В преддверии международной книжной ярмарки non/fiction № 19 мы попросили редакторов отдела интеллектуальной российской прозы рассказать о самых интересных новинках 2017 года.
Ольга Аминова (начальник отдела)
«Энциклопедия юности» Эпштейна и Юрьенена, на мой взгляд, одно из знаковых литературных событий 2017 года. Профессором теории культуры и литературы, директором Центра гуманитарных инноваций Михаилом Наумовичем Эпштейном и писателем, журналистом, переводчиком, издателем Сергеем Сергеевичем Юрьененом создана уникальнейшая, инновационная во всех смыслах книга. Она, я уверена, в кратчайшие сроки станет бестселлером.
Говоря об этой книге, я вынуждена неоднократно использовать слово «впервые». Впервые в русской литературе энциклопедия соединилась с автобиографией, причем автобиографией двойной, диалогической. Впервые предметом энциклопедии стала юность, самый метафизический период жизни человека. Впервые в энциклопедии исторический, бытовой контексты эпохи идут рука об руку с художественными текстами. Впервые энциклопедия отражает эволюцию времени: переход от эпохи «оттепели» к эпохе «застоя». Сто двадцать статей в алфавитном порядке раскрывают основные проблемы и лирико-философские грани юности. Эта книга закладывает новую литературную традицию.
Энциклопедия юности Твердый переплет
«Заземление» — роман, как всегда у Александра Мелихова, мощный, болевой, с постановкой наисложнейших философских, социальных, этических проблем, с катарсисом. Он не только решает вопрос отношений человека и Бога, человека и религии, но и утоляет «эстетический авитаминоз». Главный герой — Савелий — создатель своей школы в психотерапии. Как и его учитель Зигмунд Фрейд, он считает, что в нашей глубине клубятся только похоть, алчность и злоба. Метод психотерапевтической помощи Савелия — заземление. Человек несчастен лишь потому, что кто-то выдумал для него те идеалы, которым он не может соответствовать. Чем возвышеннее идеал, тем больше он насилует природу, тем больше мук и крови он требует. Мелихову для постановки проблемы требуется наисильнейший контраст, поэтому главным персонажем становится не просто атеист, не просто сомневающийся, а человек, исповедующий принципы, противоположные принципам христианства, которое, по мнению героя, содержит в себе самый противоестественный идеал. В жизни Савелия и его семьи происходят события, которые заставляют героя иначе взглянуть на жизнь. Исчезает тесть — Павел Николаевич Вишневецкий, известный священнослужитель, проповедник. Савелий оказывается под подозрением. И под напором судьбы начинает по-другому смотреть на себя, на мир, на свою идею. «Заземление» Александра Мотелевича Мелихова — роман мудреца, в котором любовь к человеку соединилась с талантом ученого и даром поэта.
Заземление Твердый переплет
Пожалуй, ни от одного автора так не ждут новинки, как от Виктора Пелевина. Все привыкли, что каждый его текст всегда неожиданный, всегда удивляет, всегда предлагает нестандартный взгляд на мир. «iPhuck 10», на мой взгляд, оказался самым-самым неожиданным. «Самый интеллектуально захватывающий за все годы», по признанию Галины Юзефович. Это роман идей, решенный с использованием жанров детектива, любовного, фантастического, социального романов, философского эссе. Проблемы гендера и сексуальности, естественного интеллекта и искусственного, подлинного искусства и объявленного таковым, жизни и ее суррогата — вот лишь краткий перечень тем произведения, которые решаются Пелевиным с присущей ему виртуозностью. Уверена, что «iPhuck 10» будет культовым романом, способным — самое меньшее — изменить отношение человека к современным гаджетам, а по большому счету — изменить самих людей.
-30% iPhuck 10 Твердый переплет 965 ₽ 1379 ₽ -30% Добавить в корзину Контент 18+
Ольга Лифинцева (редактор)
26 мая 2018 года у Людмилы Стефановны Петрушевской будет 80-летний юбилей. Это большое событие, к которому «Эксмо» на 2017-2018 гг. запланировало целую серию книг автора. Причем мы стали первыми, кто этой осенью издал новики Петрушевской — повесть «Странствия по поводу смерти» и роман, написанный специально для «Эксмо», «Нас украли. История преступлений».
Людмила Стефановна — признанный мастер, классик нашей литературы, и не требует представления. Так получилось, что она не писала крупных прозаических произведений более десяти лет, а тут в один год сразу и повесть, и роман. Обе истории выполнены в жанре детектива. Абсолютно новый для автора жанр! Роман «Нас украли. История преступлений» — детектив нового поколения, в котором, по словам Петрушевской, жертвы не хотят расследования... А повесть «Странствия по поводу смерти» — скорее триллер, и в ней, как и в романе, соединены авантюрно-приключенческий, реалистичный и абсурдистский сюжеты.
-50% Нас украли. История преступлений Твердый переплет 410 ₽ 819 ₽ -50% Добавить в корзину
Месяц назад в издательстве «Эксмо» вышла дебютная книга Саши Щипина «Бог с нами». Это роман о конце света с детективной и любовной линиями. История написана легко и остроумно прекраснейшим, богатым языком. Я уверена, что «Бог с нами» будет интересен не только интеллектуалам, но и массовому читателю. Обаятельные герои и необычные обстоятельства их жизни описаны автором с теплотой и иронией. Персонажи романа маются в ожидании конца света, который, в общем-то, уже наступил, но окончательно занавес пока не упал... и потому все еще остаются на сцене жизни — продолжают думать о хлебе насущном, мечтать о величии, заниматься плутовством, рассуждать о Боге, расследовать преступления, оживлять мертвецов, умирать и влюбляться.
-30% Бог с нами Твердый переплет 384 ₽ 549 ₽ -30% Добавить в корзину
Стоит обратить внимание и на лауреата «Русской Премии» Александра Гадоля. В его первую книгу кроме романа «Режиссер. Инструкция освобождения» вошла еще повесть «Живучий гад». Это два самостоятельных текста, но главных героев обоих произведений вполне можно воспринимать как одного, с той лишь разницей, что в повести мальчик Саша, двенадцатилетний фарцовщик-авантюрист, только протаптывает дорогу к тюремной камере, а в романе (здесь персонажа Гадоля зовут Режиссер и на воле он выдавал себя за режиссера) уже сидит. И Саша, и Режиссер фанаты фильмов нуар. Жизнь воспринимают, как кино, говорят и действуют как кинематографические преступники. Тексты Гадоля яркие и осязаемые как на экране — можно различать звуки, чувствовать запахи. Автор создает ситуации и образы, которые одновременно видятся и абстрактными, и очень четкими. И все происходящее с главными героями одновременно абсурдно и удивительно реалистично.
Режиссер. Инструкция освобождения Твердый переплет
Валерия Ахметьева (ведущий редактор)
В 2017 году вышло сразу несколько интереснейших книг в новых и продолжающихся книжных сериях.
Прежде всего стоит рассказать о серии, посвященной новым писателям. Куратором ее выступает литературный критик Валерия Пустовая (серия так и называется: «Критик Валерия Пустовая рекомендует»). В августе вышел дебютный сборник Ольги Бешлей «Мой дикий ухажер из ФСБ и другие истории». Эта книга – не коллекция баек, а сборный роман воспитания, в котором можно расти в обе стороны: вперед (обживать взрослость) или назад (разблокировать молодость).
Мой дикий ухажер из ФСБ и другие истории Твердый переплет
В ноябре в свет в этой же серии появилась книга красноярского писателя Евгения Эдина «Дом, в котором могут жить лошади». Проза Эдина, считает его земляк Эдуард Русаков, напоминает так называемую молодежную или исповедальную прозу писателей-шестидесятников, но куда более жесткая, психологически трезвая, лишенная романтических и сентиментальных иллюзий. Это проза перехода, внимательная к моментам выбора.
-30% Дом, в котором могут жить лошади Твердый переплет 559 ₽ 799 ₽ -30% Добавить в корзину Контент 18+
В серии «Претендент на бестселлер!» вышла книга поэта, прозаика и издателя из Владивостока Константина Дмитриенко «Повесть о чучеле, Тигровой Шапке и Малом Париже» — «мистический истерн», роман о российском Клондайке на Дальнем Востоке в начале ХХ века, поэтическое произведение, чем-то близкое «Сердцу тьмы» Джозефа Конрада. Переводчик Максим Немцов назвал «Повесть» так: «криптоисторическое полотно охватом с конец XIX по начало ХХ века, лоскутное одеяло историй, которое сшивается так, что виден и чувствуется весь дух и мифос Дальнего Востока».
Повесть о чучеле, Тигровой Шапке и Малом Париже Твердый переплет
И, конечно, нельзя не отметить роман Валерия Бочкова «Брат мой Каин», завершающий трилогию, начатую «Коронацией Зверя» и «Хароном» (которые вышли в авторской серии «Рискованные игры»). Автор приурочил эту вещь к столетию Октябрьской революции, пытается ответить, кто мы и куда идем. События развиваются в близком будущем — том, что наступило после переворота, описанного в «Коронации». Как всегда, Бочков написал русский роман, напоминающий голливудские фильмы: увлекательность, динамичный сюжет, неожиданный финал — в книге все это есть.
Брат мой Каин Твердый переплет
Елена Рыбакова (редактор)
Одним из самых ярких событий в новейшей русской прозе, и отнюдь не только в масштабах уходящего года, кажется мне появление детективной серии Юлии Яковлевой. Велико искушение мерить этот дебют явлением Бориса Акунина двадцать лет назад. Но нет, Юлия Яковлева делает шаг гораздо более радикальный.
Действие в ее книгах о следователе Зайцеве происходит в сталинские времена, в разгар массового террора, иначе говоря, в эпоху, о которой нам привычно говорить языком трагедии. Не отменяя трагедию, Юлия Яковлева предлагает новый художественный язык для осмысления этого времени. Скрестить Кафку с Шерлоком Холмсом — задача сама по себе головокружительно сложная; остается только удивляться, с каким мастерством писатель берет планку, которую сам себе установил. Открытие нового языка для разговора об общеизвестном — это всегда событие. С тем, что оно свершилось, я и хочу поздравить читателей.
Вдруг охотник выбегает Твердый переплет
Ганна Шевченко (редактор)
Многие критики и коллеги по цеху давно числят Романа Сенчина в живых классиках. Его книги выходят в ведущих издательствах России и номинируются на самые престижные литературные премии. В ноябре 2017 года у писателя вышел новый сборник рассказов «Постоянное напряжение», в который вошли не только новинки, но и тексты, уже опубликованные в сборниках издательства.
Мир Сенчина населен простыми людьми. Марина, седьмой год приезжающая на свидания к мужу в колонию. Лена, продавщица колбасного отдела, которая никак не дождется предложения от Виталия. Житель курортного городка, в сезон сдающий квартиру, и убивающий в тоске остальное время года. Электрик Николай Федорович, который все никак не может решить, защищать ли ему крольчатник от воров электрической ловушкой. Сколько их в этом муравейнике! Жалких, беспомощных, смешных, тянущих груз своего существования. Но даже здесь, в серости будней, нет-нет да и затеплится тонкий лучик надежды.
Постоянное напряжение Электронная книга 229 ₽ На Литрес
Екатерина Неволина (ведущий редактор)
С самого первого посещения редакции Елена Селестин произвела на меня огромное впечатление. Очень харизматичная, умная, она профессионально занимается искусствоведением, курирует выставки современных художников в России и за рубежом, сотрудничает с радиостанцией «Орфей», организует литературно-музыкальные мероприятия, читает лекции об истории ароматов и... пишет книги.
Именно ее произведениями о Рубенсе и Тициане началась серия «Тайны великих художников». Каждая ее книга соединяет черты биографического, исторического, искусствоведческого и приключенческого романов.
Произведения Елены Селестин такие же многоплановые и обаятельные, как она сама, в них мир предстает в красках, звуках, запахах. Так и кажется, что тайком заглядываешь в мастерскую Рубенса, чувствуя смесь ароматов красок, свежего дерева, нагретого солнцем, видишь самого гениального художника — немного взлохмаченного, порывистого — не застывшее в веках изваяние, а живого человека со всеми его достоинствами и недостатками. В ее романах известные со школьной скамьи шедевры оживают и наполняются новым, неожиданным смыслом. Лично я увлеклась этими текстами с первых же строк, вопрос: «Издавать или нет?» даже не встал передо мной, потому что изначально было понятно: «Издавать! Нельзя быть эгоисткой, читая это в одиночестве».
Зеркало Рубенса Твердый переплет
Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction № 19 пройдет 29 ноября — 3 декабря 2017 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу.
Приглашаем Вас на встречи с нашими авторами!