Татьяна Алюшина — признанный мастер российской прозы. Она запомнилась читателям как автор трогательных, сентиментальных романов с неизменной детективной линией. Но в книге «Жизнь на общем языке» никакого расследования не будет — только любовь, которая, как известно, с годами становится только сильнее. Мы поговорили с Татьяной, чтобы узнать, почему ей захотелось сменить направление и с кем из героев своего нового произведения она могла бы подружиться.
В Ваших романах нередко есть детективная линия. А вот в «Жизни на общем языке» присутствует только романтическая. Почему захотелось изменить направление?
Да, собственно, никаких направлений я не меняла. Основное направление моего творчества — это всё же городской роман, мелодрама, а детективы я пишу не так чтобы часто. И даже в этом жанре в моих книгах главной составляющей выступает не криминальная линия, а отношения людей, их истории.
Матвей и Клава, казалось бы, взрослые люди, с внушительным прошлым за плечами, а друг с другом ведут себя как наивные дети. Это любовь на них так влияет или порядочные люди всегда по-хорошему наивны?
Не сказала бы, что они наивны и ведут себя по-детски. Просто, когда люди влюбляются и испытывают мощные чувства по отношению к другому человеку, как правило, у них отказывает рациональное мышление. Это нормально. Обычная химия, физика и психология человека. Вспомните себя в период сильной влюбленности, что вас больше всего тогда волновало? ОН, ОН и только ОН — объект ваших чувств, а на втором месте шкалы переживаний мысли о том, насколько вы ему нравитесь, влюблен ли он в вас так же, как вы в него, и море сомнений и тяжелой рефлексии по этому поводу. И так происходит со всеми и в любом возрасте.
Как Вам кажется, современному читателю необходим счастливый финал или, напротив, он нуждается в драматизме, в том, чтобы в книгах показывали суровые реалии жизни?
Я не знаю, в чем нуждается современный читатель. Если бы я об этом задумывалась, то вряд ли бы смогла вообще что-то написать. Если начинать рассуждать, что бы такого написать-наваять нетленного, чтобы посильнее и с гарантией зацепило и зашло читателю, то это уже конъюнктура и бизнес-проект. А это, как мне кажется, все-таки что-то несколько иное, а не творчество. Меня вообще раздражают дискуссии о счастливом финале или «суровой правде жизни», для достоверности которой отчего-то главные герои непременно обязаны погибнуть или оказаться на самом дне житейском, ну, на крайний случай, спиться или попасть под трамвай. Да? А вот мне интересно, среди ваших родных, друзей и знакомых много людей «под трамваем» или погибших вследствие страшной несправедливости? Что, каждый второй или, может, первый? Или все-таки нет таковых?
Трудности житейские и непростые испытания выпадают многим людям, и я о таких вот напастях и об их преодолении пишу в каждой своей книге. Подчеркну — О ПРЕОДОЛЕНИИ. А это значит, что герой вышел победителем из трудной житейской ситуации. И это очень важно для каждого из нас — понимать и помнить, что ты смог преодолеть, пережить и победить что-то тяжелое, сложное на каком-то этапе твоей жизни. Так что счастливый финал — это такая же часть, некий этап нашей жизни и ее неотъемлемая правда. А вот когда все плохо, все умерли и все пропало — вот это, с моей точки зрения, не совсем правда жизни, а лишь ее небольшая, трагическая составляющая. Всякое может случиться, жизнь штука небезопасная и сложная, но не поголовно же мор, нищета и безнадега.
Какой он, Ваш читатель? Для кого Вы пишете?
В большей степени моим читателем являются женщины разных возрастов. Но есть и мужчины. Не стоит думать, что современный городской роман читают только дамы. Нет, мужчинам этот жанр тоже нравится, только они не любят в этом признаваться. Ну и пусть не признаются — важно, что читают!
Если бы у Вас была возможность встретиться с героями Вашего нового романа, что бы Вы им сказали?
Скорее всего, отчитала бы со всей строгостью — так они мне нервы потрепали, глупости всякие вытворяя и капризничая. Вполне серьезно говорю. Вы думаете, что писатель управляет своими героями? Как бы не так! Лезут куда ни попадя, чудят, тупят, а ты разгребай.
А кто из Ваших персонажей Вам ближе всего? Не только в последней книге — во всех. С кем бы Вы смогли подружиться?
Какая дружба, о чем вы? Писатель и герои его книг — это очень отдельная, очень непростая и где-то даже метафизическая тема. Пока ты пишешь, герои книги становятся самыми близкими тебе людьми, доверившими тебе самые сокровенные свои тайны, мысли и переживания, делятся рассказом об этом этапе своей жизни, словно исповедуются. А когда книга завершена — они уходят. Расстаются с тобой навсегда, совсем... и продолжают жить где-то там свою дальнейшую жизнь, которую за них додумает каждый читатель. Вот так. А вы говорите — дружить.
Какой из Ваших романов Вам особенно нравится? И почему?
А вот не скажу, пожалуй. Не стану давать таких оценок. Неправильно это.
А коллег читаете? Какая из последних прочитанных книг Вам запомнилась?
Читаю я много и с удовольствием. А коллег перечислять не стану, дабы кого не обидеть, забыв упомянуть. Скажу лишь, что считаю наших писательниц очень сильными и интересными авторами. Наши женщины очень здорово пишут, и я с удовольствием их читаю.
А как проходит день писателя? Лев Толстой расписывал его по минутам, а Вы? Тоже работаете по строгому расписанию или только по вдохновению?
Увы, работать по расписанию и режиму у меня не получается, исключительно от вдохновения. То есть затяжным авралом взахлеб. Порой каким-то прямо каторжным авралом с утра до ночи, без отрыва. А как бы хорошо было бы с 9 утра, ну пусть с 10-ти, и часиков до 19-ти, а потом отдыхать... Э-эх, мечты...
Уже придумали следующий роман? О чем он будет? Приоткроете завесу тайны над будущим проектом?
А вот идеями и задумками новой книги я никогда не делюсь и держу их в строжайшем секрете. Вот так, а потому что не фиг — скажешь, похвастаешься — и улетит и вдохновение и сюжет. Подождите — напишу, узнаете.