Николай Данилович Перумов — один из наиболее известных российских писателей-фантастов, работающих в направлении фэнтези. Свой творческий путь он начал с книги, действие которой происходит во вселенной «Властелина колец», но позже создал свои миры, покорившие сердца миллионов читателей. Мы поговорили с автором о его работе, творческих планах и состоянии современной фантастики.
Расскажите, какое место занимает фантастическая литература сегодня. Стало ли поклонников этого жанра больше, по сравнению с 90-ми и нулевыми, или же, наоборот, меньше?
Поклонников именно фантастической литературы стало, конечно, меньше. Появились другие жанры той же фантастики, но принципиально иные — компьютерные игры и фильмы с сериалами. Общая же армия людей, обращающихся к фантастике в различных ее формах, бесспорно, возросла.
А какие прогнозы относительно будущего жанра?
Сама фантастика изменилась тоже. Увы, меньше стало так называемой «настоящей» фантастики, где повествование вращается вокруг той или иной научной идеи; связано это, помимо прочего, и с упадком науки как таковой, оказавшейся неспособной решить многочисленные проблемы человечества. Реальность не становится фантастичнее — потому что всемирная сеть, смартфоны и им подобные технологии были описаны давным-давно, начиная с Ивана Ефремова и братьев Стругацких.
Но сеть и модные гаджеты не способны решить социальные проблемы, напротив, они во многом их начали усугублять — разрушая естественные социальные связи. Анонимности, «ники»-прозвища позволили выплеснуться, увы, не самым лучшим чертам человеческой натуры; конечно, нельзя забывать, что сеть стала и орудием проявления невиданной человеческой солидарности.
Будущее жанра я лично вижу в дальнейшем синтезе повествования и компьютерных технологий, «добавленной реальности»; в том, что с развитием тех же графических пакетов, быть может, мы скоро станем «сами себе режиссеры», на свой вкус «экранизируя» ту или иную историю.
Но основа жанра все равно останется прежней — Чудо, Тайна, Достоверность.
Охотники. Пророчества Разрушения Твердый переплет
Вы писали не только в жанре фэнтези, но и в других (космическая фантастика, стимпанк, альтернативная история). Как вы думаете, может ли писатель-фантаст взяться за реалистическую, модернистскую или постмодернистскую прозу, уйти в драматургию или поэзию?
За всех авторов не скажу, только за себя: поэт из меня никакой. Писать реализм, конечно, можно, но он для меня все-таки больше как черно-белая фотография. В этом жанре есть свои мастера и свои шедевры, однако я иду смотреть на пейзаж кисти Левитана или на исторические полотна Павла Рыженко не ради фотографической точности, а ради авторской интерпретации событий.
То есть, сочинять-то можно всё, вопрос только в том, зачем это делать? Какую историю вы захотите этим рассказать? Будет ли она интересна кому-то, кроме вас?
В одном из своих давних интервью вы говорили, что церковь должна быть моральным ориентиром для общества. А может ли современный писатель взять на себя роль морального авторитета — особенно в условиях появления «новой этики?»
Роль морального авторитета невозможно «взять». Ее можно только «получить» от общества, и мы знаем, сколь часто общество ошибалось. Прекраснодушные слова «прорабов перестройки», памятные людям моего поколения, обернулись чудовищной катастрофой для нашей страны и народа. Моральный авторитет нарабатывается не книгами — но безусловным и безупречным общественным служением. Книги — это прекрасно, они помогают кому-то в тяжелые моменты жизни, но для морального авторитета требуется все-таки большее. Автор может подсказать какой-то путь или выход, быть в первых рядах «мозгового штурма»; но чтобы обладать именно авторитетом, он должен работать «на земле». Нет, не как Лев Толстой; но, быть может, как Константин Симонов.
Гибель Богов-2. Книга шестая. Прошедшая вечность Твердый переплет
Ваша новая книга — это шестая часть любимой многими саги «Гибель Богов-2». Расскажите, как вы выстраиваете столь продолжительные и сложные сюжеты на протяжении стольких книг?
Применяю научный подход при написании книг (шутка, конечно). Когда имеешь в голове цельную картину того, что должно случиться со вселенной (пусть даже и сказочной), не так уж трудно представить, что должен видеть в каждый конкретный момент времени каждый из героев повествования. Я даю возможность читателю самому выстроить возможное развитие событий.
Представьте себе, что вы описываете рассвет с точки зрения цветка на лугу, бабочки, порхающей над ним, хищной птицы, пролетающей в вышине, пастуха, выгоняющего на луг свое стадо...
Как соотносится ваша работа биофизика и молекулярного биолога с тем, что вы пишете?
Соотносятся научные методы построения нарратива, без которых не написать толковую статью, и которым меня учили, надо сказать, неплохо. Помогает выстроить магические системы. Помните про «Чудо-Тайну-Достоверность»? Вот Достоверность даже в магии должна присутствовать. Научность, внутренняя непротиворечивость — все это и идет от моей первой профессии.
Молли Блэкуотер. Остров Крови Твердый переплет
Составляют ли компьютерные игры и сериалы конкуренцию фэнтези? Играете ли вы сами в игры? Следите ли за «Игрой престолов»?
Они составляют конкуренцию книгам, но сами являются плотью от плоти фантастики и фэнтези. Не будет литературной основы, не будет ни игр, ни сериалов. Какие игры стали культовыми и держатся десятилетиями? Те, за которыми настоящая, хорошая история, как «Диабло» или «Warcraf».
Сам я в игры играю очень мало. Мне интереснее читать, чем играть, и интереснее читать, чем смотреть. «Игру престолов» (сериал) не смотрел и не слежу за ней, я не являюсь поклонником книг Мартина, соответственно, мне и экранизация не очень интересна.
Как воспринимают ваши книги англоязычные читатели?
Никак, за отсутствием оных. Мои книги не переводились на английский, за исключением «Гибели богов», но та просто выложена, что называется, «смеха ради».
Можете назвать самых интересных, с вашей точки зрения, современных авторов, пишущих в жанре фэнтези?
С современными авторами у меня «роман не складывается». Лучший из имеющихся — Аберкромби (я так понимаю, что речь о западных авторах); но и он — бледная тень того же Глена Кука времен его расцвета.
Гибель Богов-2. Книга пятая. Хедин, враг мой. Том 2. "...Тот против нас!" Твердый переплет
Как семья оценивает ваше творчество, какие у детей любимые книги (в том числе и ваши собственные)?
Моя семья не имеет касательства к тому, что я пишу. Я не из тех «настоящих писателей», вокруг «творчества» которых крутилась жизнь их близких, и которыми они обязаны восхищаться. Дети любят разные книги — тут и «Рэдволл» Брайана Джейкса, тут и «Локвуд и компания» Джонатана Страуда, тут и «Волшебник Изумрудного города» с продолжением Сергея Сухинова, тут и «Ночной Дозор» Сергея Лукьяненко.
Поделитесь, пожалуйста, своими дальнейшими творческими планами — ваши читатели всегда очень ждут новостей!
Планы, как известно, составляются для того, чтобы не исполняться. Пока что у меня впереди завершение работы над «Гибелью богов-2», книгами «Орел и Дракон» и «Душа Бога».
Беседовала Виктория Гендлина