Все русские женщины, независимо от возраста и сословия, носили косы. По тому, как они заплетены, можно было определить статус женщины. Заплеталась коса строго вдоль позвоночника: считалось, что жизненные силы наполняют человека именно через хребет. Об этом говорится и в ведических текстах.
С семи лет девочкам заплетали косу из трех прядей — обозначение триединства. В славянской религиозной догме они символизировали три мира — Явь, Правь и Навь. Затем у христиан — Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа.
Незамужние девушки носили одну косу, в которую вплетались ленты и прочие украшения. Замужним женщинам полагалось носить две косы, которые иногда укладывали на голове короной.
Одна коса символизировала, что женщина вверяет себя Богу, вторая — мужу. Существовало суеверие, что ношение одной косы замужней женщиной может привести к овдовению. Замужние должны были прикрывать косы кокошником или повойником.
Этнографы, фольклористы предполагают, что это делалось в защитных целях: чтобы, входя в чужой род, женщина не могла навредить ему своей магической силой, сосредоточенной в волосах. Таким образом, в браке она становилась собственностью мужа, его рода.
Также коса олицетворяла женскую честь. Даже невинно дернуть девушку за косу считалось для нее оскорблением, как и сорвать головной убор. За отсечение девушке или женщине волос мог грозить солидный штраф.
Обрезать женщинам волосы разрешалось, пожалуй, лишь при монашеском постриге. И то обычно ограничивались одной или несколькими прядями.
Иногда девушка или женщина самостоятельно обрезала себе волосы. Например, в память о погибшем муже или женихе. Такой поступок указывал на глубокую скорбь и нежелание больше выходить замуж.
В каких случаях волосы девушке или женщине могли обрезать насильственно? Например, если она расставалась с невинностью до брака, если ее обвиняли в чем-то неблаговидном. В то время самым неблаговидным занятием было «колдовство». Не обходилось и без происков ревнивых соперниц.
Ворвавшись в поселение, враги нередко отрезали женщинам волосы — символ покорения. В XV–XVI столетиях существовал языческий обычай брить головы замужними женщинами, с чем пыталось бороться новгородское православное духовенство.
Кроме того, в отдельных регионах существовал обычай, по которому девушке отрезали косу перед вступлением в брак, она дарила ее суженому, а сама начинала отращивать новую. Это символизировало, что отныне она вручает свою жизнь мужу и (опять-таки) его роду.
Поверья говорили, что девичья коса жены теперь служила мужу оберегом от сглаза и прочих бед. Отправляясь сражаться с половцами и печенегами, воины часто брали с собой косы именно как талисманы.
Если Далила, отрезав волосы Самсону, лишила его силы, то отрезание волос по некоторым славянским поверьям означало как раз противоположное — отсечение прошлого, обновление и чистое начало.