«Золотые земли», «Иди через темный лес», «За северным ветром» — в последнее время на прилавках книжных магазинов появилось сразу несколько циклов, сюжеты которых построены на материале славянского фольклора. Эти книги попадают в топы рейтингов продаж, фанаты рисуют по ним арты и снимают видео, а авторы набирают до полумиллиона подписчиков в социальных сетях.
Мы решили разобраться, чем эти романы отличаются от текстов 90-х и почему сегодня они стали так популярны.
Откуда есть пошло славянское фэнтези
В январе 2007 года журнал «Мир фантастики» признал писательницу Марию Семенову создательницей славянского фэнтези. Ее цикл о приключениях Волкодава действительно поднял волну интереса к древнему прошлому славян, но некоторые исследователи литературы считают, что основателями поджанра были еще русские классики.
Пушкин активно использовал мифологию в «Руслане и Людмиле» и «Русалке». Гоголь просил родных разузнать побольше об украинских обрядах и поверьях и ввел в свои «Вечера на хуторе близ Диканьки» не только христианскую нечисть, но и вполне себе языческих духов. Его Вий, например, вообще восходит к пантеону древнеиранских мифических существ, волею судеб оказавшихся частью славянской культуры.
-19% Вечера на хуторе близ Диканьки Мягкая обложка 275 ₽ 339 ₽ -19% Добавить в корзину
Фэнтезийные черты исследователи находят в творчестве Александра Вельтмана («Кощей бессмертный. Былина старого времени», «Святославич, вражий питомец»), Александра Кондратьева («На берегах Ярыни: Демонологический роман») и других авторов Золотого и Серебряного века русской литературы.
«Интерес к своей культуре и к своим традициям у всех художников есть и будет. С этого начинается становление тебя как человека. Читатели же тянутся к таким произведениям, потому что видят близкий культурный код и не только отражение прошлого, но и настоящего. Да и Запад через творчество пытается нас познать, иногда немного утрированно, но что делать», — считает ведущий редактор группы российской фантастики Кира Фролова.
Новая волна популярности и новые герои
Всплеск интереса к поджанру, или его второе рождение, произошел в 90-х после публикации книг Марии Семеновой. Но и он постепенно угас. Славянским мифам и легендам пришлось ждать еще несколько десятилетий, прежде чем молодые авторы вернулись к этому направлению.
«В рукописях, которые приходят самотеком, едва ли не каждая вторая (тут, я, конечно, преувеличиваю) книга написана в этом поджанре. Не все они одинаково качественные, но эту тему сейчас стали активнее эксплуатировать», — признается Кира Фролова.
Среди причин «новой волны» редактор называет и желание авторов вернуться к истокам, и интерес к славянской культуре, мимолетно возникший на Западе.
Иди через темный лес Электронная книга 319 ₽ На Литрес
«Из ярких представителей поджанра — „Иди через темный лес“ Джезебел Морган, чей сюжет основан на волшебных историях. Героиню на рубеже миров как раз встречает Баба-Яга, девушка идет в Навь. Создавая вторую часть этого цикла, автор опиралась на сказки Бажова, это немножко другое, но все-таки. Еще один молодой автор — Ульяна Черкасова, ее цикл „Золотые земли“ — эпичное полотно с неоднозначными героями. Автор абсолютно не дает своим персонажам быть плоскими и картонными. У Ульяны мега-проработанный мир, мы с ней правили даже самые незначительные мелочи, у нее замечательная база и она классно работает с фольклором. Еще у меня есть Екатерина Мекачима и ее „За северным ветром“ — это тоже огромное полотно событий с интересной интерпретацией судьбы Кощея Бессмертного», — рассказывает Кира.
И редакторы, и писатели отмечают, что сегодня в поджанре наметились перемены. И если раньше авторы вплетали в свои истории богов высшего пантеона, то сегодня они все больше обращаются к низшей демонологии:
«Поскольку пантеон богов у нас не развит, мне очень нравится низшая демонология — духи, которые известны нам всем: домовые, водяные, русалки, все те, о ком мы слышали в детстве и кем нас пугали в сказках», — рассказывает писательница Ульяна Черкасова.
Золотые земли. Сокол и Ворон Электронная книга 239 ₽ На Литрес
Ее цикл «Золотые земли» строится вокруг судьбы злой старшей сестры из сказки «Финист — Ясный сокол».
«О славянской мифологии, к сожалению, мы мало что знаем, источников для ее изучения почти не осталось. В интернете много недостоверных источников и новодела, способного запутать человека. Если вы занимаетесь славянской мифологией, то читайте как можно больше, но делите все на десять. Так я и поступала: могла взять образ одного бога, но изменить его, опираясь на лор своего мира. Например, Морану я представила как богиню-пряху, хотя она была богиней смерти, а пряхой была Мокошь, но я смешала эти два образа, что потом обосновывается сюжетом. Или если взять одного из моих любимых духов — огненного духа Жыжа, существо из белорусской мифологии, — то он обычно описывается как подземный огонь, который уничтожает леса и поля. Поскольку я живу в Московской области, тема торфяных пожаров мне хорошо знакома».
Ульяна признается, что для работы над циклом «Золотые земли» ей потребовалось изучить огромное количество материалов:
«Поскольку я не знала, с чего начать, я открыла „Мифологию славянского язычества“ Дмитрия Шеппинга, и эта книга хороша тем, что не утверждает ничего, но помогает понять, почему знания о славянской мифологии так плохо сохранились. Также мне очень нравится книга Сергея Максимова „Нечистая, неведомая и крестная сила“. Это замечательная история, потому что от нее есть ощущение, что ты приехал куда-то в деревню и слушаешь былички. Важной для работы стала книга „Баня в полночь“ В.Ф. Райана, это очень подробное и качественное изучение народной магии. Также я очень люблю книгу „Мифология волшебной сказки“ Владимира Проппа, которая помогает понять мировоззрение славян и корни сказочных историй».
Изменились в фэнтезийных романах и персонажи. Вместо брутальных рабов или князей без страха и упрека на авансцену вышли молодые девушки и юноши.
За северным ветром Электронная книга 369 ₽ На Литрес
Читатели
Вместе с героями изменилась и аудитория поджанра. И если в 90-е это были взрослые мужчины, которых волновали вопросы патриотизма и исторического «особого пути», то сегодня возраст читателей определить сложно.
«Это люди, у которых есть потребность читать любые интересные истории со сложными неоднобокими героями, которым так же трудно сделать выбор, как и обычному живому человеку», — уверена Кира Фролова.
Редактора поддерживает и Ульяна Черкасова:
«Меня читают люди самого разного возраста. Старшую аудиторию могут отпугнуть девушка на обложке и название young adult, но мне кажется, читателю стоит просто открыть книгу и попробовать, прежде чем судить о чем-то».