Автор: Антонина Крейн
Роман «Улыбнись мне, Артур Эдинброг» — это фэнтези-история о колдуне Артуре, которого считают мессией в умирающем мире Гало, и землянке Виолетте, из-за ошибки ставшей его фамильяром вместо белого тигра. Вынужденные сотрудничать, герои живут в кампусе старинного университета Форван, сдают экзамены, раскрывают тайны прошлого, постепенно влюбляются друг в друга и пытаются придумать, как быть с тем, что совсем скоро наступит Судный день.
-22% Улыбнись мне, Артур Эдинброг 679 ₽ 871 ₽ -22% В корзину
Одна из особенностей этого легкого и жизнеутверждающего романа в жанре light academia — россыпь отсылок к знаменитым произведениям культуры и искусства. Их присутствие связано с тем, что прежде, на Земле, главная героиня Вилка была преподавательницей истории. Рассказывая читателю о незнакомом мире и своих безумных приключениях, она то и дело прибегает к сравнениям из области гуманитарных наук.
Именно из-за этого на форзаце романа можно найти своеобразную «картинную галерею» и рассмотреть в ней все, что упоминается в тексте.
Ниже я подробнее расскажу о пяти произведениях, упомянутых Виолеттой. Читайте книгу — любуйтесь шедеврами искусства!
«Сад земных наслаждений», Иероним Босх
«Разбираться, что тут происходит, я буду завтра, с новыми силами: вдруг на свежую голову это получится лучше. Или, возможно, это и вовсе окажется сном. Предположим, что в последние дни я просто слишком увлеклась работой над онлайн-уроком о Босхе, и теперь мне снится всякая чудь. Уже хорошо, что не голые люди, пляшущие с маракасами наперевес внутри совы, как в „Саду земных наслаждений“».
Иероним Босх (около 1450–1516) — художник, яркий представитель Северного Возрождения, чье творчество изобилует символами, которые и сегодня нередко ставят исследователей в тупик. Своими картинами он вдохновил огромное количество сценаристов, художников и дизайнеров, что неудивительно с учетом его красочных фантастических сюжетов, изобилующих неожиданными персонажами и монстрами.
Одно из самых знаменитых произведений Босха — «Сад земных наслаждений». Это внушительный триптих, сплетающий четыре сюжета, рассказывающих о грехопадении человечества.
Первый сюжет триптиха мы видим в положении с закрытыми створками. Он повествует о третьем дне создания мира: человека еще нет, а вот скалы и океан уже появились. Все тихо и мирно, впереди надежда на прекрасное бытие человечества.
Второй сюжет — левая часть триптиха — показывает Рай. Удивленный Адам смотрит на только что сотворенную Богом Еву, вокруг бродят удивительные животные. На заднем плане продолжается процесс созидания: новые существа выходят в мир из символического озера жизни. Свеженький, с иголочки, мир радует глаз.
Третий сюжет — самый масштабный, центральный — посвящен тому, как оставленные без присмотра люди начинают неистово грешить. Безумное и красочное действо, полное сладострастия, уже не оставляет человечеству шанса на Рай после смерти. В компании диковинных монстров люди движутся по кругу вокруг озера, все глубже погружаясь во тьму своих тайных фантазий.
По сути, весь триптих называют в честь этой центральной части — «Сад земных наслаждений».
И финал истории — правая створка — это Ад. Надежды больше нет: грешников постигло наказание. В середине картины мы видим странное огромное существо с человеческим лицом, телом-яйцом и ногами-деревьями, которое можно расценить как главного демона, проводника по Аду для человечества.
Босх любил сочетать яркость образов со строгим нравоучением, поэтому многие исследователи расценивают «Сад земных наслаждений» как картину-предупреждение человечеству: остановитесь, пока не поздно, выйдите из порочного хоровода, если не хотите, чтобы вас в ухо целовала свинья в монашеском облачении и пожирал птицеголовый монстр.
«Дама с единорогом»
«Комната выглядела так, будто в ней долго и упорно отжигал пьяный полтергейст, празднующий ошеломительные кассовые сборы фильма с его участием. Все было сдвинуто с мест, порушено и перекошено.
— Да-да, это сделала ты, фамильяр. И это еще полбеды... — лениво протянул Эдинброг, услышав мой сдавленный писк удивления. — Потом, как видишь, твое подсознание увлеклось украшательством.
И впрямь: потолок был перекрашен в стиле полотен Боттичелли, круглые светильники на стенах сменились витражными лампами Тиффани, гобелены на стенах „перешили“ в стиле Дамы и единорога из парижского аббатства Клюни... А вместо пола был наполовину мох, наполовину песок».
«Дама с единорогом» — главный экспонат музея средневекового искусства Клюни в Париже. Это цикл из шести гобеленов, который получил известность благодаря писательнице Жорж Санд. Именно она обратила внимание на эти шпалеры, до середины XIX века висевшие в замке Бруссак. Описав «Даму с единорогом» в своем романе «Жанна» (1844 г.), Жорж Санд вызвала к ним большой интерес общественности.
Но еще сильнее шпалеры обязаны своей популярностью другому французскому писателю — Просперу Мериме. Он занимал пост главного инспектора исторических памятников Франции, и так же примерно в 50-х годах XIX века начал переговоры о приобретении шпалер государством. Сделка была непростой и осуществилась лишь в 1882-м, после чего «Дама с единорогом» поступила в коллекцию Музея Клюни.
«Голконда», Рене Магритт
«По всему небу до самого горизонта появились какие-то странные багровые яйца. Они аккуратно висели, почти что в шахматном порядке, вызывая ассоциации с „Голкондой“ Магритта. Все эти яйца слабо пульсировали. По ним медленно разбегались белые трещины — пронзительно сияющие на фоне почерневшего неба».
Рене Магритт — бельгийский художник-сюрреалист, прославившийся благодаря своим загадочным, остроумным и поэтическим картинам.
Любитель шляп-котелков и строгих пальто, Магритт не только носил их в обычной жизни, но и часто помещал в сюжеты своих картин. Особенно много их в одном из самых известных произведений художника — картине «Голконда».
На первый взгляд кажется, что название никак не связано с картиной, ведь Голконда — это крепость в Индии, где когда-то торговали алмазами, а на полотне мы видим «дождь из мужчин» на фоне типичного бельгийского городка. Все герои настолько обезличены, что кажутся одинаковыми, хотя, если вы присмотритесь, увидите отличия между ними.
Исследователи полагают, что название «Голконда» связано с тем, что мужчины расположены на картине в строгом порядке, напоминающем схему кристаллической структуры алмаза. Возможный смысл здесь таков: пусть нам и кажется, что толпа — это хаотичное скопление людей, на самом деле в ней присутствует жесткая иерархия, связывающая всех воедино и, увы, лишающая индивидуальности.
«Мадонна канцлера Ролена», Ян ван Эйк
«Я обмоталась красным пледом, как плащом, и только вышитая золотая окантовка поблескивала по краям. Самой себе я нескромно напоминала „Мадонну канцлера Ролена“ ван Эйка. Этот фламандец, один из ярчайших представителей Северного Возрождения, одним из первых стал подписывать свои картины (прежде это не было принято) и усовершенствовал масляные краски так, что живописец и историограф Джорджо Вазари утверждает — он их в принципе изобрел...
Между тем красная ткань натолкнула меня на одну мысль касательно экзамена.
— Слушай, Артур, — пробормотала я. — А у вас тут, случайно, нет такой штуки, как коррида?..»
Поскольку о самом ван Эйке нам уже рассказала Вилка, добавим только немного информации о картине.
«Мадонна канцлера Ролена» — полотно, оплаченное канцлером. Как обычно в таких случаях, фигура донатора (то есть заказчика) играет свою роль в сюжете.
Чаще всего донаторы, когда они присутствуют на картинах, изображаются достаточно маленькими по сравнению с библейскими персонажами — в знак уважения. Но не здесь: если присмотреться, становится ясно, что Мадонна гораздо мельче канцлера. Стоя на коленях, он оказывается одного с ней роста.
Прерафаэлиты
«В какой-то момент я тоже увидела фейри. Краем глаза: высокий, удлиненный силуэт, нездешне тонкий, с длинными золотыми волосами и прозрачной кожей. Было непонятно, мужчина это или женщина. Наверное, все-таки мужчина, хотя больше всего фигура напоминала Офелию на полотнах прерафаэлитов. И только ножи, зажатые в изящных пальцах, подсказывали — персонаж недобрый».
Прерафаэлиты — это направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, которое боролось против условностей викторианской эпохи, академических традиций и подражания классическим образцам.
Название «прерафаэлиты» было выбрано, чтобы обозначить духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.
Творчество художников-прерафаэлитов было поэтично и изящно, отличалось обилием аллюзий к искусству и литературе, прибегало к композиционным рифмам. Важно, что они опирались не на реальность, а на темы и образы, уже хранящиеся в культурной памяти человечества. То есть натурой для них выступали чужие произведения искусства, — и стилизация была главным методом их работы. В будущем это станет одной из основ модерна, появление которого прерафаэлиты во многом подготовили.
В живописи прерафаэлитов преобладали сюжеты, почерпнутые из литературы или истории. Больше всего они любили Средневековье. Например, Джон Эверетт Миллес и Данте Габриэль Росетти питали большую любовь к мотивам из легенд о короле Артуре и к творчеству Шекспира.