Почти полвека занимаясь литературным творчеством, Иэн Макьюэн прошел долгий путь от мрачных рассказов на грани реальности, бросающих вызов привычным представлениям о морали, до романов-бестселлеров с философскими рассуждениями, вшитыми в строгое, но живое повествование.
Этот британский автор с мировым именем также освоил искусство создания киносценариев. И преуспел в этом: в экранизациях его книг принимают участие и опытные актеры, и восходящие звезды кинематографа. Жюри престижных кинопремий (в том числе, Американской и Европейской киноакадемий) обращают внимание на фильмы по произведениям писателя, независимо от их наличия в списках Букеровской премии.
И хотя среди нобелевских лауреатов имени одного из самых успешных учеников Малькольма Брэдбери не найти, на Альтернативную Нобелевскую премию его все-таки выдвинули.
Пока предприимчивый постмодернист расставляет новые ловушки для читателей в своих свежих романах, мы расскажем о семи самых известных фильмах, снятых по мотивам его книг.
Цементный сад (1993)
Режиссер: Эндрю Биркин
Взяв на себя смелость экранизировать дебютный роман Макьюэна о детях, навсегда оставшихся без присмотра, Эндрю Биркин, по-видимому, руководствовался принципом «хочешь сделать хорошо — сделай это сам». Он лично взялся за адаптацию сценария, а на роли самого младшего и самой старшей из главных героев взял своего сына Нэда и племянницу Шарлотту Генсбур. Последняя уже имела опыт съемки в картинах с намеком на двусмысленные отношения отца и дочери («Шарлотта навсегда» Сержа Генсбура), потому отлично справилась с ролью Джули. Ее нарциссичного брата Джека сыграл Эндрю Робертсон. В итоге фильм вышел не менее шокирующим, чем книга, что не помешало ему получить несколько престижных наград, в том числе «Серебряного Медведя» Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Невинный (1993)
Режиссер: Джон Шлезингер
История этой картины может послужить наглядным примером того, что возможность снять провальный фильм по роману-бестселлеру со звездным актерским составом все-таки существует. Даже если сценарий к нему напишет сам автор книги.
Отправляя в кинотеатры ленту, пролежавшую на полке около двух лет, компания Miramax Films не сочла нужным запустить даже небольшую рекламную кампанию, не было и предварительного показа. Чутье прокатчиков не подвело: критики недоумевали, как можно роль «отвратительного янки» отдать сэру Энтони Хопкинсу, «британца-ботаника» — американцу Кэмпбеллу Скотту, а «роковой немки» — Изабелле Росселини, персонаж которой напомнил всем героиню ее матери Ингрид Бергман из «Касабланки». Были вопросы и к жанру «Невинного»: если в романе элементы мелодрамы, психологического триллера и черной комедии были органично переплетены, то в фильме сбалансировать их «особые отношения» так и не удалось.
Искупление (2007)
Режиссер: Джо Райт
При всем обилии экранизаций произведений Макьюэна, «Искупление» по-прежнему остается самой популярной из них. Два «Золотых глобуса», две премии BAFTA и семь номинаций на «Оскар» говорят о многом. После громкого дебюта с «Гордостью и предубеждением» Джо Райт взял в следующую свою картину всё самое лучшее. Компанию Кире Найтли и композитору Дарио Марианелли составили опытный сценарист Кристофер Хэмптон и уже знаменитые к тому моменту актеры Джеймс Макэвой и Бенедикт Камбербэтч вместе с начинающей актрисой Сиршей Роннан.
Терпеливая любовь (2004)
Режиссер: Роджер Мичелл
При переносе на экран романа с самым двусмысленным названием Роджеру Мичеллу в полной мере удалось передать смысл игры слов. Оригинальный заголовок «Enduring Love» совпадает с книжным, а разнообразные проявления этой самой «любви» изображены ярко и достоверно.
Сценарист Джо Пенхолл заменил часть писем и звонков одержимого Джеда (Рис Ивенс) живыми диалогами с Джо (Дэниэл Крейг), тем самым добавив в их конфликт остроты. А для контраста с разрушающимся браком Джо и Клэр (Саманта Мортон) ввел дополнительных персонажей — счастливых супругов Робина и Рейчел (Билл Найи и Сьюзен Линч). Правда, в порыве сделать образы более доступными для зрителя, исследовательница Китса Кларисса превратилась в скульптора Клэр, но это только внесло в картину новые символы — в дополнение к макьюэновскому воздушному шару, красным пятном проплывающему на фоне спокойной цветовой гаммы первых кадров фильма.
Дитя во времени (2017)
Режиссер: Джулиан Фарино
По признанию Стивена Бутчарда, создание сценария по этой книге стало для него непростой задачей. В центре внимания в полуторачасовой драме — личная трагедия детского писателя Стивена Льюиса (мастерски сыгранная Бенедиктом Камбербэтчем), а переживания его жены (Келли Макдональд), проблемы семейной пары друзей (Стивен Кэмпбелл Мур и Саския Ривз) и история отношений с родителями (Ричард Дурден и Джеральдин Александер) намечены лишь пунктиром. И хотя сам Макьюэн в одном из интервью высказал глубокое удовлетворение тем, что «его произведение попало в руки съемочной группы такого уровня», к экранизации остается много претензий со стороны поклонников творчества мэтра.
На берегу (2017)
Режиссер: Доминик Кук
В сентябре 2017-го на Кинофестивале в Торонто была представлена экранизация романа «На берегу» — первый полнометражный фильм от известного театрального режиссера Доминика Кука. Во время собственноручной адаптации сценария Макьюэн внес несколько изменений в сюжет. И, по всей видимости, это пошло на пользу истории о неопытных молодоженах: картина была встречена критиками весьма благосклонно.
Когда в 2010 году стало известно о подготовке к съемкам, на главную роль была предложена Кэри Маллиган («Великий Гэтсби», «Не отпускай меня»), а мечтавшая сыграть Флоренс Сирша Роннан не подходила тогда по возрасту. Однако Сирше повезло «дорасти» до второго в ее карьере фильма по произведениям британского писателя. Пару ей составил Билли Хоул из нашумевшего «Дюнкерка» Кристофера Нолана.
Примечательно, что актеры однажды уже играли влюбленных — в киноверсии чеховской «Чайки».
Закон о детях (2017)
Режиссер: Ричард Эйр
Не прошло и трех лет после выхода одного из лучших произведений Иэна Макьюэна, как они вместе с режиссером Ричардом Эйром (также одним из продюсеров «Искупления») подготовили киноверсию, ставшую «одним из лучших фильмов фестиваля в Торонто» 2017 года. Освободив сюжет от второстепенных деталей, писатель дал зрителям возможность сосредоточиться на образе судьи Фионы Мэй.
Наблюдать за блестящей игрой Эммы Томпсон — большое удовольствие, особенно с учетом того, что в Голливуде ее героине, скорее всего, сбросили бы пару десятков лет (от чего экранизация бы сильно потеряла). Справились со своей задачей исполнители ролей мужа Фионы и на беду спасенного ею от лейкемии подростка Адама — неподражаемый Стэнли Туччи и многообещающий Фионн Уайтхэд (знакомый нам, благодаря всё тому же «Дюнкерку» Нолана). Отдельное спасибо Эндрю Данну за операторскую работу: кадры смотрятся не хуже, чем в его же «Телохранителе».