Японские детективы в последние годы вызывают нарастающий интерес у западной аудитории. Авторы из Страны восходящего солнца привлекают нестандартной манерой повествования, национальным колоритом и тайнами, которые не так уж просто раскрыть, даже когда найдены все улики.
В 2019 году всеобщее внимание было приковано к син-хонкаку: только в России несколько десятков тысяч экземпляров «Токийского Зодиака» Содзи Симады были распроданы за считаные месяцы. Сегодня же на мировую литературную сцену выходит еще одна разновидность японского детектива — иямису. Чем же различаются эти популярные жанры? Давайте разберемся.
-16% Токийский Зодиак Твердый переплет 712 ₽ 849 ₽ -16% Добавить в корзину
Хонкаку — значит «настоящий»
В разговоре о классике японского детектива невозможно не упомянуть Эдогаву Рампо. Он, конечно же, не был первым, кто решил порадовать читателей запутанными расследованиями, но сделал очень много для популяризации жанра в своей стране. Кстати, его имя по сей день носит главная японская премия в области детективной литературы. Рампо был большим поклонником творчества Эдгара Аллана По и Артура Конан Дойла. Каждый свой роман он старался писать в соответствии с 20 принципами, сформулированными в конце 1920-х американским писателем С. С. Ван Дайном, и призывал к этому коллег.
Слово «хонкаку» обычно переводят как «ортодоксальный», «подлинный» или «аутентичный». Иными словами, с точки зрения японцев, это и есть «настоящий» детектив, а все остальное уже считается «трансформацией жанра». Сам термин был предложен Сабуро Кога, ровесником Эдогавы Рампо. Он предложил называть так лишь те детективы, в которых все внимание автора сосредоточено на решении логической задачи — расследовании преступления. Причем важно не только показать читателю логику этого решения, но и дать ему все ключи к разгадке, предложив посоревноваться с героем в сообразительности. Отсюда главная особенность романов в жанре хонкаку: повествование всегда ведется от лица того, кто расследует преступление. Персонаж может чего-то не понимать с первого раза или заблуждаться, но никогда не лжет и не утаивает фактов. Таким образом, чтение книги превращается в интеллектуальную игру, и это всегда честная игра.
Читайте также: 5 особенностей японского детектива
Хорошо забытое старое: син-хонкаку
Хонкаку-детективы были популярны в Японии до конца 1950-х, с перерывом на годы Второй мировой войны, когда сразу несколько литературных жанров попали под запрет государства. Затем японцы еще на 20 лет утратили интерес к сухим логическим загадкам, сметая с полок книжных магазинов остросюжетную прозу, а среди авторов детективов тем временем становилось все больше женщин.
Однако уже в 1970-х началось возрождение жанра хонкаку, а еще через 10 лет появилась так называемая «новая ортодоксальная школа», или «син-хонкаку ха». Самыми известными представителями этого движения стали Содзи Симада, Юкито Аяцудзи, Алиса Арисугава и Таку Ашибе. Причем первым двум авторам удалось добиться огромной популярности не только на родине, но и за рубежом. По сути, именно «Токийский Зодиак» Симады и «Убийства в десятиугольном доме» Аяцудзи спровоцировали тот син-хонкаку-бум, который продолжается до сих пор.
Убийства в десятиугольном доме Аудиокнига 349 ₽ На Литрес
За что мы любим иямису
И все же, как видно из истории хонкаку-детективов, логические головоломки без красивых пейзажей и обаятельных героев нравятся далеко не всем. Многие современные читатели не могут всерьез увлечься книгой, которая задействует только их интеллект, не обращаясь к эмоциям. Для любителей покопаться в психологии персонажей и как следует изучить темные стороны человеческой натуры как раз и существует жанр иямису.
Термин «иямису» возник в 2006 году, и его буквальный перевод на английский звучит как «eww-mystery». Если же говорить по-русски, то это разновидность детективной фантастики, оставляющая после прочтения чувство глубокого отвращения к героям. Тем не менее уже в 2012-м подобные произведения приобрели невероятную популярность в Японии и за ее пределами, причем самыми успешными авторами «отвратительных» детективов стали женщины: Махокару Нумата, Мари Сатико, Рикако Акиёси и «королева иямису» Канаэ Минато, автор книги «Виновен». Именно они смело вскрывают в своих романах самые болезненные нарывы японского общества.
Молодые и талантливые писательницы без стеснения говорят о проблемах, актуальных в любой стране: об эгоизме, насилии, манипуляциях и других проявлениях человеческой жестокости. Их персонажи омерзительны, но именно поэтому вы не сможете оторваться от книг до последней страницы. Так уж устроена наша психика: контролируемое отвращение мозг легко и быстро превращает в удовольствие.