Справочники по литературе

Фильтр
Все книги (22)
Поможем выбрать книги
Расскажем о новинках, свежих подборках и главных литературных событиях
Свет женщины Свет женщины
Свет женщины Свет женщины
Свет женщины Свет женщины
Свет женщины Свет женщины
Свет женщины Свет женщины

Литература рассматривается как один из видов искусства, которое отражает жизнь и действительность исторических эпох. В школьной программе это предмет перекликается с уроками истории, и помогает оценивать те или иные события через призму видения авторов романов, поэм и других произведений.

В начальной школе к изучению произведений детей готовят на уроках чтения. Здесь не только отрабатывают навык бегло читать большие объемы текста, но и пересказывать его, отвечать на вопросы и рассуждать, высказывая собственную точку зрения.

С пятого класса в учебной программе появляется этот предмет, которую условно можно разделить на русскую и зарубежную. Произведения для изучения подбираются с учетом возрастных особенностей и возможностей школьников.

5 класс

В пятом классе в программу входят стихи, сказки и былины, на примере которых дети развивают навык чтения и учатся делать выводы. Среди русских авторов обязательными для изучения являются сказки Пушкина, Жуковского, рассказы Зощенко, народные сказки, «Майская ночь» Гоголя и другие произведения. С зарубежной литературой школьники знакомятся на примерах легенд и мифов Древней Греции, приключений Робинзона Крузо, Тома Сойера, Калле Блюмквиста, сказок Ганса Христиана Андерсена, Джанни Радари, Вильгельма Гауфа.

6 класс

После освоения чтения в шестом классе школьники получают возможность познакомиться с разными жанрами. В программу этого года входят приключенческие, фантастические и мистические произведения. В разделе русской литературы в шестом классе изучают поэзию Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, повести Лескова, рассказы Чехова и другие произведения. Из зарубежной в школьный курс входят рассказы Джека Лондона, «Три мушкетера» Дюма, «Горбун» Артура Конан Дойла, «Всадник без головы» Майн Рида и «Приключения Гекельберри Финна» Марка Твена.

7 класс

В седьмом классе на уроках школьники не только читают и пересказывают материал, но учатся анализировать произведения и давать им собственную оценку. Помимо произведений в программу входит критика, которая помогает понять авторов и характеры персонажей книг. В русской литературе дети изучают «Полтаву», «Пиковую даму» Пушкина, «Тараса Бульбу» Гоголя, «Старуху Изергиль» Горького, «Сны Чанга» Бунина, рассказы Чехова, «Алые Паруса» Грина. Зарубежные авторы в 7 классе представлены произведениями «Дикая собака Динго» Рувима Фрайермана, «Белый клык» Джека Лондона, романами Рэя Бредбери и Герберта Уэллса.

8 класс

В восьмом классе школьники знакомятся с классическими произведениями, которые формируют понятия морали и нравственности, а также воспитывают чувство патриотизма. Среди русских писателей дети читают «Капитанскую дочку» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, трилогию «Детство. Юношество. Отрочество» Толстого и поэзию Марины Цветаевой. Произведения зарубежных авторов учитель может подбирать на свое усмотрение, это могут быть граничащие между фантазией и реальностью романы Уэллса, «Сердца трех» Джека Лондона, «Человек, который смеется» Виктора Гюго, «Очки» Эдгара По и другие аналогичные книги.

9 класс

В девятом классе навык чтения и анализа уже сформирован, поэтому у педагога стоит задача передать ученикам важность и ценность изучения художественной литературы. Помимо произведений в программу входит изучение очерков, автобиографических заметок и писем, позволяющих оценить не только написанный роман или повесть, но и понять его глубокий смысл с учетом той или иной эпохи.

В девятом классе школьники изучают «Слово о полку Игореве», «Недоросль» Фонвизина, «Евгения Онегина» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя, а также поэзию Блока, Есенина, Цветаевой и Ахматовой. Зарубежные авторы в программе представлены сонетами Шекспира, пьесами Мольера.

10-11 классы

В старшей школе на уроках закрепляются навыки анализа произведений и составления портретов персонажей. Основной задачей школьного предмета становится формирование у будущих выпускников норм морали, нравственного и этического воспитания.

Старшеклассники читают «На дне» Горького, «Тихий Дон» Шолохова, «Война и мир», «Петр I» Толстого, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, поэзию о войне, прозу Распутина, Шукшина и Астафьева, современную фантастику и авторскую песню на примерах Высоцкого, Цоя и Окуджавы.

Смотрите также:

Читать полностью
Свернуть текст