09 ноября, 2021

Казнить нельзя помиловать: кто такой Родион Раскольников

Рассказываем о самом известном герое Достоевского
Автор материала: Раиса Ханукаева
Казнить нельзя помиловать: кто такой Родион Раскольников

Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» и один из самых известных персонажей во всем творчестве Федора Достоевского. Он решился на убийство старухи-процентщицы, чтобы избавить мир от «кровопийцы» и заодно поправить свое финансовое положение. Но сразу после преступления раскаялся и сам перевел себя из группы «право имею» в «твари дрожащие».

Мы решили вспомнить, кем был этот человек, и как менялся его образ от черновиков к окончательной версии романа.

Преступление и наказание -10% Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет460 ₽511 ₽ В корзину В корзину

Двойное портретирование

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту»

Достоевский знакомит нас со своим героем буквально с первых строк. Никаких лишних сантиментов и надоедливых пейзажей. Мы узнаем про жаркий июльский вечер, бедную каморку и задавленного бедностью юношу, который, кстати, «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Психолог-Достоевский, возможно, понимал, что если сделает будущего убийцу настоящим красавцем, то заранее оправдает его перед читателями, а особенно — перед читательницами. Сегодня факт, интуитивно найденный автором, подтвержден множеством научных исследований: мы действительно больше доверяем и сочувствуем людям с интересной внешностью. Так что образ Раскольникова в начале романа сразу располагает к себе. Но не только сочувственные вздохи публики спровоцировали Достоевского подарить своему герою смазливое личико. Автор использует прием двойного портретирования и после убийства описывает персонажа несколько иначе:

«Раскольников <...> был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный...»

Второй портрет показывает, как изменился герой после преступления и внешне, и внутренне.

Преступление и наказание -10% Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет194 ₽215 ₽ В корзину В корзину

Раскольников в черновиках

Разрабатывать образ нигилиста с диктаторскими замашками Достоевский начал за три года до публикации «Преступления и наказания». Это было время нового увлечения идеями Наполеона Бонапарта. В 1865-м вышла книга Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где обсуждалось право сильной личности на преступления. Книга вызвала острую полемику в русском обществе, оставить без внимания которую Достоевский не смог. В том же году он предложил Михаилу Каткову, издателю журнала «Русский вестник» идею психологической повести о бедном студенте, который «решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты»

В черновиках к «Преступлению и наказанию» автор писал о будущем герое: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта...»

Однако уже на стадии идеи Достоевский был уверен в перерождении своего героя: «он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. <...> Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело»

Прототипами для образа Раскольникова послужили два преступника. Один из них — француз Пьер Франсуа Ласнер, совершил убийство ради ограбления, но, как утверждал Достоевский, называл себя «мстителем, борцом с общественной несправедливостью» и оправдывал свой поступок именно этим мотивом. Второй — приказчик Герасим Чистов, убивший топором двух старух в 1865-м году. Чистов был старообрядцем, отсюда и фамилия героя — Раскольников.

Преступление и наказание -10% Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет311 ₽346 ₽ В корзину В корзину

Трансформация образа

Роман был закончен в 1867 году, за это время Достоевский успел написать еще и «Игрока» — темп для двух крупных произведений невероятный. И все же центральным текстом стало именно «Преступление и наказание». Со времен Михаила Бахтина принято говорить о полифоничности романов, вышедших из-под пера мастера. Множество идей и множество мнений сталкиваются в каждой его книге, и «Преступление и наказание» здесь весьма яркий пример. У каждого из героев своя правда и даже в голове Раскольникова она не одна. Решаясь на преступление, он уже отбрасывает идею первенства и старшинства, дающую «право» сильным личностям. Читая письмо Пульхерьи Александровны о скором замужестве Дуни он рассуждает так:

«...Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников, в ходу и на первом плане стоит. Ну как же-с, счастье его может устроить, в университете содержать, компанионом сделать в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным, уважаемым, а может быть, даже славным человеком окончит жизнь! А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как для такого первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать! О милые и несправедливые сердца! Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся!»

Бахтин считал, что «Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого». Это в равной мере можно отнести и к Макару Девушкину («Бедные люди»), и к Якову Голядкину («Двойник), и к поздним персонажам, таким как Раскольников и Иван Карамазов («Братья Карамазовы»).

В «Преступлении и наказании» писатель стремился показать две стремящиеся друг к другу силы: влияние среды на личность и восприятие личностью окружающего ее пространства и общества. Последнее дает развитие личности вне зависимости от обстоятельств. В начале романа Раскольников пишет статью «О преступлении» «по поводу одной книги» (не исключено, что этой книгой была «Жизнь Юлия Цезаря»), чем оправдывает свои будущие действия. Но уже в третьей части читает с Соней вслух легенду о воскресении Лазаря, прямо проецируя его образ на себя самого. Меняется, как кажется, и отношение автора к герою. И «черновой» «наполеон» местного пошиба в романе превращается в человека, в чье перерождение верит сам автор. Достоевский даже делится с Раскольниковым некоторыми фактами своей биографии, так на каторге под подушкой осужденного героя лежит Евангелие. Эта же книга хранилась у писателя во врем его собственного заключения.

В эпилоге Раскольников чуть не погибает. Во время ссоры, один из каторжников бросился на него, обвинив в вероотступничестве. В глазах героя и с позиции самого Достоевского отступником или даже никогда не крещенным язычником был именно разъярившийся каторжанин, способный убить за внешнее неповиновение религии. Сам раскольников в этом эпизоде ведет себя как раннехристианский мученик, спокойно ожидавший смерти. Ситуацию спас вовремя караульный, позволив автору намекнуть о новой жизни Раскольникова — истории «постепенного обновления человека», «постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой», которую Достоевский так никогда и не напишет.

Книги по теме
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 52265  книг
Яндекс Дзен
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 52250  книг

Читайте также

Как Федор Достоевский изменил мир Познавательно
Как Федор Достоевский изменил мир
Рассказываем, как русский классик повлиял на произведения писателей в разных странах
«Дописался до чертиков»: нечисть в романах Достоевского Познавательно
«Дописался до чертиков»: нечисть в романах Достоевского
Рассказываем о бесах, ведьмах и колдунах в книгах автора
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому Познавательно
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика
Тест: Кто вы из героев Достоевского? Тесты
Тест: Кто вы из героев Достоевского?
Раскольников, Настасья Филипповна или Порфирий Петрович?
Достоевский и искусство: любимые авторы, художники и музыканты писателя Познавательно
Достоевский и искусство: любимые авторы, художники и музыканты писателя
Рассказываем об эстетических вкусах мастера
Познавательно
Чистые душой: юродивые в русской литературе
Рассказываем о блаженных из современных и классических произведений
Чистые душой: юродивые в русской литературе
Тренды
Жизнь на кон: поклонники азартных игр в литературе
Что заставляет героев Гофмана, Пушкина и других рисковать
Жизнь на кон: поклонники азартных игр в литературе
Самые гадкие герои русской литературы Познавательно
Самые гадкие герои русской литературы
От Иудушки Головлева до Мишки Кошевого