектор-искусствовед Зарина Асфари ищет неочевидные взаимосвязи (они есть).
Немного истории
День взятия Бастилии — национальный праздник Франции, день свержения абсолютизма, день, который ознаменовал собой начало Великой французской революции. Той самой, которая про свободу, равенство и братство. Спустя 4 года после начала революции королеве Марии Антуанетте посредством гильотины ампутировали голову. Ещё спустя 73 года родился революционер от искусства Густав Климт. И связь между этими двумя 14 июля не ограничивается. Так что же у них общего?
День взятия Бастилии на картине Пикассо
Родина
Начнём с простого. Климт — австрийский художник. Мария-Антуанетта же, хотя и французская королева, как это часто бывает у монархов, отнюдь не француженка. Она родилась в 1755 году в Вене и носила титул австрийской эрцгерцогини. В 1918 году в Вене от пневмонии скончается 55-летний Густав Климт. Его коронованная землячка не дожила, кстати, и до его лет: её гильотинировали на 38-ом году жизни.
Мария-Антуанетта
Золото
Где в живописи вы встречали больше всего золота? Наверняка на иконах. Ведь золото — божественный цвет. Причём не только в христианстве, но и в древнегреческом пантеизме. Золото — неземное, светоносное, как солнце... Первым художником, который в невиданных доселе масштабах принёс золото в светскую, нерелигиозную живопись, стал Густав Климт (ну, а чего ещё ждать от сына ювелира?). А Мария-Антуанетта, мало того, что королева и большая ценительница роскоши, так ещё и Мария. В честь Девы Марии. Но, поскольку сама она была далеко не Девой, на золотом поле её портреты не писались. Приходилось компенсировать эту досадную несправедливость обилием золота в интерьерах, одежде и украшениях. Её тяга к роскоши практически опустошила казну.
«Золотая Адель» Климта
Революция
Великая французская революция оборвала жизнь королевы, которую французы, мягко говоря, недолюбливали: мало того, что австрийка, так ещё и на свои балы бешеные деньги тратит, пока народ вынужден есть траву, чтобы не умереть от голода. Недаром именно к ней привязалось клише «если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!»
Климт же сам возглавил революцию. Австрийскую. Художественную. Он возглавил венский Сецессион — объединение художников, которые выступали против косного академизма. Эти мастера эпохи модерна, в отличие от французских революционеров, довольно быстро получили поддержку государства. А вот широкая общественность их приняла не сразу... Климт, к примеру, несколько лет судился с Венским Университетом, который заказал ему росписи «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», а получил не совсем то, на что рассчитывал.
«Медицина»
Красота
Мария-Антуанетта славилась своей красотой — юной, очаровательной, нежной. Климт, став лидером Австрийского модерна, фактически перестал изображать на своих картинах мужчин и сфокусировался на нордических красавицах — совсем других, непохожих на Марию-Антуанетту... Его женщины — холодные, недосягаемые, доминантные, роковые. Вот обольстительная Юдифь опирается, как на диванный подлокотник, на голову Олоферна. Вот Голая Правда вызывающе смотрит вам в глаза, эпатируя вас наличием волос в интимной зоне (ну, не изображали там волосы до конца XIX века!). Вот извиваются весёлые Золотые Рыбки, и одна из них повернувшись к вам перламутровой спиной, приглашающе поглядывает на вас через плечо... У картины есть и другое название — «Моим критикам». И это тоже объединяет Климта с Марией-Антуанеттой. Что бы вокруг них ни происходило, к недоброжелателям они относились примерно одинаково.
И хотя Климт ровно на 77 лет младше Великой французской революции, картин, посвящённых Дню взятия Бастилии, у него нет. Конечно, это можно объяснить тем, что Климт вообще не из тех, кто пишет картины, посвящённые историческим событиям. Это же модерн, а не романтизм или реализм какой-нибудь. Но давайте думать, что всё дело в сочувствии казнённой соотечественнице? В конце концов, она такая хорошенькая... В чём-чём, а в женской красоте Климт знает толк.