Недавно в издательстве «Эксмо» вышел новый роман Эдуарда Веркина «Остров Сахалин», уже ставший одним из главных событий в литературном мире. Мы поговорили с писателем о его отношении к мнениям критиков и читателей, дальнейших творческих планах и о том, какую роль играет фантастика в нашей жизни.
До недавнего времени вы воспринимались читающей публикой как автор книг для детей и подростков, и вдруг — создаете роман с пометкой «18+». Как вы к этому пришли? Планируете ли вы в дальнейшем вернуться к подростковой литературе или же «переключились» на более взрослую аудиторию окончательно и бесповоротно?
Пришел в 2002 году, когда в журнале «Урал» был напечатан рассказ «Звездный городок». Возвращаться к детской и подростковой литературе я не собираюсь, поскольку никуда из нее не уходил. Как и из взрослой. У меня много идей для детских книг, и столько же для взрослых. Реалистические, фантастические, даже сказочные. И хотелось бы это как-то реализовать.
Название вашего нового романа отсылает нас к известным путевым запискам Антона Чехова. А какие произведения классика повлияли на вас, как на автора, в большей степени?
К сожалению, эти записки все меньше и меньше известны. Попытка купить их свежее издание с комментариями в магазине успехом не увенчалась, хорошо, что есть собрание сочинений. Наибольшее впечатление на меня произвели рассказы «Страшная ночь», «Письмо к ученому соседу», «Глупый француз». «Чайка». В первом про гробы, во втором про дураков, в третьем про кулинарию. В «Чайке», кажется, про все. Чехов — бездонный кладезь для любого русского писателя.
Одним из первых литературных критиков, написавших рецензию на «Остров Сахалин», была Галина Юзефович. Как вы относитесь к ее замечаниям и вообще к комментариям критиков?
Первым, насколько я знаю, рецензию написал критик Валерий Иванченко, еще в мае. Причем, мне кажется, книга тогда или только-только пару дней как вышла, или даже не вышла совсем. Мне понравился материал Галины Леонидовны, писателю приятны положительные и живые отзывы. Отрицательные тоже любопытны. Книжки ведь разные, бывают и как минное поле, иной читатель, взмокнув, с облегчением, а некоторый и в катарсисе, доходит до финала, а другой нет. Я сам такой читатель, люблю и покритиковать чужие книжки, и восхититься, и позавидовать. На то она и литература.
Остров Сахалин Твердый переплет 507 ₽ 1013 ₽ -50% В корзину Контент 18+
У всех мужчин из «Острова Сахалин» обязательно есть какая-нибудь слабость, не совместимая с долгой жизнью в экстремальных условиях, и выживает в этом кошмарном мире именно женщина. Этот образ, конечно же, не случаен?
Почти все мужчины в книге родились и жили в условиях жесткого водного, белкового и витаминного голодания. Не удивительно, что они малокровны и маловыносливы. Но, тем не менее, именно они ведут героиню к спасению. Странно было бы сочинять наоборот — худые, страдающие цингой и дистрофией девицы спасают боевого крепыша?
Один из персонажей «Острова Сахалин» считает, что «ни одна великая книга не спасла ни одну великую страну». Как вы считаете, автор, пишущий о реальных политических и социальных проблемах современности в художественном произведении, способен что-то изменить в действительности?
Я не пишу о реальных политических проблемах, а о социальных очень редко. Книга может спасти человека, нескольких людей, может говорить с поколением, ну, как «Три товарища» или «Как закалялась сталь», страну пока книги не спасали. Хотя... Поколение, выросшее на Островском и Гайдаре, вполне себе нашу страну во время войны спасло. Но другое поколение, читавшее то же самое, Советский Союз не удержало. Возможно, дело не в книгах, а во времени. Можно много размышлять...
В книге ядерный апокалипсис стал следствием пустякового, на первый взгляд, конфликта между США и Северной Кореей. Вы действительно считаете мировое политическое равновесие настолько хрупким или это намеренное преувеличение?
Пустяковый конфликт стал случайным поводом. Но это книжный прием. Существующее мировое политическое равновесие, похоже, вполне устойчиво. Чтобы раскачать планетарный апокалипсис, нужны усилия. И немалые. Конечно, если сильно постараться, к успеху можно и прийти.
Беседовала Екатерина Буракова