Ваша роль в процессе воспитания гения
Учитель спросил ученика, почему тот опоздал в школу. Мальчик ответил: «Видите ли, на улице было так скользко, что каждый раз, когда я делал шаг вперед, я откатывался на два шага назад». «Как же ты в таком случае добрался до школы?» — спросил учитель с усмешкой. «Я просто развернулся и пошел в обратном направлении, а попал сюда», — ответил ученик.
Все наши дети талантливы. Возможно, вы не осознаете этого факта. И конечно же сами дети уж точно об этом не знают. Между тем живущие в нынешнюю эпоху мальчики и девочки принадлежат к самому интеллектуально развитому поколению в истории человечества. Можно сказать, что они — последняя улучшенная версия вида человек разумный. Сегодняшние дети на 40% умнее, чем среднестатистический молодой человек 50-х годов прошлого столетия. В ХХ веке коэффициент умственного развития человека каждые 10 лет повышался в среднем на 3 пункта. Указанная тенденция продолжает наблюдаться, и возможно, в ней даже отмечается рост.
Добавьте к этому невообразимое количество технологий, которые сегодня мы используем в качестве вспомогательных и развивающих средств, улучшающих наши умственные способности, — портативные компьютеры, смартфоны, Интернет, — и тогда вы поймете, что рост интеллектуальных возможностей человека действительно ускоряется в геометрической прогрессии. Подсчитано, что современный человек ежедневно обрабатывает в пять раз больше информации, чем его собрат из 1986 года.
Примечательно, что такое всеобщее «поумнение» человечества произошло само собой, без целенаправленного воздействия. А теперь только представьте, каких результатов можно достичь, если помогать детям развивать интеллект, а не сидеть, сложа руки и не ждать, когда их дар соизволит проклюнуться и распуститься, как лист из набухшей почки весной.
Самый главный наставник ребенка ― это вы
Не стоит целиком и полностью полагаться на то, что школа в полной мере раскроет таланты и дарования вашего ребенка. Первым и наиболее важным учителем вашего чада являетесь именно вы. Школьные учителя делают все возможное для воспитания и обучения ребенка, однако их внимание рассеяно, так как они должны следить за многими учениками одновременно. Школа также ограничена положениями устава и бюджетом. Определенные бюрократические механизмы, функционирующие в сфере образования, не позволяют достаточно быстро проводить исследования процесса обучения и внедрять новые методы для использования полученных результатов в классах во время занятий. Умственному развитию ребенка можно дать импульс, если родители и учителя объединят усилия и вместе начнут формировать у него определенные умения, пробуждать интерес к учебе, развивать в нем любознательность и учить концентрации внимания.
Дети проводят в школе всего лишь 10―15% от общего времени. Они даже спят дольше (33%), чем просиживают в учебных аудиториях. Все остальное время (52%) они проводят дома, шатаются без дела, гуляют, играют и познают окружающий мир. Вот как они тратят те годы своей жизни, которые наиболее важны для формирования личности.
Люди, способные в наивысшей степени раскрыть дарования и таланты ребенка — те, кто играет с ним, находится рядом дольше всех и любит больше всего, — его родители. То есть вы.
Образование вашего ребенка преимущественно будет происходить не в школе. Подсчитано, что большинство профессий, которые появятся в мире к 2030 году, сегодня пока еще не существуют. Объем знаний возрастает вдвое каждые три года. Нашим детям нужно обладать навыками творческого мышления, чтобы решать такие проблемы, с которыми мы ни разу еще не сталкивались и даже не слышали о них. Это означает, что нам надо хорошо подумать о том, как воспитать людей, способных вникать в суть вещей и справляться с возрастающими требованиями быстро меняющегося мира.
Был умный и способный, а вырос лентяем и дураком
Понаблюдайте за тем, как учатся маленькие дети. Они энергичны и подвижны, они любят учиться и узнавать все новое. Они исследуют все подряд, переворачивают весь дом вверх дном, мечтают об опасных приключениях, замечают связи и строят аналогии, которые совершенно немыслимы для взрослых, и тем самым сильно утомляют родителей.
Отношение к познанию всего нового и учебе формируется задолго до того, как ребенок возьмет в руки портфель. Так, дома четырехлетний малыш задает вопрос «Почему?» в среднем каждые две минуты, но в начальной школе те же самые дети спрашивают учителя гораздо реже — всего два-три раза за час.
Давайте теперь мысленно перенесемся во времени в старшие классы школы. В этот период успеваемость многих подростков резко падает. Они изнывают от скуки за партами, становятся вялыми и апатичными, не хотят ничего делать, в случае если они чего-то не поняли, и постоянно подкалывают друг друга. К тому же (и это самое худшее) они скрывают свои истинные способности, потому что не хотят прослыть белой вороной и подвергнуться осмеянию со стороны своих друзей, которые могут счесть чересчур рьяных учеников «слишком умными».
Что же происходит с мозгом детей? Их природное любопытство отчего-то вдруг ослабевает, а воображение тускнеет. Наше желание навешивать ярлыки и оценивать всех подряд уничтожает творческие способности. Одни дети решают, что лучше быть середнячком и находиться в компании таких же, как они, то есть в окружении друзей. Другие настолько привыкают к наградам за успешную учебу, что теряют радость от самого процесса получения знаний. Третьи убеждаются, что школа — не то место, где они могут чем-то отличиться и проявить себя.
Если вас пугает мысль о том, что именно вы являетесь самым главным учителем своего ребенка, то не стоит волноваться раньше времени. Все, что от вас требуется в этой роли, —создавать условия для получения детьми нового опыта, читать им истории, показывать иллюстрации, рассказывать о мире и прививать навыки, которые помогут им обнаружить и раскрыть свои природные склонности и дарования как можно полнее.