Первая дискуссия, состоявшаяся на стенде издательства «Эксмо», была посвящена современной художественной литературе. Главный вопрос, который обсуждали участники круглого стола, заключается в следующем — можно ли приблизить современную интеллектуальную прозу к массовому читателю? Нужно ли это делать? Существует ли в российской литературе так называемый «мейнстрим» — прослойка между высокой интеллектуальной литературой «не для всех» и более упрощенной развлекательной литературой?
В начале обсуждения модератор дискуссии журналист Константин Мильчин передал слово начальнику отдела современной литературы издательства «Эксмо», редактору, Ольге Аминовой, которая обозначила критерии массовой литературы и подчеркнула, что любая литература имеет право на существование: «У каждой книги есть свой читатель. Если мы говорим о массовой литературе, то ее отличительный признак — соответствие потребностям большинства, а эти потребности усреднены по определению. Более интеллектуальная литература востребована гораздо меньшим числом людей и это естественно». Ведущий редактор современной русской прозы Юлия Качалкина уточнила, что «и массовая, и интеллектуальная литература, в конечном счете, имеют дело с одним и тем же набором архетипов: жизнь и смерть, любовь, болезнь, счастье и горе, война и мир. Различаются лишь способы их проработки. При этом ответственность интеллектуальной литературы велика — с ее помощью закладываются те новые зерна идеи, которые потом проявляются и в массовой литературе». Специально приглашенный гость издательства «Эксмо» писатель Дмитрий Быков заметил: «У меня никогда не было ощущения, что хороший роман и великий роман — такие уж несовместимые вещи. Книга, которая не читается — непрофессионально написана. Чтобы написать великий роман — надо быть профессионалом». Возвращаясь к главной теме дискуссии: «Возможно ли навести мосты между интеллектуальной и массовой литературой?», писатель Юрий Буйда высказал довольно категоричную мысль: «Не нужен никакой мост. Посмотрите на ситуацию в Европе — представители интеллигенции сидят в своих норках и никто про них не знает. В среде интеллектуалов сейчас наступило «Новое Средневековье». Что такое вообще интеллектуальная литература? Для большинства россиян это как изданные на латыни книги». Писатель Анна Берсенева высказалась в защиту мейнстрима в литературе: «Все понимают, что такое мейнстрим, но точного определения дать никто не может. Увлеченность человека при чтении — вот самый важный фактор. Мейнстрим обладает способностью передавать эмоции. Рассуждая же об интеллектуальной литературе, чаще всего, люди имеют в виду книги, написанные «темно и вяло». Соглашаясь с супругой, писатель Владимир Сотников добавил: «Работая над книгой, автор не должен специально прилагать усилия к тому, чтобы расширить круг читателей. Эта задача лежит вне кабинета автора, вне его творчества». Завершая дискуссию, модератор Константин Мильчин подчеркнул, что время расставит все по местам и определит в итоге, кто чего стоит.
Информационным партнером дискуссии выступило радио «Культура».