Советы психологов, чтобы зажечь школьника и пробудить интерес к учебе
Приятное волнение, связанное с 1 сентября, довольно быстро сходит на нет, а ощущение праздника и начала чего-то нового сменяется рутиной. Это касается как первоклассников, для которых это старт особенного этапа, так и учеников средней и старшей школы. Уже к середине первой четверти интерес к учебе и новым знаниям может существенно угаснуть, а впереди почти целый учебный год. Как помочь школьнику сохранить мотивацию и избежать мучительных «танцев с бубнами» вокруг домашних заданий?
Мы обратились за советом к психологу, педагогу и автору книг о «ленивой маме» Анне Быковой, а также к новинке Адама Прайса «Он не ленится. Как мотивировать сына хорошо учиться».
Попробуйте перефразировать этот вопрос и задать его себе: «Почему я сегодня не хочу идти на работу?» И вы удивитесь, как много вариантов наберется. То же самое с детьми.
«Большинство детей с радостью останется дома, предложи им с утра такой выбор. Ребенок не хочет в школу, потому что не выспался и предпочитает ближайший час провести в кровати. Или потому что нет желания суетиться, одеваться и выходить под противный осенний дождь. Потому что поссорился с другом и не хочет с ним видеться. Потому что дискомфорт в животе намекает на вероятность того, что придется с уроков отпрашиваться в туалет, притом неоднократно, и очень хочется избежать этой ситуации. Потому что не подготовился вчера и боится, что спросят и поставят плохую отметку. Потому что на уроках скучно, а дома всегда можно занять себя чем-то интересным. Потому что дома лучше, теплее, сытнее, комфортнее, безопаснее», — объясняет психолог и автор книг о «ленивой маме» Анна Быкова.
Задача родителей — нащупать среди этих «потому» те, на которые можно повлиять. Анна Быкова предлагает использовать такую технику. Сработает она в том случае, если ребенок готов открыться родителям, не опасаясь осуждения и наказания. Он должен быть уверен, что вы задаете вопросы, чтобы понять, как ему помочь.
«Попросите ребенка оценить свое нежелание по придуманной вами шкале. Например, 5 — в школе хорошо, расстроюсь, если туда не попаду, 4 — в школе нормально, но могу и дома остаться, 3 — в школе терпимо, но предпочел бы остаться дома, 2 — не хочу, мне там плохо, 1 — сильно не хочу, куда угодно, только не школу.
Допустим, ребенок оценил на 1. Настолько ли все ужасно? Приведите примеры, где, по вашему мнению, ужаснее, чем в школе. Если ребенок согласится с вами, что школа не самое плохое место, значит, уже оценил ее на 2. Дальше можно спросить, что должно измениться, чтобы ребенок смог поставить школе 3. Отвечая на этот вопрос, он будет перечислять причины, по которым не хочет туда. На какие-то из них точно можно повлиять. Поменять режим дня, чтобы было легче вставать по утрам. Поменять собственное отношение к оценкам, чтобы ребенок не боялся показывать вам дневник. Помочь с отставанием в учебе, чтобы легче давался учебный материал и ребенок не сталкивался с ситуацией неуспеха. Когда он оценит школу на 3, интересуемся, что должно случиться, чтобы можно было поставить 4», — объясняет Анна Быкова.
Ее книга «Школьники „ленивой мамы“» задумывалась как поддержка для родителей, которые разрываются между моральной поддержкой своего ребенка и многочисленными учебными «надо».
Первоклашке сложно объяснить, что крючки и палочки, которые он старательно выводит в прописях, и активность на уроке — кирпичики в фундаменте их будущего успеха. Это слишком долгосрочная перспектива для малышей, еще не имеющих навыка планирования. А потому главными инструментами в руках родителей и педагогов в начальной школе становятся игра и краткосрочная мотивация.
Например, можно придумать какой-нибудь приятный бонус за выполнение в течение недели домашних заданий. Или же установить простое условие: мультики или планшет включаем только после того, как сделаны уроки и собран рюкзак. Важно, чтобы родители сами следовали этому правилу постоянно, а не по настроению.
Ожидается, что по мере взросления понимание, насколько важна учеба и знания, только будет расти. Но, увы, свои коррективы вносит подростковый возраст. Именно в этот период мотивация и желание что-либо делать может сойти на нет, в том числе из-за серьезной перестройки, которая происходит в организме ребенка. Что творится в мозгу подростка, подробно, со ссылкой на научные источники разбирает автор книги «Он не ленится» Адам Прайс.
«Есть разница между „не могу“ и „не хочу“, и для вас крайне важно признать, что „не могу“ происходит гораздо чаще, чем „не хочу“. С одной стороны, „не могу“ проистекает из недостатка уверенности, а с другой, в большей мере, — от неразвитой или слабой префронтальной коры», — пишет Адам Прайс.
Он предлагает целый ряд техник и подходов к учебе, которые помогут подростку справиться с прокрастинацией и хотя бы подступиться к домашним заданиям. А еще делится важными инструкциями для родителей, позволяющими избежать ошибок и излишнего давления. Ведь часто за нежеланием школьника садиться за уроки стоит страх ошибки и неуверенность в собственных силах.
Адам Прайс объясняет, что родители, желающие сделать как можно больше для детей и уделяющие им излишне много внимания, рискуют уменьшить их шансы на развитие источников мотивации и продуктивности.
«Не принимайте отказ ребенка учиться как вызов именно вам. Ваш успех родителя не должен быть связан с его успехом как ученика. Основывать самооценку на достижениях подростка — проигрышная стратегия как для родителя, так и для ребенка», — уверен Адам Прайс.
Авторы книг по воспитанию в один голос говорят, что домашние задания — это сфера ответственности учеников, а не их родителей. А излишний контроль как раз мешает проявить самостоятельность и, как следствие, взять на себя ответственность за поступки. Когда мама или папа каждый раз пишут в чат класса, что задали по математике/истории/географии, и напоминают ребенку, что он должен сделать, он привыкает к такой модели поведения. При этом отсутствие контроля вовсе не предполагает полного безразличия к делам школьника.
«Ребенок сообщает, что не может решить задачу. При гиперопеке ему тут же кто-то из взрослых решает задачу, оформляет должным образом, и ребенку только остается все переписать в тетрадь.
При адекватной заботе взрослый проясняет, что именно непонятно.
— Я не могу решить задачу!
— А ты пробовал?
— Нет, я не понял условие.
— Что именно ты не понял?
— Все не понял.
— „Лесорубы вырубили один гектар леса“... Что в первом предложении тебе непонятно?
— Тут все понятно.
— А что тогда непонятно? Зарисуй схематично условие, как ты его понял, а я объясню по твоей схеме.При отсутствии заботы от ребенка с его задачей отмахнутся, как от назойливой мухи: „Я в твои годы сам учился“. Ребенок идет в школу с нерешенной задачей в надежде списать у кого-нибудь на перемене».
Анна Быкова, «Школьники „ленивой мамы“»
Часто у родителей возникает чувство, что если отпустить ситуацию и недостаточно строго подходить к учебе, то можно своими руками разрушить благополучное будущее ребенка. Порой это установки из детства, а порой — давление общества, где все нацелено на успех. При этом и Анна Быкова, и Адам Прайс подчеркивают, что часто отсутствие мотивации связано с неуверенностью в собственных силах. И задача родителей — грамотно поддержать детей и лишний раз напомнить, что любят их вовсе не за оценки.
«Я семейный психолог. Я часто выслушиваю рассказы взрослых людей о своем детстве. Например, о том, как мама кричала на ребенка из-за неправильно поставленного ударения. С момента, когда ребенок прятался от кричащей мамы под столом, прошло 30 лет, человек правильно ставит ударения, человек не помнит, когда он перестал делать ошибки в ударениях, не помнит фамилию первой учительницы, не помнит оценку за диктант во второй четверти третьего класса, но помнит, как мама кричала и очень хотелось убежать и спрятаться...»
Анна Быкова, «Школьники ленивой мамы»
Это неприятно признавать, но часто именно родители чрезмерным вниманием и стремлением везде подстелить соломку убивают мотивацию детей. И делают это, конечно, из лучших побуждений. Адам Прайс советует родителям сместить фокус с успеваемости на хорошие взаимоотношения внутри семьи. Ведь бесконечные придирки и напоминания, что надо сделать, могут вгонять подростков в ступор или же вызывать ответную агрессию.
Если тревожность родителей берет верх, попробуйте занять чем-нибудь... себя, а не ребенка. Это могут быть встречи книжного клуба, новое хобби. Такое переключение поможет вам перезагрузиться и найти верное решение, которое поможет превратить школу из «обязаловки» в место, где можно проявить себя.
На книги Анны Быковой и Адама Прайса действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.