Романтическое фэнтези — традиционно женский жанр, написанный женщинами для женщин. Некоторых читателей отпугивает уже само название, а кто-то, наоборот, покупает только книги с характерными для этого направления обложками.
Почему ромфант так популярен? Так ли он архитипичен? И есть ли у него будущее в наш век сильных женщин? Разбираемся в нашем материале вместе с авторами и редакторами.
Что такое романтическое фэнтези?
По сути, это поджанр фэнтезийной литературы, где на первый план выходят не поиски артефактов или сражения с волшебными тварями (хотя все это тут тоже есть), а взаимоотношения людей, социальные проблемы, а иногда и политические интриги. Некоторые критики проводят черту между романтическим фэнтези, где большую роль играет фантастический элемент, и фэнтезийным любовным романом, где магия не так важна, как отношения главных героев. Существует и более дробное деление, но, как считают сами авторы, все границы очень подвижны.
«Сегодня мы наблюдаем тенденцию к смешению жанров. Если в начале нулевых книги Громыко, Олди и Дьяченко назывались просто „фэнтези“, то потом направление расслоилось по гендерному принципу — на поджанры, а поджанры — на микрожанры. Фэнтези сначало стало „мужским“ и „женским“, а потом „героическим“, „темным“, „романтическим“, „приключенческим“ и так далее. Затем уже романтическое фэнтези разделилось на „академии“, „отборы“, „юмористическое“, „бытовое“ и прочее», — рассказывает писательница Ирина Котова.
Но, по словам автора, ромфанту стало узко в условиях чистого поджанра, и он снова вбирает в себя элементы из других направлений и вырастает над уровнем одножанрового фэнтези.
«В последнее время термин „ромфант“ — очень расплывчатый, даже несмотря на то, что многие произведения „носят“ этот жанр как основной. К примеру, моя книга „Королевство остывших морей“ относится к ромфанту, но „традиционность жанра“ уходит в тот момент, когда в книге появляется второе, не менее важное направление — героическое фэнтези. И вот, перед нами уже не такой уж и традиционный ромфант. Здесь и крепкая линия любви, и не менее захватывающие приключения наперевес с магической катастрофой, которой тоже уделена большая часть повествования», — подтверждает слова коллеги писательница Вероника Фокс.
И все-таки некоторая общая основа у ромфанта есть: этот жанр принято рассматривать как «пра-пра-правнука» рыцарских романов, а значит, чаще всего его герои — это благородные принцы и принцессы (на худой конец — просто родовитые дворяне и дворянки). Они прекрасны телом, и душой и нередко отвечают основным гендерным стереотипам.
А так ли плохи стереотипы?
Как минимум они небезопасны. Согласно исследованиям Аналитического центра НАФИ, гендерные роли негативно влияют на экономику. Есть исследования, которые доказывают связь социальных предрассудков и увеличение случаев насилия, а также повышенного уровня стресса как среди мужчин, так и среди женщин.
С другой стороны, литературные сюжеты часто строятся на привычных нам тропах и помогают сбежать из сложного и запутанного мира в простое и понятное пространство, где зло всегда будет наказано, а добро победит. И тут романтическое фэнтези, в котором большинство героев либо «белые», либо «черные», может стать своеобразной психотерапевтической практикой:
«По моим наблюдениям, наши замечательные читательницы выбирают книги под определенное настроение. Порой хочется просто расслабиться и прочитать о сильном, благородном герое, который с помощью меча и магии спасет и защитит нежную героиню», — рассказывает Лана Ежова, автор романа «В шаге от зверя».
Но, по словам Ланы, настроение может быть и прямо противоположным, и тогда на помощь приходят позитивные истории о барышнях, «которые наладят быт, построят вредную родню, помогут герою одолеть злодеев, а то и самостоятельно врежут негодяю». Такие книги, считает писательница, не только развлекают, но и помогают поверить в свои силы. С ней согласна и Ирина Котова:
«Важно понимать, что мы имеем в виду под традиционным ромфантом. Если наследие серии „Шарм“, где героиня действительно часто „бедная овечка“ или дева в беде, которая ждет своего принца-спасителя, то и сейчас такой ромфант есть, и ничего в этом плохого нет. Это востребованный троп, очень утешающий современных женщин. Ведь они постоянно бегут вперед, находятся на пике свершений или выживают, пробивая себе дорогу и поднимая детей».
Авторы и редакторы уверены, что наш стремительно меняющийся мир тем и хорош, что все разные, и каждый подход имеет право на жизнь, в том числе и умеренно-традиционный:
«Скажу по секрету: далеко не каждая женщина хочет быть „сильной“, но почти каждой — приходится. Поэтому жанр ромфанта так популярен. Его основная аудитория — женщины, которые тащат на себе быт, детей, семью, работу, свой досуг и хобби, и они хотят отправиться в сказку. Наш основной троп — история о Золушке, о девушке, которая долго трудилась и была за это вознаграждена. Книги самых популярных авторов романтического фэнтези — Ирины Котовой, Милены Завойчинской, Елены Звездной, Натальи Жильцовой — расходятся огромными тиражами в бумаге, а популярность жанра в электронном формате — безумная. Ромфант сочетает в себе все самое лучшее для комфорта и отдыха — классический любовный роман с хорошим концом и фэнтезийный мир, совсем не похожий на наш», — рассказывает редактор направления Мария Руднева.
Кстати, о непохожести миров. Авторы романтического фэнтези уверены, что, несмотря на стандартизированность жанра, их книги все-таки не так далеко уходят от реальности и дают читателям посмотреть на те же повседневные проблемы под другим углом:
«Романтическое фэнтези сегодня выживает за счет реалистического повествования. Когда читательницы видят, что герои книги задаются теми же вопросами, что и они, это сближает. В России чаще отдают предпочтение именно такому ромфанту. Тиражи книг растут, потому что женщины видят: книжные героини тоже сталкиваются с трудностями и проблемами на пути к чистой и светлой любви, но успешно их преодолевают! И это дает силы в обычной жизни. А когда эти проблемы лаконично вписаны в магический мир, сюжет захватывает до последней страницы», — уверена Вероника Фокс.
Способен ли ромфант сломать собственные шаблоны?
Конечно! Как мы говорили ранее, жанр уже не может существовать и развиваться в узких рамках. В романтико-фэнтезийных книгах все чаще появляются элементы других направлений, а современные реалии все сильнее влияют на их авторов.
«Сейчас век „сильных женщин“, поэтому и в ромфанте книги начинают отвечать современному запросу. Например, моя книга „Академия «Белое пламя»“ в первую очередь про девушку, которой надо найти себя, стать сильной, и лишь потом найти себя в отношениях. Мне очень нравится тот самый тип „сильных женщин“, смотреть на их становление. Однако с этим и вправду надо быть аккуратным, не должно быть перекоса в одну сторону. Потому что любовь — это синергия двух людей», — признается писательница Тэффи Нотт.
Но шаблоны авторы современного ромфанта ломают не только в области гендерных стереотипов. Деление на «черное» и «белое» тоже постепенно становится не таким уж четким.
«Наверное, мне удается ломать лишь собственные шаблоны. Большинство моих читателей любит кромешный цикл, однотомники о благородных, могущественных воинах из ордена Кромешной Тьмы и их невестах. Но иногда тянет дать шанс на исправление злодею или позволить героине в каких-то ситуациях оказаться сильнее героя. Во благо ли такой слом? Мне сложно судить. Здорово, когда все не так, как кажется на первый взгляд, и спасение принцессы из башни оборачивается проблемами, которые рыцарь может решить лишь вместе с драконом», — рассказывает Лана Ежова.
В материале о классическом фэнтези мы показали, как фантастические истории могут стать прививкой от ксенофобии. Ромфант тоже не исключение. По словам Марии Рудневой, странные, а может быть, и пугающие на первый взгляд герои тут могут оказаться весьма симпатичными личностями.
«В ромфанте некромант может быть славным протагонистом, просто работа у него такая — на кладбище с черепушками! Тема некромантов вообще очень популярна. А вот обидно за фейри — обычно это просто люди с острыми ушами, а ведь про фейри очень интересно писать про настоящих, с другой моралью и подходом к жизни».
***
Получается, что романтическое фэнтези — жанр не такой уж однозначный, и найти здесь что-то интересное для себя сможет любой читатель. Так что, если вы еще не познакомились с книгами наших авторов, предлагаем вам поскорее это сделать и дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.